№ 2-118/2015
Решение
Именем Российской Федерации
15 января 2015 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Манушиной М.Е.,
при секретаре Рябовой К.В.,
с участием представителя истца Градской Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцевой Е.В. к администрации г. Оренбурга о признании права собственности,
установил:
Зайцева Е.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Оренбурга, указав, что её матерью К. по договору на передачу и продажи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ приобретена в собственность трехкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м. в одноэтажном жилом доме по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ часть законного дома (лит.А3, А4) снесена, к оставшейся части дома литер АА1А2 возведен пристрой литер А5 общей площадью <данные изъяты> кв.м. и магазин пристрой литер ВВ1 торговой площадью <данные изъяты> кв.м.
Мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ. Истец не может вступить в наследство на самовольную постройку. В настоящее время согласно данным ГУП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ квартира № является двухкомнатной, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м. и к квартире № возведен пристрой литер ВВ1 помещение площадью <данные изъяты> кв.м.
Общее техническое состояние строительных конструкций пристроев литеры А5, ВВ1 жилого дома литеры АА1А2 в части квартиры № оценивается как работоспособное. Обследуемые объекты обладают необходимой степенью эксплуатационной надежности и пригодны к нормальным условиям эксплуатации. Обследуемые пристрои литера А5, литеры ВВ1 и жилой дом литеры АА1А2 в части квартиры № после возведения пристроев на момент обследования не создают угрозы для жизни и здоровья граждан, согласно заключению по визуальному обследованию ЗАО ПИ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы ФБУЗ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ двухкомнатная квартира одноэтажного жилого дома литер АА1А2 с пристроем литер А5 и нежилой одноэтажный пристрой литер ВВ1 соответствуют требованиям СанПиН.
В соответствии с градостроительным заключением о функциональном назначении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок расположен в зоне индивидуальной (усадебной) жилой застройки. Основным видом разрешенного использования земельного участка является размещение домов индивидуальной жилой застройки, вспомогательным видом – размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно письму ДГиЗО от ДД.ММ.ГГГГ по результатам работы комиссии по вопросу самовольно возведенной пристройки литер А5 и магазина пристройки литер ВВ1 принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведенный и реконструированный объекты недвижимости.
Истцом были проведены мероприятия к получению разрешительной документации и он обращался в ДГиЗО администрации города с заявлением о получении разрешения на ввод, однако ему было отказано в получении разрешения, так как администрацией порядок оформления права собственности на указанные объекты капитального строительства не может быть применен.
Истец владеет квартирой № в жилом четырехквартирном жилом доме. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений.
Зайцева Е.В. просит суд: прекратить право собственности на трехкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес> за собственником К.; признать за собой право собственности на двухкомнатную квартиру № с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. и нежилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., торговой площадью <данные изъяты> кв.м. в одноэтажном жилом доме смешанной конструкции литер АА1А2А5ВВ1, расположенный по адресу: <адрес>.
Истец Зайцева Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. В письменном заявлении просила рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.
Представитель истца Градская Н.Н., действующая по доверенности от 18.12.2012 года, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания. В письменном отзыве на исковое заявление считал, что признание права собственности на самовольную постройку возможно при наличии положительных заключений о соответствии постройки санитарным, строительным, пожарным нормам и правилам, градостроительному плану земельного участка и без учета требований к расстоянию до соседнего приквартирного участка, при условии согласования границ земельного участка со смежными землепользователями. Земельный участок находится в долевой собственности собственников квартир и истцу необходимо представить согласие собственников при размещении самовольно возведенной постройки литер А5ВВ1. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований – собственники и наниматели квартир в жилом доме, Павлушина Л.К., Калина Н.А., Савинкова Т.Н., Варавина С.А., Варавин Н.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причине неявки суду не сообщили.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно требованиям ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав» (п.27), учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
На основании п.1 ст.1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст.1112 ГК РФ).
В соответствии со ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Судом установлено, что в соответствии со справкой ГУП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке по <адрес> расположен четырехквартирный одноэтажный жилой дом литер АА1А2А5 с пристроенным магазином литер ВВ1.
Квартира № находится в собственности К. на основании договора на передачу и продажу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ часть законного дома (лит.А3, лит.А4), принадлежащая квартире №, снесена. К оставшейся части дома литер АА1А2 (к квартире №) возведен пристрой литер А5, общей площадью <данные изъяты> кв.м., записан за К. и магазин пристрой литер ВВ1, записан за ней же. Квартира стала двухкомнатной. Сведениями об утверждении квартиры после перепланировки предприятие не располагает.
В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ собственником трехкомнатной квартиры <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., является К.
Согласно Свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, К. умерла ДД.ММ.ГГГГ. По сообщению нотариуса Л. наследником имущества К. является Зайцева Е.В.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ УГиА ДГиЗО администрации г.Оренбурга сообщило Зайцевой Е.В. что разрешение на ввод в эксплуатацию пристроя к квартире <адрес> не может быть выдано. Администрация города Оренбурга не наделена полномочиями по изданию документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности на объекты, построенные без получения разрешения на строительство. Единственным органом, уполномоченным на придание объекту статуса законной постройки, является суд.
Согласно Кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование: для размещения домов многоэтажной жилой застройки, многоквартирный жилой дом, находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с письмом УГиА ДГиЗО администрации от ДД.ММ.ГГГГ по результатам работы комиссии по вопросу самовольно возведенной пристройки литер А5 и магазина пристройки литер ВВ1, расположенных по адресу: <адрес>, принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведенные объекты недвижимости в соответствии с действующим законодательством, при наличии положительных заключений о соответствии указанной постройки санитарным, строительным, пожарным нормам и правилам и без учета требований о расстоянии до границы соседнего приквартирного участка при условии согласования границ земельного участка со смежными землепользователями.
Как следует из вышеуказанного Кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка установлены. Согласно Генеральному плану земельного участка по <адрес>, составленному ГУП <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, земельный участка со стороны возведенных пристроев лит. А5, В, В1 граничит с <адрес> и проездом, смежные землепользователи отсутствуют.
Из заключения ЗАО ПИ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что общее техническое состояние техническое состояние строительных конструкций пристроев А5, В, В1 жилого дома литер АА1А2 в части квартиры <адрес> оценивается как работоспособное. Прочность, устойчивость строительных конструкций обеспечены. Обследуемые объекты обладают необходимой степенью эксплуатационной надежности и пригодны к нормальным условиям эксплуатации. Обследуемые пристрои литер А5, литер ВВ1 и жилой дом литер АА1А2 в части квартиры № после возведения пристроев не создают угрозы для жизни и здоровья граждан.
Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, двухкомнатная квартира одноэтажного жилого дома литер АА1А2 с пристроем литер А5 (кухня, сан.узел, коридор – площадью <данные изъяты> кв.м.); нежилой одноэтажный пристрой (магазин) литер ВВ1 (общей площадью <данные изъяты> кв.м., торговой - <данные изъяты> кв.м.по адресу: <адрес> соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПиН 221/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».
Согласно письму Отдела надзорной деятельности по г. Оренбургу от ДД.ММ.ГГГГ, для соответствия жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> требованиям действующих норм и правил пожарной безопасности необходимо выполнить расстояние до строений на соседнем участке не менее 8 метров.
Таким образом, судом установлено, что жилой дом литер АА1А2А5 с нежилым пристроем литер ВВ1 по адресу: <адрес> соответствует санитарным и градостроительным нормам, угрозу жизни и здоровью граждан не создает, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает. Указанные нарушения действующих норм и правил пожарной безопасности суд признает несущественными, не создающими угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку размер земельного участка исключает возможность возведения жилого дома с соблюдением требований п. 4.3 СП 4.13130.2009. Дом построен с учетом сложившейся плотности застройки.
С учетом собранных по делу письменных доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования Зайцевой Е.В. в части признания права собственности на квартиру и нежилое помещение подлежат удовлетворению.
В части требования о прекращении права собственности К. на трехкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст.17 ГК РФ, способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Как указано выше, К. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, право собственности К. на квартиру прекратилось с прекращением её правоспособности в день её смерти. Принятия судом решения о прекращении права собственности в данном случае не требуется.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Зайцевой Е.В. удовлетворить в части.
Признать за Зайцевой Е.В. право собственности на двухкомнатную квартиру № общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. в жилом доме литеры АА1А2А5 с нежилым пристроем литеры ВВ1, расположенном по адресу: <адрес>,
Признать за Зайцевой Е.В. право собственности на нежилое помещение общей площадью <данные изъяты>., торговой площадью <данные изъяты> кв.м. в жилом доме литеры АА1А2А5 с нежилым пристроем ВВ1, расположенном по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 20.01.2015 года
Судья М.Е. Манушина