РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2015 года. ос.Арсеньево
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Вергуша В.В.,
при ведении протокола секретарем Кузнецовой А.А.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Лохманюк С.А. к администрации муниципального образования Славный Тульской области, ГУП Тульской области «Жилкомреформа» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Лохманюк С.А. обратилась в суд с иском к ответчикам администрации муниципального образования Славный Тульской области, ГУП Тульской области "Жилкомреформа» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Свои требования обосновывает тем, что она с ДД.ММ.ГГГГ проживает и зарегистрирована в <данные изъяты> квартире № <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено истице на основании решения жилищной комиссии АТО «Тула-50» от ДД.ММ.ГГГГ администрации АТО «Тула-50» и выдан ордер на жилое помещение с отметкой «служебное». ДД.ММ.ГГГГ между Лохманюк С.А. и начальником ЖКО заключен договор найма жилой площади в домах. Истица Лохманюк С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, откуда была выписана и зарегистрирована по адресу: <адрес>, где проживает по настоящее время. Истица обращалась в администрацию муниципального образования Славный с заявлением о приватизации жилого помещения. В предоставлении разрешения на приватизацию жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес>, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Славный, было отказано, поскольку на ордере на вселение от ДД.ММ.ГГГГ № имеется отметка «служебная». Ранее истица участие в приватизации жилья не принимала. Истица Лохманюк С.А. полагает, что она не может быть лишена права на приватизацию. Ссылаясь на ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истица просит удовлетворить ее требования.
В судебном заседании истица Лохманюк С.А. исковые требования поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила их удовлетворить, пояснив, что квартира в настоящее время находится в муниципальной собственности, обременений не имеет, в п.В. отсутствует служебное жилье. Поэтому считает, что в настоящее время жилое помещение занимает указанное жилое помещение на условиях социального найма.
Представитель истицы по ордеру Терехов В.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил их удовлетворить, пояснив, что квартира в настоящее время имеет статус муниципального жилья, ограничений на нее нет. Поэтому считает, что в настоящее время указанное жилое помещение Лохманюк С.А. занимает на условиях социального найма.
Представитель ответчика, администрации муниципального образования Славный, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя администрации муниципального образования Славный.
Представитель ответчика, ГУП ТО «Жилкомреформа», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленных суду возражениях на исковое заявление полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований нет, указав, что собственником квартиры № в <адрес> является муниципальное образования Славный. ГУП Тульской области "Жилкомреформа" не является надлежащим ответчиком, т.к. предмет спора не затрагивает права и законные интересы предприятия, решение вопроса о приватизации занимаемого истцом жилого помещения не относится к компетенции ГУП Тульской области "Жилкомреформа", в соответствии с п.1 договора на оформление приватизационных документов от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между администрацией муниципального образования Славный и ГУП ТО «Жилкомреформа», предприятие уполномочено только на оформление приватизационных документов. Лохманюк С.А. в ГУП ТО «Жилкомреформа» не обращалась. Согласно решению жилищной комиссии АТО «Тула-50» от ДД.ММ.ГГГГ № квартира № в доме № по <адрес> предоставлена Лохманюк С.А., как служебная. На основании указанного решения был выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой «служебная». В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР, ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение, после чего сдавался в жилищную организацию, и с гражданином на основании ордера заключался договор найма жилого помещения. С гражданином, на имя которого выдан ордер, в соответствии со ст. 106 Жилищного кодекса РСФСР, заключался письменный договор найма служебного жилого помещения. С истицей ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилой площади в домах с отметкой «служебная». В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не подлежат приватизации служебные помещения, а следовательно, законных оснований для приватизации квартиры нет.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации N 602-р от 17 апреля 1999 г. переданы согласно Перечню в государственную собственность Тульской области находящиеся в федеральной собственности объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и имущества военного городка "Тула-50" войсковой части № Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных в Туле-50.
Постановлением Губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и высвобождаемого имущества войсковой части №, передаваемого в государственную собственность Тульской области согласно приложению к постановлению губернатора Тульской области. В Перечень передаваемого имущества включен жилой дом по адресу: <адрес>.
Договором о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием Тульской области "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства административно-территориального образования "Тула-50" № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждена передача дома Комитетом по управлению имуществом Тульской области в хозяйственное ведение на общих основаниях без отнесения к специализированному жилищному фонду.
На основании решения жилищной комиссии АТО "Тула-50" от ДД.ММ.ГГГГ № Лохманюк С.А. было предоставлено по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. жилое помещение - двухкомнатная квартира – на семью из трех человек по адресу: <адрес>, в соответствии с которым на Лохманюк С.А. открыт лицевой счет.
Из лицевого счета следует, что нанимателем квартиры по адресу: <адрес>, является Лохманюк С.А.
Согласно справке главы администрации муниципального образования Г. Н. района № от ДД.ММ.ГГГГ., Лохманюк С.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., в данный период проживания право на приватизацию не использовано.
Выписка из домовой книги по дому № по <адрес>, карточка регистрации, поквартирная карточка, паспорт Лохманюк С.А. серии №, выданным К. РОВД Д. области ДД.ММ.ГГГГ, справка МУП ЖКХ муниципального образования Славный № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждают, что Лохманюк С.А. зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>.
Из справки МКП ЖКХ МО Славный № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на основании поквартирной карточки формы №10, усматривается, что Лохманюк С.А. зарегистрирована одна и проживает по адресу: <адрес>.
Согласно справке главы администрации муниципального образования Славный № от ДД.ММ.ГГГГ Лохманюк С.А. ДД.ММ.ГГГГ прибыла и была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>), <адрес>, где зарегистрирована и проживает по настоящее время. Правом на приватизацию жилого помещения (квартиры) в <адрес> не воспользовалась.
Согласно выписке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от № от ДД.ММ.ГГГГ Лохманюк С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежали объекты недвижимости в виде жилого дома с надворными постройками и земельного участка по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация муниципального образования Славный, рассмотрев заявление Лохманюк С.А. о приватизации занимаемого жилого помещения, отказала в выдаче разрешения на приватизацию в связи с отметкой в ордере на вселение от ДД.ММ.ГГГГ № «служебная», что подтверждается сообщением администрации муниципального образования Славный от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.
Материалами дела подтверждается право собственности муниципального образования Славный на квартиру № <адрес> на основании акта приема-передачи имущества, находящегося в собственности <адрес>, в собственность муниципального образования Славный от ДД.ММ.ГГГГ а также на основании постановления об утверждении перечня имущества, находящегося в собственности Тульской области, передаваемого в собственности муниципального образования Славный, при этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах на эту квартиру, как на служебное жилье, отсутствует, также отсутствуют обременения.
Ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих об ограничении прав истицы на указанную квартиру.
В силу ст.60,61 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель), обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма.
Учитывая, что истица вселена в спорное жилое помещение в установленном законом порядке на основании ордера на право занятия жилого помещения, с ДД.ММ.ГГГГ проживает в квартире и выполняет все обязанности нанимателя, занимаемая квартира не отнесена к категории служебного жилищного фонда с учетом требований, установленных п.12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение предоставлено истице в постоянное пользование, что противоречит назначению служебных жилых помещений, истица проживает в указанной квартире на условиях договора социального найма жилого помещения на неопределенный срок.
Суд считает, что отсутствие письменного договора социального найма на жилое помещение, в котором наймодателем выступает государственный орган или орган местного самоуправления, не может препятствовать осуществлению проживающей в нем Лохманюк С.А. прав нанимателя по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от правильного оформления органами местного самоуправления указанных документов.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания признать, что спорное жилое помещение предоставлено на условиях договора социального найма и поэтому в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" оно подлежит передаче в собственность в порядке приватизации. При этом суд отвергает доводы ГУП Тульской области «Жилкомреформа» об отказе в иске.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Лохманюк С.А. по настоящее время проживает в спорной квартире, полностью оплачивает коммунальные услуги, исполняет все обязанности по содержанию данного жилого помещения в надлежащем состоянии.
Согласно представленным документам истица Лохманюк С.А. не использовала свое право на однократную бесплатную приватизацию жилья, занимаемого по договору социального найма.
На основании ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
В силу ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Согласно ст. 2 указанного Закона местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В случае нарушения либо оспаривания права лица, возникшего из законных оснований, это лицо в силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд за защитой права с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иными нормами закона.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из которых назван признания права.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что истица не использовала право на приватизацию, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 44,7 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░