Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-638/2013 ~ М-353/2013 от 11.02.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Коваленко О.П.,

при секретаре Царенко Ю.Г.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Терханова Е.А. к Департаменту социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о. Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров по случаю потери кормильца и взыскании недополученных сумм,

Установил:

Терханова Е.А. в лице своего представителя по доверенности Кузнецова А.В. обратилась в суд с иском к муниципальному казенному учреждению городского округа Самара «Центр обеспечения мер социальной поддержки населения», Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров по случаю потери кормильца и взыскании недополученных сумм, указав, что она является вдовой ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, являясь военнообязанным был призван на специальные военные сбора и принимал в составе войсковой части непосредственное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В результате радиационного облучения и других неблагоприятных факторов, влиявших на организм человека при выполнении обязанностей военной службы, ФИО1 получил увечье, явившееся причиной его инвалидности. Решением Межрайонной ВТЭК <адрес> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность <данные изъяты> группы, причина которой связана с исполнением обязанностей военной службы при непосредственном участии в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ году. Таким образом, ФИО1 отнесён законом к гражданам, указанным в пункте 2 статьи 13 базового Закона. Статьёй 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены меры социальной поддержки ( п.п. 2,3,7,8,12-15 ч.1 ст. 14), которые распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 закона. По мнению истицы, в Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту, базовый Закон) Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ внесены изменения, которые положениями пункта 22 части первой статьи 14 изменённого базового Закона на граждан, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 13 этого же базового Закона распространено право на получение выплат ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере равном трём минимальным размерам оплаты труда. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в Управление социальной поддержки и защиты населения Промышленного района Муниципального казенного учреждения г.о. Самара «Центр обеспечения мер социальной поддержки населения», в котором просила о назначении выплат ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, однако в назначении указанных выплат истице было отказано. Не согласившись с отказом, считая его необоснованным, истица просила суд признать ее право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, в возмещение вреда, причинённого потерей кормильца, с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Муниципальное казенное учреждение г.о. Самара «Центр обеспечения мер социальной поддержки населения», за счет средств Федерального бюджета (казны) Российской Федерации назначить ей ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, в возмещение вреда, причинённого потерей кормильца, в сумме <данные изъяты> копейки с ДД.ММ.ГГГГ и включить ее в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты. В дальнейшем указанную денежную компенсацию индексировать в соответствии с действующим законодательством РФ. Взыскать единовременно с Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> за счет средств Федерального бюджета (казны) Российской Федерации в пользу истицы образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда причиненного потерей кормильца, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом сводного индекса роста потребительских цен в Самарской области, в сумме <данные изъяты>

В судебном заседании представитель истицы по доверенности Кузнецов А.В. уточнил исковые требования и просил заменить ответчика муниципальное казенное учреждение городского округа Самара «Центр обеспечения мер социальной поддержки населения» на надлежащего - Департамент социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о. Самара. Поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям, уточнив период взыскания с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области задолженности по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причиненного потерей кормильца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом сводного индекса роста потребительских цен в Самарской области, в сумме <данные изъяты>

Истец Терехина Е.А. в судебном заседании поддержала изложенные ее представителем доводы. Просила иск удовлетворить.

Муниципальное казенное учреждение городского округа Самара «Центр обеспечения мер социальной поддержки населения» признан судом ненадлежащим ответчиком по делу в связи с привлечением в качестве надлежащего соответчика Департамента социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о. Самара.

В судебном заседании представитель Департамента социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о. Самара Николенко А.С., действующий на основании доверенности, иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которому из содержания Постановления РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после смерти инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы /гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь, и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие аварии на ЧАЭС/ меры социальной поддержки распространяются на членов его семьи только в том случае, если они распространялись при жизни получателя социальной поддержки. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель ответчика - ФИО8, действующая по доверенности, исковые требований не признала, просила в удовлетворении иска отказать, пояснила, что право на компенсацию на приобретение продовольственных товаров не распространялось на Терханову Е.А. при жизни ФИО1, соответственно, не распространяется и после его смерти. Кроме того, право на получение указанной компенсации не распространяется на жен инвалидов. Данным правом обладают только сами инвалиды и их дети до 14 лет. К тому же Терханова Е.А. не подавала заявление о назначении ежемесячной компенсации в установленной форме с приложением всех необходимых документов в орган социальной защиты по месту жительства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, -Управления Федерального казначейства по Самарской области, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся соответчика и третьего лица в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав доводы явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что истица является вдовой ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, являясь военнообязанным, был призван на специальные военные сбора и принимал в составе войсковой части непосредственное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Межрайонной ВТЭК <адрес> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность второй группы, причина которой связана с исполнением обязанностей военной службы при непосредственном участии в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ году /л.д.13/.

Таким образом, ФИО1 отнесён законом к гражданам, указанным в пункте 2 статьи 13 базового Закона.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в Управление социальной поддержки и защиты населения Промышленного района Муниципального казенного учреждения г.о. Самара «Центр обеспечения мер социальной поддержки населения», в котором просила о назначении выплат ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

ДД.ММ.ГГГГ Терханова Е.А. получила ответ на указанное заявление, в котором в назначении указанных выплат истице было отказано /л.д.18/.

Между тем с данным отказом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П и от ДД.ММ.ГГГГ -П).

В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также другим категориям граждан, которые проживали или работали на территории, подвергшейся в результате катастрофы радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки.

Кроме того, согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки.

Данная норма фактически определяет две категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой статьи 14 Базового Закона:

-    семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой;

-    семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной
поддержки, указанные в статье 14 Базового Закона.Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О-П).

Установлено, что супруг истицы ФИО1 был признан инвалидом <данные изъяты> группы вследствие заболевания, возникшего в результате чернобыльской катастрофы.

Статус ФИО1 как инвалида чернобыльской катастрофы, соответствующий п.2 ст. 13 Закона давал ему право на возмещение вреда, в том числе компенсацию на приобретение продовольственных товаров, предусмотренную п. 13 части 1 ст. 14 Закона.

Согласно ответу Департамента социальной поддержки и защиты населения администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выплачивалась ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> рублей по ДД.ММ.ГГГГ Выплата прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью получателя.

В целях реализации Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» было принято Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в котором были определены, в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Вместе с тем, в настоящее время принято Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , которым в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», внесены изменения в части выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Поскольку денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров входит в перечень компенсаций и льгот, предоставленных членам семей умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 Закона, то Терханова Е.А., как вдова инвалида <данные изъяты> группы вследствие заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой, на которого распространялись меры социальной поддержки, в том числе и компенсация приобретение продовольственных товаров, имеет право на получение данной компенсации.

Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ действует с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил для получения компенсации гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление (с указанием почтового адреса получателя компенсации или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), к которому прилагаются в числе прочих следующие документы: а) заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки; д) заверенная копия свидетельства о смерти; е) заверенная копия заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы. Согласно пункту 6 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, указанным в части четвертой статьи 14 Закона производится, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.

Таким образом, указанное право на основании приведенных изменений действующего законодательства возникает у данной категории граждан с ДД.ММ.ГГГГ, и названная компенсация назначается в порядке, установленном действующими Правилами.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в котором суд высшей инстанции отметил, что названная компенсация на основании приведенных изменений действующего законодательства назначается указанным лицам с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, требование истицы в части признания ее права на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ, не основано на законе. Оснований для удовлетворения ее исковых требований в части признания за ней права на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, с указанной даты не имеется.

Системный анализ Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) позволяет сделать вывод о том, что возможность предоставления всех мер социальной поддержи согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ носит заявительный характер. В частности, пункт 6 Правил непосредственно предусматривает, что выплата компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.

Поскольку право истицы на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров возникло после ее обращения в управление социальной поддержки и защиты населения Промышленного района городского округа Самара с письменным заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то требование о взыскании единовременно с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет средств федерального бюджета РФ в пользу истицы образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за прошлое время, в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> копейки не подлежит удовлетворению.

Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ является нормативным документом, информация о котором общедоступна. То обстоятельство, что истица не знала о возникшем у нее праве на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, не является основанием полагать суду, что истица несвоевременно обратилась с указанным заявлением по вине ответчика.

Таким образом, оснований для взыскания суммы компенсации за прошлое время без учета времени обращения истицы с заявлением не имеется.

Истицей соблюден порядок обращения с заявлением в органы социальной поддержки и защиты населения, ДД.ММ.ГГГГ ею подано соответствующее заявление.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2013 году размеров компенсацией и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров ( п.13 ч.1 ст. 14 базового Закона) составляет <данные изъяты>.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что Терханова Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> рублей с последующей индексацией. Отсутствие же специального удостоверения инвалида у ФИО1 не может рассматриваться судом как препятствующее признанию права на получение мер социальной поддержки членов семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при этом суд учитывает, что причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подтверждается вынесенным при его жизни заключением врачебно-трудовой экспертной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Терханова Е.А. к Департаменту социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о. Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров по случаю потери кормильца и взыскании недополученных сумм, удовлетворить частично.

Признать право Терханова Е.А., вдовы ФИО1, инвалида <данные изъяты> группы вследствие заболевания, возникшего в результате Чернобыльской катастрофы, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, в возмещение вреда, причинённого потерей кормильца.

Обязать Департамент социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о. Самара за счет средств Федерального бюджета (казны) Российской Федерации назначить Терханова Е.А. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причинённого потерей кормильца, в сумме <данные изъяты> копейки с ДД.ММ.ГГГГ и включить ее в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты. В дальнейшем указанную денежную компенсацию индексировать в соответствии с действующим законодательством РФ.

В удовлетворении исковых требований Терханова Е.А. о взыскании единовременно с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет средств Федерального бюджета (казны) Российской Федерации задолженности по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, с учетом сводного индекса роста потребительских цен в Самарской области, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

    Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-638/2013 ~ М-353/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Терханова Е.А.
Ответчики
Министерство социально-демографической поддержки и семейной политики Самарской области
Департамент социальной поддержки и защиты населения администрации г. Самара
Другие
управление Федерального Казначейства по Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Коваленко О. П.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
13.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2013Передача материалов судье
13.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.02.2013Предварительное судебное заседание
14.03.2013Предварительное судебное заседание
04.04.2013Судебное заседание
23.04.2013Судебное заседание
15.05.2013Судебное заседание
20.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее