Судебный акт #1 (Решения) по делу № 3-41/2012 ~ М-67/2012 от 13.06.2012

Дело №3-41/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2012 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи                    Кирюшиной О.А.,

при секретаре                                Гаришине А.В.,

с участием прокурора                            Гоголевой А.В.,

представителя Законодательного Собрания Владимирской области Казанской А.В. (доверенность от **** года № ****), представителя Администрации Владимирской области Капусткина А.С. (доверенность от **** года № ****),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Владимирской области о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 11 статьи 14-2 Закона Владимирской области от 07 мая 2002 года №38-ОЗ «О Законодательном Собрании Владимирской области» (в редакции от 06 апреля 2012 года),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Владимирской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 11 статьи 14-2 Закона Владимирской области от 07 мая 2002 года №38-ОЗ «О Законодательном Собрании Владимирской области» (в редакции от 06 апреля 2012 года), вступившего в силу после его официального опубликования 14 апреля 2012 года в газете «Владимирские ведомости», и предусматривающего, что информация о предоставлении депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выявленных комиссией Законодательного Собрания по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, подлежит размещению на официальном сайте Законодательного Собрания.

В обоснование заявленных требований прокурор Владимирской области указывает, что оспариваемая правовая норма противоречит пункту 3.7 статьи 12 Федерального закона №184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которой вышеуказанная информация подлежит размещению не только на официальном сайте законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, но и опубликованию в официальном печатном издании данного органа государственной власти. Кроме этого, прокурор полагает, что отсутствие альтернативы в способе размещения данной информации влечет неполноту правового регулирования порядка обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, гарантированного статьей 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Согласно указанной норме закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления подлежит обнародованию (опубликованию) государственными органами, органами местного самоуправления в средствах массовой информации, размещению в сети «Интернет». Также прокурор указывает, что Федеральным законом «О противодействии коррупции» на федеральные органы власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложены обязанности по осуществлению противодействия коррупции в пределах своих полномочий, в частности по обеспечению доступа граждан к информации и деятельности указанных органов.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по аналогичным основаниям.

Представитель администрации Владимирской области Капусткин А.С. действующий по доверенности, в судебном заседании согласился с заявлением прокурора, поддержав письменный отзыв Губернатора Владимирской области, представленный в суд. Приводя в обоснование своей позиции в целом те же доводы, что и прокурор.

Представитель Законодательного Собрания Владимирской области по доверенности Казанская А.В. в судебном заседании просила оставить заявление без удовлетворения, придерживаясь позиции, изложенной в письменных возражениях, представленных в суд председателем Законодательного Собрания Владимирской области. Полагала, что в данном случае имеет место неполнота правового регулирования, которая может быть восполнена законодательным органом, осуществляющим соответствующее правовое регулирование, а не устраняться судом путем признания этой нормы недействительной. Также указывала на отсутствие у Законодательного Собрания Владимирской области официального печатного издания и отсутствие случаев предоставления депутатами Законодательного Собрания Владимирской области заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также на предварительное прохождение оспариваемого Закона правой экспертизы.

Выслушав объяснения прокурора, заинтересованных лиц Администрации и Законодательного Собрания Владимирской области, исследовав и оценив материалы дела, в их совокупности, суд находит заявление прокурора Владимирской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Вопросы установления общих принципов организации органов государственной власти отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72).

Правоотношения в указанной сфере регламентированы Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ).

Названным актом определены вопросы образования, формирования, деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, основы статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе ограничения, связанные с депутатской деятельностью.

Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ закреплено, что статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта «б» пункта 1 статьи 5 упомянутого Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ (в редакции Федерального Закона от 21 ноября 2011 года №329-ФЗ) предусмотрена обязанность депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлять ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сведения о своих доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в комиссию законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью указанных сведений.

Информация о предоставлении депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выявленных комиссией, подлежит опубликованию в официальном печатном издании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и размещению на официальном сайте законодательного (представительного) органа государственной власти (пункт 3.7 названной статьи).

Аналогичным образом регулируется данный вопрос Федеральным законом от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в соответствии со статьей 6 которого одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации, а также размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

Если для отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации, а в отношении отдельных видов информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления – также законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами предусматриваются требования к опубликованию такой информации, то ее опубликование осуществляется с учетом этих требований.

Как указывалось выше правовое регулирование вопроса о требованиях к опубликованию информации о предоставленных депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и выявленных комиссией осуществлено федеральным законодательством – пунктом 3.7. статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ (в редакции Федерального Закона от 21 ноября 2011 года №329-ФЗ), в котором определены источники размещения данной информации.

Субъекту Российской Федерации предоставлены полномочия по правовому регулированию вопросов, связанных с порядком создания комиссий, порядка проведения проверок достоверности и полноты представленных депутатами сведений, а также порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами, на официальном сайте законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и порядка предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования (пункты 3.2, 3.3 и 3.8 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ (в редакции Федерального Закона от 21 ноября 2011 года №329-ФЗ).

Судом установлено, что 6 апреля 2012 года Законом Владимирской области №27-ОЗ был принят Закон Владимирской области №38-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области №38-ОЗ от 7 мая 2002 года «О законодательном собрании Владимирской области», опубликованный в печатном издании «Владимирские ведомости» 14 апреля 2012 года.

В судебном заседании не оспаривалось участниками процессами, что указанный выше закон является нормативным правовым актом, также не оспаривались вид нормативного правового акта и предусмотренные правила его введения в действие.

Статьей 14-2 названного Закона Владимирской области определен порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Владимирской области и соблюдения ими ограничений и запретов комиссией Законодательного Собрания по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Законодательного Собрания Владимирской области.

Оспариваемым пунктом 11 статьи 14-2 Закона Владимирской области от 07 мая 2002 года №38-ОЗ «О Законодательном Собрании Владимирской области» (в редакции от 06 апреля 2012 года) установлено, что информация о предоставлении депутатом Законодательного Собрания заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выявленных комиссией, подлежат размещению на официальном сайте Законодательного Собрания, то есть в числе источников опубликования информации не указано официальное печатное издание Законодательного Собрания Владимирской области.

Вместе с тем, как указывалось выше в соответствии с пунктом 3.7 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ (в редакции Федерального Закона от 21 ноября 2011 года №329-ФЗ) указанная информация кроме размещения на официальном сайте представительного органа власти субъекта Российской Федерации подлежит обязательному опубликованию в печатном издании законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Сравнительный анализ оспариваемой нормы с федеральными законами приводит к выводу о том, что в региональном акте частично воспроизведена норма большей юридической силы, а указанные отношения урегулированы субъектом Российской Федерации иначе, чем на федеральном уровне. В связи с чем, суд считает, что Законодательным Собранием Владимирской области осуществлено иное правовое регулирование вопроса об источниках размещения указанной информации, которое противоречит федеральному законодательству.

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку оспариваемые положения действовали во времени и фактически применялись, суд полагает необходимым признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Доводы представителя Законодательного Собрания Владимирской области о неполноте оспариваемой правовой нормы, которая может быть восполнена законодательным органом, осуществляющим соответствующее правовое регулирование, не могут быть признаны обоснованными. Как указывалось выше, правовое регулирование в данной сфере осуществлено федеральным органом власти и находится вне пределов ведения субъекта Российской Федерации. Законодательным Собранием Владимирской области оспариваемая норма изложена в иной редакции, которая в определенной степени упрощает процедуру опубликования сведений, установленную федеральным законом.

Вопросы о наличии либо отсутствии у Законодательного Собрания Владимирской области официального печатного издания, об отсутствии случаев предоставления депутатами недостоверных или неполных сведений находятся за рамками данного спора.

Проведение правовой экспертизы оспариваемой правовой нормы Губернатором Владимирской области не свидетельствует о ее соответствии федеральному законодательству.

На основании изложенного, требования прокурора Владимирской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194, 198, 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Владимирский областной суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Владимирской области о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим пункта 11 статьи 14-2 Закона Владимирской области от 07 мая 2002 года №38-ОЗ «О Законодательном Собрании Владимирской области» (в редакции от 06 апреля 2012 года) – удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 11 статьи 14-2 Закона Владимирской области от 07 мая 2002 года №38-ОЗ «О Законодательном Собрании Владимирской области» (в редакции от 06 апреля 2012 года).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Владимирского областного суда                О.А. Кирюшина

3-41/2012 ~ М-67/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Владимирской области
Другие
Губернатор Владимирской области
Законодательное Собрание Владимирской области
Администрация Владимирской области
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Кирюшина Ольга Александровна
Дело на странице суда
oblsud--wld.sudrf.ru
13.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2012Передача материалов судье
14.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2012Судебное заседание
09.07.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2012Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее