У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Кузнецов
И.В.
Дело № 33а-1171/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
30 марта
2021 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Лифановой З.А.,
судей Смирновой Ю.В.
и Васильевой Е.В.,
при секретаре
Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом
судебном заседании апелляционные жалобы Агентства ветеринарии Ульяновской
области, Областного государственного бюджетного учреждения «Мелекесский центр
ветеринарии и безопасности продовольствия имени С.Г.Дырченкова» на решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 3 декабря 2020 года по
делу №2а-873/2020 с
учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 декабря 2020 года, по
которому постановлено:
административные
исковые требования прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной
прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав
и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным
распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 781-р от
23.12.2019 «О ликвидации скотомогильников на территории Вешкаймского,
Инзенского, Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского,
Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в
ветеринарно-санитарном отношении» в части скотомогильника в с. Татарский
Калмаюр Чердаклинского района Ульяновской области, скотомогильника в с. Суходол
Чердаклинского района Ульяновской области, скотомогильника в с. Енганаево
Чердаклинского района Ульяновской области, скотомогильника в п. Октябрьский
Чердаклинского района Ульяновской области.
Отменить распоряжение руководителя Агентства
ветеринарии Ульяновской области №781-р от 23.12.2019 «О ликвидации
неиспользуемых скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского,
Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского,
Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном
отношении» в части скотомогильника в с. Татарский Калмаюр Чердаклинского района
Ульяновской области, скотомогильника в с. Суходол Чердаклинского района
Ульяновской области, скотомогильника в с. Енганаево Чердаклинского района
Ульяновской области, скотомогильника в п.Октябрьский Чердаклинского района
Ульяновской области.
Обязать Агентство
ветеринарии Ульяновской области, Областное государственное бюджетное учреждение
«Мелекесский центр ветеринарии и безопасности продовольствия имени С.Г.
Дырченкова» восстановить ликвидированные в с. Татарский Калмаюр Чердаклинского
района Ульяновской области, кадастровый номер ***, с. Суходол Чердаклинского
района Ульяновской области, кадастровый номер ***, с. Енганаево Чердаклинского
района Ульяновской области, кадастровый номер *** 550 метров юго-западнее п.
Октябрьский Чердаклинского района Ульяновской области, кадастровый номер ***, в
соответствии с распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской
области № 781-р от 23.12.2019 «О ликвидации скотомогильников на территории
Вешкаймского, Инзенского, Карсунского, Сурского, Новомалыклинского,
Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области,
безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» захоронения в соответствии с
требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10.
Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56: установить ограждения по всему периметру,
исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему
внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с
надписью «сибирская язва».
Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителей
Агентства ветеринарии Ульяновской области Сафонова А.А., Пелевиной Н.И.,
представителей ОГБУ «Мелекесский центр ветеринарии и безопасности
продовольствия имени С.Г. Дырченкова» - Усмановой О.Г. и Шоболева С.В.,
поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора Ульяновской межрайонной
природоохранной прокуратуры Соколовой М.С., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ульяновской
межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной
природоохранной прокуратуры обратился в суд с административными исковыми
требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к
Агентству ветеринарии Ульяновской области о признании незаконным, отмене
распоряжения о ликвидации скотомогильников, возложении обязанности совершить
определенные действия.
Требования
мотивированы тем, что распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области от
23.12.2019 №781-р «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории
Вешкаймского, Инзенского; Карсунского, Сурского, Новомалыклинского,
Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области,
безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в
том числе скотомогильников в с.Татарский Калмаюр, с.Суходол, с.Енганаево,
п.Октябрьский Чердаклинского района Ульяновской области.
На основании данного распоряжения ОГБУ
«Чердаклинского центра ветеринарии и безопасности продовольствия» было поручено
организовать и провести мероприятия по ликвидации вышеуказанных
скотомогильников, как неиспользуемых, безопасных в ветеринарно-санитарном
отношении.
Между тем, данное распоряжение руководителя
Агентства ветеринарии Ульяновской области является незаконным и подлежит
отмене, поскольку из оформленных на данные скотомогильники
ветеринарно-санитарных карточек следует, что в них захоронены животные, павшие
от сибирской язвы в 1950, 1958, 1960 и 1975 годах.
В соответствии с Постановлением Правительства
Ульяновской области от 17.07.2013 № 302-П «Об утверждении порядка ликвидации
неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на
территории Ульяновской области» под неиспользуемым скотомогильником понимается
участок земли площадью не менее 600 кв. м, имеющий одну или несколько
биотермических или земляных ям, срок последнего захоронения биологических
отходов в которых составляет не менее 2 лет для биотермических ям и не менее 25
лет для земляных ям. При этом
требования Порядка не распространяются на действующие (используемые)
скотомогильники (биотермические ямы); земляные скотомогильники и биотермические
ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы,
независимо от сроков давности (сибиреязвенные скотомогильники) (п.1.4).
Ликвидация вышеперечисленных скотомогильников
противоречит требованиям законодательства, создает угрозу распространению
сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с и. 2.1, п. 2.3, и. 2.8.4,
п.7.1 Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика
сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56 организация мер по обеспечению
безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
31.01.2020 заместителем природоохранного
прокурора руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области был внесен
протест №07-33-2020 на указанное распоряжение, по результатам рассмотрения
которого он был отклонен.
Прокурор просил признать незаконным и отменить распоряжение
руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 781-р от 23.12.2019 «О
ликвидации скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского,
Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского,
Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном
отношении» в части скотомогильников, расположенных в Чердаклинском районе
Ульяновской области: в с.Татарский Калмаюр, в с.Суходол, в с.Енганаево, в 550
м. юго-западнее п.Октябрьский; обязать ответчиков восстановить вышеуказанные
ликвидированные захоронения в соответствии с требованиями
Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской
язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 13.05.2010 №56: установить ограждения по всему периметру, исключающие
случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру
канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика
привлечено ОГБУ «Мелекесский центр ветеринарии и безопасности продовольствия
имени С.Г. Дырченкова», в качестве заинтересованных лиц – ОГБУ «Мелекесский
центр ветеринарии и безопасности продовольствия», МУ администрация МО
«Чердаклинский район» Ульяновской области, МУ администрация МО «Калмаюрское
сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, МУ администрация
МО «Белоярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области,
МУ администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района
Ульяновского района, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней
Агентство ветеринарии Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении
требований прокурора.
В обоснование доводов жалобы указывает, что
распоряжение Агентства ветеринарии издано не по собственной инициативе, а во
исполнение поручения Правительства Ульяновской области. Однако данный факт в
решении суда не отражен. Утверждает, что природоохранная прокуратура
своевременно и должным образом была уведомлена о начале работ по Плану
мероприятий с указанием вида работ, сроков исполнения и ответственных
исполнителей, в том числе относительно необходимости издания распоряжения о
ликвидации неиспользуемых скотомогильников. В Агентство от прокуратуры
информации о запрете и недопустимости проведения вышеуказанных мероприятий не поступало. Мероприятия по ликвидации
скотомогильников проводились в
соответствии с требованиями Постановления Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 № 302-П «Об
утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и
закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области». На основании заключений
экспертных учреждений Агентством
ветеринарии Ульяновской области было выдано оспариваемое распоряжение.
Доказательства безопасности спорных захоронений были игнорированы судом, в то
же время отвергнуты предложения Агентства ветиринарии о проведении
дополнительных обследований.
Отмечает, что по состоянию на 01.10.2020 в Реестре скотомогильников (в
том числе сибироязвенных) Министерства сельского хозяйства РФ на территории
Ульяновской области имеется одно сибиреязвенное захоронение - в с. Красный Яр Чердаклинского района.
Указывает на нарушение административным истцом процессуального срока
для обращения в суд.
Просит суд учесть, что с 01.01.2021 «Ветеринарно-санитарные правила
сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» (утвержденные Минсельхозпродом
России 04.12.1995 №13-7-2/469), которыми предусмотрено ведение
ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники (биометрические ямы),
утратили юридическую силу.
Указывает, что во всех, начиная с 1940 года по настоящее время, трупы
животных, павших от сибирской язвы, подлежат сжиганию. Уничтожение
биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.
Результатом сжигания является зола, понятие «зольный остаток» в
нормативно–правовых актах отсутствует. Указанные доводы, подтверждаются также
показаниями свидетеля В*** Д.А., которые в решении суда не отражены.
Суд проигнорировал и не дал оценку материалам по отбору проб почвы в
местах спорных захоронений, лабораторным исследованиям и экспертным
заключениям, выполненным аккредитованной в области ветеринарии лабораторией.
Судом необоснованно учтено при рассмотрении дела решение Чердаклинского
районного суда Ульяновской области по делу №2а-1-425/2020 в части того, что
спорные захоронения являются местами захоронения животных, павших от сибирской
язвы. Отмечает, что на момент ликвидации захоронений, как объекты недвижимости
они отсутствовали, Агентством ветеринарии не принимались меры по их сносу.
Не соглашается с возложенной судом на Агентство
ветеринарии Ульяновской области обязанностью установить ограждения по периметру
захоронения, поскольку данное правило не установлено в разделах IV и V
Закона «О ветеринарии» от 14.05.1993 №4979-1. Кроме того, по имеющимся в
деле материалам невозможно установить достоверные географические координаты
захоронений.
В апелляционной жалобе ОГБУ «Мелекесский центр ветеринарии и
безопасности продовольствия имени С.Г. Дырченкова» просит решение суда
отменить, вынести новое решение, которым административные исковые требования
прокурора оставить без удовлетворения.
Утверждает, что суд не принял во внимание тот
факт, что к почвенным очагам (местам захоронения животных, павших от сибирской
язвы) не относятся места захоронений зольных остатков после сжигания трупов
животных, павших от сибирской язвы.
Судом необоснованно отклонено ходатайство административного ответчика о
невозможности рассмотрения дела без участия Управления Роспотребнадзора по
Ульяновской области, интересы которого затрагиваются требованиями
административного истца.
В целом приводит доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы
Агентства ветеринарии Ульяновской области.
В возражениях на апелляционные жалобы Ульяновская межрайонная природоохранная
прокуратура просит решение суда оставить
без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции не
явились представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела
извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело
в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционных жалоб, судебная
коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст. 218
КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей
компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о
признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций,
лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту
прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые
решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту,
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц,
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом,
что на основании решения Чердаклинского районного суда Ульяновской области
от 18.09.2008 на регистрационный учет был поставлен сибиреязвенный
скотомогильник по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с.Татарский
Калмаюр кадастровый номер *** (Выписка из ЕГРН №КУВИ-001/2020-894107), в
котором, согласно данному решению, в 1950 году было захоронено сибиреязвенное
животное частного сектора.
На основании решения Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 12.11.2008 на регистрационный учет был поставлен
сибиреязвенный скотомогильник по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский
район, с.Суходол кадастровый номер *** (Выписка из ЕГРН №КУВИ-001/2020-889784), в котором, согласно данному
решению, имеется захоронение животного, павшего от сибирской язвы.
На основании решения Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 31.10.2008 на регистрационный учет был поставлен
сибиреязвенный скотомогильник по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский
район, с.Енганаево кадастровый номер *** (Выписка из ЕГРН №КУВИ-001/2020-890585), которым, согласно данному решению,
пользуются жители села и он может представлять опасность для них.
На основании решения Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 16.09.2008 на регистрационный учет был поставлен
сибиреязвенный скотомогильник по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский
район, 550 метров юго-западнее п. Октябрьского кадастровый номер *** (Выписка
из ЕГРН №КУВИ-001/2020-886251), в котором, согласно данному решению,
производилось захоронение частным сектором.
В соответствии с требованиями п.7.3.
«Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических
отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469 данные
скотомогильники были оформлены ветеринарно-санитарными карточками.
Согласно
данным ветеринарно-санитарных карточек: в скотомогильнике
(биотермической яме),
расположенном в с.Калмаюр Чердаклинского района, в 1950 году захоронены животные, павшие от сибирской язвы
(зольный остаток); в
скотомогильнике (биотермической яме), расположенном в с.Суходол
Чердаклинского района Ульяновской области, захоронены в 1960 году животные, павшие от сибирской язвы
(зольный остаток); в
скотомогильнике (биотермической яме), расположенном в п.Октябрьский
Чердаклинского районам Ульяновской области, в 1958 году захоронены животные, павшие от сибирской язвы
(зольный остаток); в
скотомогильнике (биотермической яме), расположенном в с.Енганаево
Чердаклинского района Ульяновской области в 1958, 1975 году захоронены
животные, павшие от сибирской язвы (зольный остаток).
По информации ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора захоронения зольного остатка, оставшегося от
сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, относятся к почвенным
очагам сибирской язвы, как и все места захоронения трупов животных, павших от
сибирской язвы, в соответствии с пунктом 2.8.4. санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы». Захоронения зольного
остатка, оставшегося от сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы,
могут представлять эпизоотическую и/или эпидемическую опасность, так как при
отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут сохраняться
жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы, что подтверждается случаями
выделения жизнеспособного возбудителя из зольного остатка. Лабораторное подтверждение
отсутствия сибиреязвенного микроба в почве захоронения не может достоверно
свидетельствовать о безопасности подобного захоронения, так как отбор проб
почвы по существующим схемам не может гарантировать, что в пробы попали все
возможные области локализации спор в почве захоронения. Прекращение
осуществления в отношении зольного захоронения, оставшегося после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы,
мероприятий, предусмотренные пунктом 7.1 санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», влечет
ухудшение безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека,
ухудшение санитарии эпидемиологической обстановки в области.
Распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области от
23.12.2019 №781-р «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории
Вешкаймского, Инзенского; Карсунского, Сурского, Новомалыклинского,
Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области,
безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в
том числе скотомогильников: в с.Татарский Калмаюр Чердаклинского района
Ульяновской области; в с.Суходол Чердаклинского района Ульяновской области; в
с.Енганаево Чердаклинского района Ульяновской области; в 550 м
юго-западнее п.Октябрьский
Чердаклинского района Ульяновской области.
На основании данного распоряжения, в том числе
начальнику ОГБУ «Чердаклинского центра ветеринарии и безопасности
продовольствия» Шоболеву С.В., главному специалисту-эксперту - главному
государственному ветеринарному инспектору отдела государственного ветеринарного
надзора и ветеринарно-санитарной экспертизы Л*** А.Ю. было поручено
организовать и провести мероприятия по ликвидации вышеуказанных
скотомогильников, как неиспользуемых, безопасных в ветеринарно-санитарном
отношении.
30.12.2019 были ликвидированы сибиреязвенные
скотомогильники в с.Татарский Калмаюр Чердаклинского района Ульяновской
области; в с.Суходол Чердаклинского района Ульяновской области; в с.Енганаево
Чердаклинского района Ульяновской области; в 550 м
юго-западнее п.Октябрьский
Чердаклинского района Ульяновской области, о чем составлены соответствующие
акты.
31.01.2020 заместителем природоохранного
прокурора руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области был внесен
протест №07-33-2020 на распоряжение от 23.12.2019 №781-р, по результатам
рассмотрения которого он был отклонен.
Удовлетворяя административный
иск природоохранного прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что ликвидация спорных скотомогильников противоречит требованиям
законодательства, нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными
законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны
окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных
животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного
воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу
распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации, в связи с чем отменил оспариваемое распоряжение руководителя
Агентства ветеринарии Ульяновской области, возложив на него обязанность по восстановлению, то есть
обеспечению
безопасности ликвидированных
сибиреязвенных захоронений
путем принятия соответствующих мер (установить ограждения по всему
периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему
внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с
надписью «сибирская язва»).
Также суд пришел к выводу о том, что 3-хмесячный
срок для обращения в суд с настоящим иском был пропущен прокурором по
уважительной причине (в связи с проведением проверочных мероприятий), и
восстановил его.
С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.
Так, в соответствии со ст.ст. 1, 8
Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения -
состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное
воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные
условия его жизнедеятельности; инфекционные заболевания - инфекционные
заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено
воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей
инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего
человека, животного к здоровому человеку.
Граждане имеют право на благоприятную среду
обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п.2.1 Санитарных правил «СП
3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические
правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 13.05.2010 №56 сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую
зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой
относится ко II-й группе патогенности. Болезнь у человека чаще всего протекает
в кожной форме, в отдельных случаях осложняется сибиреязвенным сепсисом; может
развиться генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной и кишечной
формах.
Основными источниками возбудителя сибирской
язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий
рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи), больные сибирской язвой. Резервуаром
возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды,
содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах (п.2.3 СП
3.1.7.2629-10).
Почвенными очагами сибирской язвы считаются
места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например -
скотомогильники, биотермические ямы, «моровые поля») (п.2.8.4 СП
3.1.7.2629-10).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных
прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется
Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
согласно п.2 ст.2 которого полномочиями в названной сфере общественных
отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской
Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по
предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе
осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст.6 названного
Федерального закона).
Согласно постановлению правительства
Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации
неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на
территории Ульяновской области», принятому во исполнение Закона РФ от
14.05.1993 №4979-I «О ветеринарии», Федерального закона
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 3, 26.3
Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации», действовавшему на дату принятия
оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии Ульяновской области и на дату
принятия решения суда по настоящему административному делу, земляные
скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных,
павших от сибирской язвы, (сибиреязвенные скотомогильники) не подлежат
ликвидации независимо от сроков давности.
В силу приведенных норм права у
административного ответчика Агентства ветеринарии по Ульяновской области
отсутствовали основания для принятия распоряжения от № 781-р от 23.12.2019 о ликвидации
неиспользуемых скотомогильников на территории Чердаклинского района Ульяновской
области.
Доводы апелляционных жалоб о том, что судом
не приняты во внимание нормы санитарного законодательства, в соответствии с
которыми животные, павшие от сибирской язвы, подлежали захоронению только путем
сжигания, в спорных скотомогильниках захоронена зола сожженных животных,
которая не представляет опасности, что следует из протоколов лабораторных
испытаний и заключений, которые имеются в материалах дела, ликвидированные
места захоронений не являются сибиреязвенными скотомогильниками, судебная
коллегия считает несостоятельными, поскольку они противоречат материалам дела и
приведенным нормам права.
Факт захоронения в спорных скотомогильниках
трупов животных, павших от сибирской язвы, установлен ветеринарными карточками,
представленными в материалы дела. Ссылка Агентства ветеринарии Ульяновской
области на то, что в соответствии с требованиями санитарного законодательства
захоронение животных, павших от сибирской язвы, производилось путем сжигания,
не свидетельствует о наличии оснований для ликвидации спорных сибиреязвенных
скотомогильников, поскольку в соответствии с п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10
«Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила» захоронения
зольных остатков павших от сибирской язвы животных считаются сибиреязвенными
захоронениями, являются почвенными очагами сибирской язвы, представляющими
эпизоотолого-эпидемиологическую опасность и не подлежат ликвидации вне
зависимости от срока давности формирования захоронения.
При отклонении от правил сжигания трупов в
зольном остатке могут сохраняться жизнеспособные споры возбудителя сибирской
язвы.
Лабораторные исследования, по результатам
которых установлено отсутствие сибиреязвенного микроба в почве захоронений не
может свидетельствовать о безопасности захоронений, поскольку отсутствуют
основания считать, что пробы взяты во всех возможных местах локализации спор.
Прекращение осуществления в отношении
зольного захоронения, оставшегося после сжигания трупа животного, павшего от
сибирской язвы, мероприятий, предусмотренных п.7.1 СП 3.1.7.2629-10
«Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», влечет
ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки и как следствие ухудшение
безопасных условий жизнедеятельности человека.
Ссылка в жалобах на то, что в настоящее время
не предусмотрено ведение ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники, не
опровергает установленные судом обстоятельства и выводы суда о том, что спорные
захоронения являются сибиреязвенными и не подлежали ликвидации.
Несогласие Агентства ветеринарии по
Ульяновской области с решением суда о возложении на него обязанности по обеспечению
безопасности скотомогильников и их ограждению не свидетельствует о
необоснованности решения в данной части.
В соответствии с п.7.1 СП организация мер по
обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в целях
обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений: проводят работы по
содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников,
биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской
язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ
людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают
их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва»; принимают меры по
обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами
захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; обеспечивают контроль за
недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне
сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной
деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных
с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных,
промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
Согласно п.1.1
Положения об Агентстве ветеринарии Ульяновской области, утвержденного
постановлением Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 №1/19-П Агентство ветеринарии Ульяновской
области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, осуществляющим задачи в области ветеринарии и уполномоченным от имени
Ульяновской области в порядке и пределах, определенных законодательством
Российской Федерации и законодательством Ульяновской области, осуществляющим
полномочия собственника имущества областных государственных бюджетных
учреждений ветеринарии, являющихся организациями, входящими в систему
государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Агентство организует ликвидацию
скотомогильников в соответствии с постановлением
Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 № 302-П «Об утверждении Порядка
ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых
скотомогильников на территории Ульяновской области», реализует полномочия по
защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и
животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению
Российской Федерации. Реализует в процессе осуществления деятельности,
связанной с профилактикой и борьбой с заразными болезнями животных, в том числе
общими для человека и животных, проведением ветеринарно-санитарных мероприятий,
а также с обеспечением биологической безопасности продукции животного и
растительного происхождения, мероприятия, направленные на выявление и оценку
рисков, управление ими (п.п. 2.5, 2.6,
2.25 Положения об Агентстве).
В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст.227 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения
административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и
необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений,
совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и
законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению
суд указывает в решении на необходимость принятия решения по конкретному
вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения
иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов
административного истца.
Поскольку требования административного истца
о признании незаконным и отмене распоряжения Агентства ветеринарии по
Ульяновской области от 23.12.2019
№781-р о
ликвидации неиспользуемых скотомогильников удовлетворены, суд обоснованно
возложил на данного административного ответчика обязанность по обеспечению их
безопасности в соответствии с требованиями СП 3.1.7.2629-10
Решение суда в данной части соответствует
требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения», п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы.
Санитарно-эпидемиологические правила».
Тот факт, что точные координаты
скотомогильников не определены на местности, не свидетельствует сам по себе о
законности принятого Агентством ветеринарии по Ульяновской области распоряжения
о ликвидации скотомогильников и отсутствии оснований для исполнения данным
административным ответчиком требований санитарного законодательства. Описание местоположения скотомогильников
имеется у административных ответчиков, в том числе в ветеринарно-санитарных
карточках. Кроме того, суд указал кадастровые номера ликвидированных
скотомогильников.
Также судебная коллегия учитывает, что
ответчиками проводились мероприятия по отбору проб почвы с территорий скотомогильников,
что свидетельствует о наличии у них необходимой информации о местах нахождения
спорных сибиреязвенных захоронений.
Доводы заявителей о том, что
нормативно-правовые документы, на которых суд основывал свое решение, утратят
силу с сентября 2021 года, не свидетельствует о незаконности оспариваемого
решения суда, а кроме того, не препятствует Агентству решать вопросы,
касающиеся исполнения решения суда, на соответствующей стадии производства по
делу.
Вопреки доводам апелляционных жалоб у суда
первой инстанции имелись основания для восстановления прокурору срока на подачу
настоящего административного иска.
Как видно из материалов дела, прокурором
принимались досудебные меры, направленные на отмену оспариваемого распоряжения:
внесен протест. Впоследствии прокурор обращался с административным иском о
признании незаконным данного распоряжения в Ленинский районный суд
г.Ульяновска, обжаловал в апелляционном порядке определение суда о возвращении
административного иска.
Более того, обращение прокурора в суд
направлено на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на
благоприятную окружающую среду. Выявленное прокурором нарушение
санитарно-экологического законодательства и, соответственно нарушение прав
неопределенного круга лиц, носит длящийся характер, создает возможную угрозу
распространения эпидемии в будущем.
Доводы жалоб о том, что в настоящее время
изменился порядок ликвидации неиспользуемых скотомогильников, не может служить
основанием для отмены решения суда в части признания незаконным и отмены
оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области,
поскольку, как указано выше, распоряжение и действия по ликвидации
скотомогильников были приняты в нарушение действовавшего правового
регулирования, запрещающего ликвидацию сибиреязвенных скотомогильников и
биотермических ям независимо от сроков давности захоронений.
Между тем судебная
коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что Областное
государственное бюджетное учреждение «Мелекесский центр ветеринарии и безопасности
продовольствия имени С.Г. Дырченкова» является надлежащим ответчиком по
делу.
Согласно Уставу ОГБУ «Мелекесский центр
ветеринарии и безопасности продовольствия», утвержденному Распоряжением
Агентства ветеринарии Ульяновской области от 24.09.2020 № 347-р данное
учреждение является правопреемником, в том числе ОГБУ «Чердаклинский центр
ветеринарии и безопасности продовольствия».
Учредителем данного
учреждения (п. 1.4 Устава) является Агентство ветеринарии Ульяновской области,
учреждение
подведомственно Агентству, которое от имени Правительства Ульяновской области
осуществляет полномочия учредителя в отношении данного учреждения.
Таким образом, решение суда в данной части не
может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене согласно п.4 ч.2
ст.310 КАС РФ, с принятием в данной части нового решения об отказе в
удовлетворении требований к ОГБУ
«Мелекесский центр ветеринарии и безопасности продовольствия имени С.Г.
Дырченкова».
В остальной части решение суда является
правильным.
Процессуальных нарушений, в том числе,
необеспечения явки представителя Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области при рассмотрении
дела судом не допущено. Оценка показаний допрошенного в суде первой инстанции
свидетеля В*** Д.А. отражена в оспариваемом решении.
Оснований для отмены решения в полном объеме
не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 3 декабря 2020 года, с
учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 декабря 2020 года,
отменить в части возложения на Областное государственное бюджетное учреждение
«Мелекесский центр ветеринарии и безопасности продовольствия имени С.Г.
Дырченкова» обязанности по восстановлению ликвидированных в соответствии с
распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 781-р от
23.12.2019 «О ликвидации скотомогильников на территории Вешкаймского,
Инзенского, Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского,
Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в
ветеринарно-санитарном отношении» захоронений: в с. Татарский Калмаюр
Чердаклинского района Ульяновской области кадастровый номер ***, с. Суходол
Чердаклинского района Ульяновской области кадастровый номер ***, с.
Енганаево Чердаклинского района Ульяновской области кадастровый номер ***, 550
метров юго-западнее п. Октябрьский Чердаклинского района Ульяновской области
кадастровый номер ***, в соответствии с требованиями
Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской
язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 13.05.2010 № 56: установлении
ограждений по всему периметру, исключающих случайный доступ людей и животных,
формировании по всему внутреннему периметру канавы, обозначения их
предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».
Принять в указанной
части новое решение, которым в удовлетворении административного иска прокурора
Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной
природоохранной прокуратуры к Областному государственному бюджетному учреждению
«Мелекесский центр ветеринарии и безопасности продовольствия имени С.Г.Дырченкова» о возложении
обязанности по восстановлению ликвидированных захоронений отказать.
В остальной части
решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы Агентства ветеринарии
Ульяновской области, Областного государственного бюджетного учреждения
«Мелекесский центр ветеринарии и безопасности продовольствия имени С.Г.
Дырченкова» – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи