Дело № 2а-518/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2018 года г.Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Свинкиной М.Л., при секретаре Теребовой А.В., с участием административного истца Белова Д.А., представителя административного ответчика Администрации Медвежьегорского городского поселения Фирстова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Белова Д.А. о признании незаконными действий Администрации Медвежьегорского городского поселения по отказу в перезахоронении близкого родственника,
у с т а н о в и л :
Белов Д.А. обратился в суд по тем основаниям, что Администрацией Медвежьегорского городского поселения ему отказано в перезахоронении его матери, Болдовской В.И., скончавшейся 19.01.2018, захороненной 23.01.2018 на городском кладбище г.Медвежьегорска, указывает, что просил о перезахоронении в пределах огражденного участка по тем основаниям, что его не устраивает, в какую сторону изголовьем положен гроб. Отказ Администрации Медвежьегорского городского поселения полагает незаконным и нарушающим его права на перезахоронение близкого родственника.
В судебном заседании Белов Д.А. поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что являлся лицом, ответственным за организацию похорон, на момент захоронения вопросов по расположению гроба с телом матери у него не было, однако впоследствии он понял, что с учетом рельефа местности требуется изменить расположение гроба с телом матери, для того что бы поставить памятник в другом месте, кроме того, полагает, что в изголовье могилы при существующем расположении тела покойной будет скапливаться вода. Специальные исследования им не проводились, с какими-либо специалистами не консультировался, сделал указанные выводы самостоятельно. Также пояснил суду, что перед смертью его мать Болдовская В.И. волеизъявление относительно захоронения не высказывала.
В судебном заседании представитель Администрации Медвежьегорского городского поселения Фирстов В.А. исковые требования не признал, указал, что полагает отказ Белову Д.А. в перезахоронении Болдовской В.И. основанным на законе, указал, что при подготовке отказа Администрация Медвежьегорского городского поселения руководствовалась Правилами содержания мест захоронений не территории Медвежьегорского городского поселения, утвержденными постановлением Администрации Медвежьегорского городского поселения от 22.09.2017 №221, правовых оснований для предоставления разрешения на перезахоронение Болдовской В.И. не было усмотрено. При вынесении отказа в перезахоронении Администрация руководствовалась, в том числе пунктом 9 статьи 8 указанных Правил, согласно которым перезахоронение не рекомендуется проводить ранее одного года с момента погребения, кроме того, требуется решение органов исполнительной власти и заключение органов Госсанэпиднадзора об отсутствии особо опасных инфекционных заболеваний. В судебном заседании указал на отсутствие веских причин для перезахоронения Болдовской В.И., что не согласуется с необходимостью достойного отношения к умершим.
Суд, выслушав стороны, а также свидетеля Б.А.А., оставшегося в живых супруга Болдовской В.И., возражавшего против перезахоронения Болдовской В.И., приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Болдовская В.И. умерла 19.01.2018, о чем отделом ЗАГС Медвежьегорского района Управления ЗАГС Республики Карелия составлена запись акта о смерти № от 22.01.2018, согласно справке о смерти от 21.05.2018 № причиной смерти Болдовской В.И. являлась <данные изъяты>
Из пояснений Белова Д.А. следует, что его мать Болдовская В.И. была захоронена 23.01.2018 на городском кладбище г.Медвежьегорска, организацией похорон занимался он, других родственников, кроме отца Б.А.А.., нет, отец в силу возраста (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и состояния здоровья заниматься похоронами не мог, при захоронении тела на кладбище не присутствовал.
Документы, связанные с организацией похорон суду не представлены, согласно пояснениям Белова Д.А., какие именно он получал документы, где расписывался, он не помнит, сохранились ли документы, однозначно сказать не может. То, что Белов Д.А. являлся лицом, ответственным за организацию похорон, представителем ответчика не оспаривается.
На момент захоронения Болдовской В.И. у Белова Д.А. как у лица, организовывавшего похороны, претензий к работникам службы по вопросам похоронного дела по расположению гроба с телом матери не было.
Впоследствии он самостоятельно пришел к выводу о необходимости изменения расположения гроба с телом матери, в связи с чем обратился в Администрацию Медвежьегорского городского поселения с заявлением от 05.06.2018, на которое получил отказ, мотивированный тем, что правовых оснований для выдачи разрешения на перезахоронение Болдовской В.И. не имеется, при подготовке отказа в перезахоронении Администрацией также учтена дата захоронения.В силу статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 7 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантировано погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с указанным Федеральным законом.
Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию; о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела; быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение указанных действий имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (пункты 1, 3 статьи 5 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).
Белов Д.А., занимаясь организацией похорон умершей матери Болдовской В.И., в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» реализовал свое право на определение места захоронения покойной с учетом избранных им обычаев или традиций.
В силу пункта 4 Правил содержания мест захоронения на территории Медвежьегорского городского поселения, утвержденного постановлением Администрации Медвежьегорского городского поселения от 22.09.2017 №221, лицо, на чье имя выписано удостоверение о месте захоронения, обязано содержать надгробные сооружения и зеленые насаждения в пределах отведенного земельного участка в надлежащем состоянии собственными силами либо с привлечением специализированной организации на платной основе.
Беловым Д.А. не представлено допустимых и относимых доказательств того, что имеются причины, объективно препятствующие надлежащему содержанию места захоронения его матери Болдовской В.И., которые не могут быть устранены иначе, чем путем перезахоронения тела Болдовской В.И.
Суду также не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении прав истца захоронением Болдовской В.И. тем способом, которое имело место 23.01.2018.
Действующее законодательство о погребении и похоронном деле не содержит безусловного запрета на перезахоронение умершего ранее чем по истечении одного года с момента погребения. Однако истечение данного рекомендованного периода времени с момента погребения (один год), равно как и тот факт, что причиной смерти умершего не является особо опасное инфекционное заболевание, сами по себе не являются безусловными основаниями для выдачи разрешения на перезахоронение умершего или же отказа в таковом.
Суд исходит из того, что перезахоронение Болдовской В.И. в отсутствие действительно уважительной исключительной причины не соответствует нравственной обязанности каждого человека и гражданина на достойное отношение к умершим.
При разрешении настоящего спора суд также учитывает предусмотренные законодательством о погребении и похоронном деле права Б.А.А. как пережившего Болдовскую В.И. супруга, возражавшего относительно перезахоронения тела.
С учетом фактических обстоятельств, подтвержденных материалами дела, суд приходит к выводу о том, что права и интересы административного истца оспариваемым отказом Администрации Медвежьегорского городского поселения не нарушены, оснований для признания его незаконным не имеется.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст решения составлен 20 июля 2018 года