Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-215/2022 (2-3527/2021;) ~ М-3439/2021 от 18.11.2021

№ 2-215/2022

64RS0047-01-2021-006614-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2022 г.                         г. Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Мониной О.И.,

при секретаре Курбанове Р.Д.,

с участием представителя истца Воеводиной А.В.,

представителей ответчика и третьего лица Голдобина А.А., Бека С.В., Суровцевой В.А.,

третьего лица Управления Министерства юстиции по Саратовкой области Дорофеевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Саратовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Саратовскому областному союзу организации профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» о приведении устава в соответствие,

установил:

первый заместитель прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к Саратовскому областному союзу организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» о признании незаконным п. 2.3.14 Устава, утвержденного первой Конференцией Федерации профсоюзных организаций Саратовской области 03.03.1995, в части возможности участия Саратовского областного союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» в выборах и референдуме; признании незаконным п. 4.3 Устава, утвержденного первой Конференции Федерации профсоюзных организаций Саратовской области 03.03.1995, в части отсутствия положений, предоставляющих высшему руководящему органу Саратовского областного союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» права на назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора; возложении обязанности на Саратовский областной союз организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» привести Устав, утвержденной первой Конференцией профсоюзных организаций Саратовской области 03.03.1995, в соответствии с федеральным законодательством, исключив п. 2.3.14, а также предоставив Конференции Саратовского областного союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» право на назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации. Требования мотивированы тем, что Прокуратурой области во исполнение поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка Саратовского областного союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области», в ходе которой установлено, что организация осуществляет деятельность на основании става, утвержденного первой Конференцией Федерации профсоюзных организаций Саратовской области 03.03.1995, с изменениями в редакции от 27.11.2015 (далее - Устав). Согласно п. 1.1 Устава организация является некоммерческой корпоративной организацией, территориальным общественным объединением, представляющим собой объединение структурных организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, входящих в Общероссийский союз «Федерация Независимых Профсоюзов России», действующее на территории Саратовской области в организационно-правовой форме союза. В соответствии с ч. 1 ст. 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации союзом признается объединение юридических лиц, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. По итогам проверки выявлено несоответствие отдельных положений Устава Организации требованиям федерального законодательства. Так, в соответствии с п. 2.3.14 Устава Организация участвует в выборах и референдуме в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Согласно п. 25 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. Вместе с тем, согласно Уставу организационно-правовой формой организации является союз, а не общественное объединение либо общественное движение ввиду чего предоставление права на участие в выборах и референдуме противоречит федеральному законодательству.

Кроме того, неправомерно Уставом ограничены полномочия высшего исполнительного органа организации. В соответствии с п. 1, 2 ст. 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческая корпоративная организация в организационно-правовой форме союзов, к которым относится организация, является юридическим лицом, не преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющим полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 и ст. 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии ; п. 1 ст. 65.3 настоящего Кодекса. Согласно п. 2 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительной компетенции такого органа относится назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации. Высшим руководящим органом организации является ее Конференция (п.4.1 Устава), полномочия которой определены в п. 4.3 Устава. В нарушение требований п. 2 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации право на назначение Конференцией аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации не представлено. Таким образом, Уставом сужен круг полномочий Конференции как высшего руководящего органа организации. На вышеуказанные факты прокуратурой области ранее указывалось в представлении, внесенном 15.05.2020 в организацию. По итогам рассмотрения акта прокурорского реагирования организацией 18.11.2020 в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области для государственной регистрации представлены документы о внесении изменений. При этом в представленном на государственную регистрацию Уставе организации в новой редакции имеющиеся нарушения не устранены.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В связи с тем, что оспариваемые нормы касаются права на участие в выборах и референдуме, проведения проверок законности расходования денежных средств, что может затронуть интересы не только членов организации, но и иных граждан и юридических лиц, на которых могут повлиять результаты проведенных выборов и референдума, а также лиц, чьи денежные средства привлечены организацией в ходе осуществления своей деятельности. Таким образом, круг лиц, чьи права могут быть затронуты и нарушены противоречащими законодательству нормами Устава определить не представляется возможным.

Изложенное послужило основанием для подачи настоящего иска прокурором.

В судебном заседании процессуальный истец – старший помощник прокуратура отдела прокуратуры области, поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании возражали относительно удовлетворения требований прокурора по основаниям, изложенных в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, согласно которым оспариваемые положения Устава не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав неопределенного круга лиц (л.д. 132-144, 145-223).

Представители третьего лица, не заявляющие самостоятельные требования, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области полагали требования, подлежащими удовлетворению.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел
к следующему выводу.

Согласно уставу Саратовского областного союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» (далее Федерация профсоюзных организаций Саратовской области), утвержденного первой Конференцией Федерации профсоюзных организаций Саратовской области 03.03.1995 года, в редакции от 16.10.2020 года, Саратовский областной союз организаций профсоюзов «Федерации профсоюзных организаций Саратовской области» является некоммерческой корпоративной организацией, территориальным общественным объединением, представляющим собой объединение структурных организаций общероссийский, межрегиональных профсоюзов, входящих в Общероссийский союз «Федерация Независимых Профсоюзов России», действующее на территории Саратовской области в организационно-правой форме союза (п. 1.1. Устава)

Федерация создана в целях объединения и координации действий членских организаций по представительству и защите социально-трудовых и гражданских прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов членов профсоюзов, коллективных прав и интересов работников, а также представительства и защиты общих интересов и достижения общих целей членских организаций, в которых Федерация является учредителем, членом, прямым или косвенным участником (акционером), в том числе направленных на обеспечение имущественной стабильности и независимости, обеспечения правовых гарантий их деятельности на федеральном и региональном уровнях (п. 2.1 Устава).

Как правильно указывают представители ответчика и третьего лица Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24.10.2013 г. №22-П указал о том, что общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, включая объединение в профессиональные союзы, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», закрепляющим основные принципы деятельности общественных объединений, к числу которых отнесены самоуправление, а также право на определение своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности (часть первая статьи 5 и часть первая статьи 15). Кроме того, общественные отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, являются предметом регулирования Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (статья 1), согласно которому профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны (пункт 1 статьи 5); профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру, образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность (пункт 1 статьи 7); организационная структура профсоюза должна быть предусмотрена в его уставе (абзац шестой пункта 2 статьи 7); государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.

Судом установлено, что Федерация профсоюзных организаций Саратовской области зарегистрирована Министерством юстиции Саратовской области 17.05.2000, Инспекций МНС России по Октябрьскому району г. Саратова 22.10.2002 организации присвоен основной государственный регистрационный , учетный , <данные изъяты>.

Согласно п. 2.3.14. Устава Федерации профсоюзных организаций Саратовской области для достижения своих целей Федерация реализует следующие задачи, в том числе участвует в выборах и референдумах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (л.д. 27-51).

Право на участие территориального объединения организаций профсоюз в выборах, и референдумах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, предусмотрено в п. 3.14 Устава Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России» (л.д. 98-127).

Как указывает прокурор, п. 2.3.14 Устава Федерации профсоюзных организаций Саратовской области не соответствует положениям п. 25 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которым при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественное объединения.

Между тем, согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Согласно ст. 13 указанного Закона общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Статьей 27 указанного Закона предусмотрено, что общественные объединение, являющие юридическим лицом, имеет право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 18.07.2017 г. №1551 на уровне отраслевой конкретизации статьи 30 Конституции Российской Федерации понимание профсоюза, не исчерпывающееся сугубо трудовыми отношениями, увязывается с более широкой категорией «социально-трудовых прав и интересов», которые подлежат представительству и защите посредством профсоюзов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»), а статьи 15, 20 и 22 этого Федерального закона закрепляют права профсоюзов, связанные с влиянием на государственную и муниципальную политику, в том числе в сферах здравоохранения, отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта, охраны окружающей среды, социальной защиты. При этом в пункте 2 статьи 15 отдельно упоминается право профсоюзов участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 года №10-ФЗ профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, незарегистрированные общественные объединения, выполняющие функции иностранного агента, и иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, российские юридические лица, информация о которых включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Участие в избирательных кампаниях, кампаниях референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом.

Анализ изложенного выше законодательства свидетельствует об отсутствии в действующем законодательстве запрета общественному объединению, образованному в организованно-правовой форме союза, участвовать с выборах и референдуме в порядке, установленном законодательством РФ, при этом такое право для профсоюзов прямо закреплено п. 2 ст. 15 ФЗ от 12.01.1996 года №10-ФЗ, в связи с чем оспариваемые положения п. 2.3.14 Устава Федерации профсоюзных организаций Саратовской области действующему законодательству не противоречат, оснований для его исключения из Устава не имеется.

Кроме того, прокурор указывает на ограничение (сужение) Уставом Федерации профсоюзных организаций Саратовской области круга полномочий Конференции, как высшего руководящего органа организации.

Так, согласно п. 1, 2 ст. 123.1 ГК РФ некоммерческая корпоративная организация в организационно-правовой форме союзов, к которым относится организация, является юридическим лицом, не преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющим полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 и ст. 65.1), учредители (участника) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся, помимо прочего, назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Аналогичным образом, пунктом 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение вопроса об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

Как следует из содержания Устава Федерации профсоюзных организаций Саратовской области в компетенции Конференции (п. 4.3.), ее право на назначение аудиторской организации или индивидуального аудита корпорации не указано. Вопреки доводам прокурора об ограничении (сужении) компетенции Конференции, как высшего органа управления Уставом Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, не указание такого права высшего руководящего органа в Уставе, не свидетельствует об его отсутствии, поскольку такое право прямо предусмотрено законом и не отнесено положениями Устава к компетенции иного органа управления, помимо высшего – Конференции. Более того, как следует из пункта 4.3.15 Устава ответчика, перечень вопросов, отнесенных к компетенции Конференции, как высшего органа управления, не является закрытым.

Учитывая, что оспариваемые положения Устава Федерации профсоюзных организаций Саратовской области не противоречат действующему законодательству, оснований для признания незаконным п. 2.3.14 Устава, утвержденного первой Конференцией Федерации профсоюзных организаций Саратовской области 03.03.1995, в части возможности участия Саратовского областного союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» в выборах и референдуме; признании незаконным п. 4.3 Устава, утвержденного первой Конференции Федерации профсоюзных организаций Саратовской области 03.03.1995, в части отсутствия положений, предоставляющих высшему руководящему органу Саратовского областного союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» права на назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора; возложении обязанности на Саратовский областной союз организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» привести Устав, утвержденной первой Конференцией профсоюзных организаций Саратовской области 03.03.1995, в соответствии с федеральным законодательством, исключив п. 2.3.14, а также предоставив Конференции Саратовского областного союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» право на назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации, суд не находит.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований первого заместителя прокурора Саратовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Саратовскому областному союзу организации профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» о признании незаконными п. 2.3.14, п. 4.3 Устава, утвержденного первой Конференцией Федерации профсоюзных организацией Саратовской области 03.03.1995 года, возложении обязанности привести их в соответствии с федеральным законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    в удовлетворении исковых требований первого заместителя прокурора Саратовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Саратовскому областному союзу организации профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» о признании незаконными п. 2.3.14, п. 4.3 Устава, утвержденного первой Конференцией Федерации профсоюзных организацией Саратовской области 03.03.1995 года, возложении обязанности привести их в соответствии с федеральным законодательством, отказать.

На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления решения суда в мотивированной форме.

Судья                    /подпись/             О.И.Монина     

Мотивированное решение изготовлено 27 января 2022 года.

2-215/2022 (2-3527/2021;) ~ М-3439/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Первый заместитель прокурора Саратовской области
Ответчики
Саратовский областной союз организации профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Саратовской области"
Другие
Общероссийский союз «Федерация Независимых Профсоюзов России»
Управление Министерства Юстиции Российской Федерации
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратова
Судья
Монина Ольга Ивановна
Дело на сайте суда
oktyabrsky--sar.sudrf.ru
18.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2021Передача материалов судье
25.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2021Подготовка дела (собеседование)
08.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2021Судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
20.01.2022Судебное заседание
27.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее