Дело № 2-466/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Яковлевка 25 августа 2014 г.
Яковлевский районный суд Приморского края Российской Федерации
в составе: председательствующего судьи Орлова В.И.
при секретаре Черных О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаенко Т.В. к Кондриной Н.Н. о возмещении причиненного вреда,
Установил:
Николаенко Т.В. обратилась в Яковлевский районный суд Приморского края с иском в котором просит:
обязать ответчика Кондрину Н.Н. демонтировать металлический козырек с балконной плиты ее квартиры по адресу: <адрес> в срок до 1 сентября 2014 года;
обязать провести ремонтные работы по восстановлению балконной плиты компанией, имеющей лицензию на проведение данного вида строительных работ, в срок до 20 сентября 2014 г., и предоставить ей документ о выполнении качественного ремонта балкона и гарантию безопасности дальнейшей его эксплуатации на срок не менее 36 месяцев;
взыскать с ответчика понесенные ею материальные расходы по ремонту (строительный материал, работу специалистов, транспортные расходы, если такие будут иметь место) в течение 10 дней после предъявления ответчику квитанций о понесенных расходах по ремонту балконной плиты по представленной ей смете, стоимость справки оценщика о затратах на ремонт балконной плиты, судебные издержки по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, распечатки фотографий балкона в размере <данные изъяты> рублей, транспортные затраты на проезд в суд и к специалистам ФИО7 г. Арсеньева для консультаций в размере <данные изъяты> рубля;
взыскать моральный ущерб в размере <данные изъяты> рублей за потерю рабочего времени, физических и моральных сил в связи с необходимостью отлучения с места работы для собирания справок, консультаций. Она индивидуальный предприниматель и от заработка зависит финансовое состояние ее семьи. Отлучаясь с рабочего места парикмахера, расположенного по адресу: <адрес> для защиты своих прав и получения консультаций в области ремонта балконной плиты, она вынуждена отказывать клиентам в обслуживании, что резко сократило ее заработок. Поэтому приходится экономить, поскольку необходимо оплачивать аренду, налоги. На иждивении у нее имеется дочь 17 лет, на которую она получает пенсию по потере кормильца. Семья пользуется социальной доплатой на квартиру и пенсию, так как по социальному статусу они относятся к малоимущей семье.
В обоснование своих доводов указывает, что 30.06.2014 г. в 19 часов, вернувшись с работы, на балконе своей квартиры увидела просверленные отверстия в бетонной плите балкона. Рядом находились осколки бетонной плиты. По цементной замазке, расположенной на стыке, соединяющей плиту балкона со стеной дома, трещины и расколы разного размера по всей длине балкона вдоль стены. Она обнаружила прикрепленный металлический козырек к нижней части балкона. Квартира является ее личной собственностью, и разрешения в письменной или устной форме она никому не давала на размещение данной конструкции.
Она обратилась к Кондриной Н.Н., проживающей этажом ниже под ее квартирой, дать объяснение по поводу использования ее балкона как несущего элемента конструкции металлического козырька над ее балконом.
Она выяснила, что Кондрина Н.Н. разрешения на установку металлического козырька на балконе от обслуживающей компании ФИО8, не получала. Так же у нее нет документов, подтверждающих качество, безопасность, гарантию и техническую правильность установки данной конструкции. Поэтому, опасаясь за безопасность эксплуатации балкона, попросила ее убрать козырек с балкона и заделать проделанные при установке перфоратором отверстия, но в течение пяти дней получала отказ. Специалисты обслуживающей компании ФИО9 ФИО5 и ФИО6 посетили квартиру Кондриной Н.Н. и предложили ей убрать козырек в течение 4-хдней, поскольку официальных разрешений на его установку у нее нет. Ответчик Кондрина Н.Н. проигнорировала их замечание, не демонтировала козырек, и тогда в домоуправлении ей предложили обратиться в суд.
На плите ее балкона и стыковочном шве трещин становится больше, особенно по углам примыкания плиты к стене дома. Это вызывает сильное беспокойство за безопасность при пользовании балконом.
Она, обратившись в отдел архитектуры Яковлевского района, и после обследования балкона получила заключение архитектора, из которого следует, что установка Кондриной Н.Н. козырька нанесла большой вред несущей способности балкона, и как следствие безопасности в эксплуатации необходимости профессиональных работ по восстановлению плиты балкона. Погодные условия ускоряют процесс разрушения и при невыполнении данных специалистом заключений по ремонту, балкон очень скоро станет аварийным, что приведет к обрушению плиты.
В судебном заседании Николаенко Т.В. исковые требования уточнила. От взыскания морального вреда в размере <данные изъяты> отказалась, в остальной части исковые требования поддержала по доводам, изложенным как в основном, так и уточненных заявлениях.
Ответчик Кондрина Н.Н. исковые требования в части взыскания госпошлины, расходов на фотографии и транспортных в размере <данные изъяты> рубля признала. Полагает, что крепления установленного козырька не нарушает прав истца. Установка конструкции в таком виде безопасна для эксплуатации. Работы выполняли специалисты, которые устанавливали козырьки и на других балконах в домах рядом. В случае удовлетворения иска она уберет конструкцию и заделает отверстия балконной плиты от перфоратора, оснований для ремонта всей балконной плиты она не находит.
Выслушав истца, ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Николаенко Т.В. является собственником квартиры <адрес>, расположенной в многоквартирном доме, что подтверждается свидетельством о праве собственности (л.д. 19).
Статьей ст. 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Часть 4 ст. 30 ЖК РФ устанавливает, что собственник жилого помещения обязан соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилым помещением.
Как следует из п. 6 Правил пользования жилыми помещениями осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ответчиком, проживающим ниже этажом, установлен металлический козырек, который прикреплен непосредственно к балконной плите истца с помощью проделывания отверстий перфоратором. При этом при установке металлического козырька проделано сквозное отверстие диаметром 14 мм (л.д. 5-9).
Пункт 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, зарегистрированных в МЮ РФ 15.10.2003 N 5176, определяют в числе прочего правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда.
Согласно п. 4.2.4.9 Правил, самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства не допускается.
Из заключения об обследовании технического состояния балконной плиты № 08/14 от 17.07.2014 г. начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Яковлевского муниципального района следует, что произведено визуально-инструментальное обследование балконной плиты в квартире <адрес> При обследовании выявлены следующие дефекты: шелушение бетона защитного слоя верхней поверхности балконной плиты; наличие сквозного отверстия диаметром 14 мм в бетонном теле балконной плиты; наличие слабо вентилируемого воздушного зазора между низом балконной плиты и кровлей существующего козырька над окном нижележащего козырька. Причина шелушения защитного слоя – негативное влияние сезонного оттаивания-замораживания атмосферных осадков в бетоне балконной плиты, так называемый «морозобой». Отверстие в бетонном теле балконной плиты имеет характер механического повреждения перфоратором. Отверстие и (или) проем в несущих и ограждающих конструкциях являются концентратором напряжений от воздействия постоянных и временных нагрузок (собственный вес, нагрузка людей, снежного покрова, давления ветра и др.), линейных деформаций, вызванных негативным влиянием температуры наружного воздуха в зимний и летний сезоны, приводящие к образованию микро- и макротрещин в материале конструкций, снижающих несущую способность, устойчивость и долговечность конструкции. Слабо вентилируемый воздушный зазор может привести к накоплению снега, образованию наледи и разрушению защитного слоя бетона низа балконной плиты «морозобоем». Падение капель дождя на малоуклонную кровлю козырька может вызвать кратковременный, дискомфортный шумовой эффект. Заключением рекомендовано демонтировать существующую конструкцию козырька и произвести ремонт балконной плиты.
В стадии подготовки к рассмотрению дела произведен выход в квартиры истца и ответчика. При осмотре балкона снизу и сверху установлено, что металлический козырек, установленный Кондриной Н.Н., прикреплен к балконной плите истца, имеется сквозное отверстие, проделанное перфоратором. Также установлено, что балконная плита в квартире Николаенко Т.В. имеет заводской брак, а сама плита имеет шелушение от атмосферных осадков в виду открытости балкона. Отсутствует воздушный зазор между низом балконной плиты и кровлей существующего козырька над окном квартиры ответчика.
Согласно технического паспорта жилого помещения квартиры Николаенко Т.В. год постройки дома 1964, физический износ на март 2009 г. составляет 36 процентов. Стыки примыканий балконной плиты и межпанельные стыки наружных стен требуют ремонта в виду естественного износа и атмосферных осадков.
Таким образом, доводы истца о том, что установка металлического козырька приносит вред безопасности балкона, являются обоснованными, и поэтому в части демонтажа козырька исковые требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что самовольно установленный козырек не нарушает прав и законных интересов истца, выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства и может быть сохранен в существующем виде.
Согласно представленных квитанций затраты на изготовление фотографий балкона составили <данные изъяты> рублей, оплату госпошлины <данные изъяты> рублей, транспортные расходы <данные изъяты> рубля, а всего <данные изъяты> рубля. С указанными суммами ответчица согласилась и на основании ст. 98 ГПК РФ они подлежат взысканию в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Кондрину Н.Н. демонтировать установленный козырек под балконной плитой квартиры <адрес> в срок до 20 сентября 2014 г.
Обязать Кондрину Н.Н. произвести инъецирование имеющихся отверстий в балконной плите полицементным раствором как снизу, так и сверху специалистами, имеющими соответствующую лицензию, в соответствии со строительными нормами, в квартире <адрес> в срок до 20 сентября 2014 г.
Обязать Николаенко Т.В. обеспечить доступ к балкону.
Взыскать с Кондриной Н.Н. в пользу Николаенко Т.В. судебные расходы: по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>) рублей, транспортные расходы в размере <данные изъяты> рубля, расходы на изготовление фотографий в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рубля.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Яковлевский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 августа 2014 г.
Председательствующий: