Дело № 2-5919/2020 (11) 66RS0004-01-2020-008102-88
Мотивированное решение изготовлено 25.12.2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 18 декабря 2020 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Киприяновой Н.В., при секретаре судебного заседания Баталовой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьева Кирилла Андреевича к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о восстановлении срока для получения средств пенсионных накоплений,
УСТАНОВИЛ:
Соловьев К.А.обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> города Екатеринбурга <адрес> (далее по тексту - Управление Пенсионного фонда) о восстановлении срока для получения средств пенсионных накоплений.
В обоснование иска Соловьев К.А. указал, что <//> умерла его мать – Соловьева С.Л., которая была застрахована в системе государственного пенсионного страхования. Он, как правопреемник умершего, имеет право на получение средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета Соловьевой С.Л.. В установленный законом шестимесячный срок, исчисляемый со дня смерти застрахованного лица, с соответствующим заявлением не обратился, так как на момент смерти матери являлся малолетним, а его бабушке и отцу сообщили, что данные накопления можно получить по достижению возраста 18 лет. Причины пропуска срока полагает уважительными, поскольку о наличии у него права на получение средств пенсионных накоплений ранее ему не было известно, ответчик не уведомил его о возможности подачи заявления.
В судебное заседание истецСоловьев К.А. не явился, извещен в срок и надлежащим образом.
Представитель ответчика– Кондовина А.Н., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, представив письменный отзыв, дополнительно отметив, что уважительных причин пропуска шестимесячного срока не имеется, а также указав, что при оформлении пенсии по потери кормильца на истца от его законных представителей заявления о выплате накопительной пенсии умершей не поступало.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть дело при указанной явке.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела,Соловьев К.А. является сыном Соловьевой С.Л., умершей <//>.
В установленный законом срок истец не обращался к ответчику с заявлением о получении средств пенсионных накоплений, так как его законные представители полагали, что данное обращение невозможно ввиду не достижения им возраста 18 лет.
С учетом положений ч. ч. 6 - 8 ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", п. п. 9, 10 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 711 (далее Правила), родственники умершего застрахованного лица имеют право на выплату в равных долях средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица при условии обращения за указанной выплатой в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица, при том, что этот срок обращения может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить конкретных лиц из числа лиц, указанных в части 7 настоящей статьи, или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства.
При отсутствии такого заявления выплата средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии, производится его правопреемникам по закону (в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям), во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам).
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. При рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность. Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств. Как правило, такими причинами являются: болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.
Оценивая представленные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, индивидуальные особенности истца, а именно малолетний возраст на дату смерти застрахованного, то обстоятельство, что исполнение обязанности по обращению с заявлением зависело именно от надлежащих исполнений законными представителями своих обязанностей, с учетом данных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что данные обстоятельства могут быть отнесены к исключительным обстоятельствам, связанным с личностью истца, повлекших пропуск названного срока по уважительным причинам и свидетельствующих о наличии оснований для его восстановления.
Пенсионные накопления, учтенные в специальной части лицевого счета застрахованного лица, не являются его собственностью, и нормы наследственного права на них не распространяются. Следовательно, средства пенсионных накоплений не включаются в наследственную массу (ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации) то есть, в имущество, оставшееся после смерти наследодателя.
При этом, судом установлено, что после смерти Соловьевой С.Л., умершей <//>, было открыто наследственное дело. Согласно материалам наследственного дела, наследство умершей принято тремя лицами в размере 1/3 доли: супругом (отцом истца Соловьевым А.С.), истцом – сыном (Соловьевым К.А.), матерью (Шулятьевой Т.Н.).
Как следует из материалов дела, застрахованным лицом Соловьевой С.Л. заявление о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, с целью определения конкретных лиц из числа лиц, указанных в части 7 настоящей статьи, или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установления в каких долях следует распределить между ними указанные средства не подавалось. Соответственно, суд приходит к выводу, что данные накопления подлежали распределению в равных долях между правопреемниками при обращении в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
Так, из искового заявления следует, что ранее от него обращения за получением средств пенсионных накоплений не подавалось, в связи с тем, что его бабушка и отец, являющийся законным представителем, обращались за получением данной выплаты, однако им была разъяснена необходимость обращения с заявлением по достижению истцом 18 летнего возраста.
Таким образом, исходя из иска отцом истца, являющимся его законным представителем, при обращении в пенсионный орган не реализовано собственное право на обращение в пенсионный орган с заявлением о получением средств пенсионных накоплений как правопреемником умершей Соловьевой С.Л., при этом не реализация данного права в интересах малолетнего свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей законного представителя, на которые истец в силу своего возврата не мог повлиять.
Учитывая индивидуальные особенности истца, ненадлежащее исполнение до достижения им совершеннолетнего возраста законным представителем своих обязанностей, суд приходит к выводу о наличии оснований для вывода об уважительной причине пропуска истцом срока обращения в пенсионный орган.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░