Дело № 2-423/2019
.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2019 года ст. Боковская
Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кудиненко Е.В.
при секретаре Букиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мельниковой Н.П. к администрации МО «Боковское сельское поселение», третьи лица: Гордеева А.Д., нотариус Боковского нотариального округа, о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Мельникова Н.П. обратилась в суд с иском к администрации МО «Боковское сельское поселение», третье лицо - Гордеева А.Д., о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ года умерла ее дочь ФИО12 В установленный законом срок она, как наследник первой очереди, обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, супруг истца ФИО13 отказался от наследства в ее пользу, нотариусом заведено наследственное дело №26/2019, однако квартира №2 и земельный участок, расположенные по <адрес>, не были включены в наследственную массу, поскольку запись о регистрации права собственности ФИО14 на данное имущество внесена в ЕГРП 04.10.2018 года, то есть после смерти наследодателя, о чем указано нотариусом в постановлении об отказе в совершении нотариальных действий от 15.05.2019 года. Поскольку указанное недвижимое имущество приобретено наследодателем на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с Гордеевой А.Д., который сторонами исполнен, расчет между ними произведен в полном объеме, фактически принадлежало наследодателю, о смерти которой регистрирующий орган не был уведомлен по объективным причинам (свидетельство о смерти выдано 05.10.2018 года, регистрация права произведена 04.10.2018 года) истец считает, что данные объекты недвижимости подлежат включению в состав наследства после смерти ее дочери и за нею, как единственным наследником, должно быть признано право собственности на указанное имущество.
Определением суда от 24.05.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен нотариус Боковского нотариального округа.
Истец Мельникова Н.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации МО «Боковское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В адресованном суду заявлении представитель ответчика Алейникова Н.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования признала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Суд принимает признание иска ответчиком в порядке ст. 39 ГПК РФ.
Третье лицо – Гордеева А.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой дело рассмотреть в ее отсутствие, в котором подтвердила указанные в иске обстоятельства и не возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо – нотариус Боковского нотариального округа Баклыкова И.Р. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой дело рассмотреть в ее отсутствие.
В отсутствие неявившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п.1 ст.1110 ГК РФ наследование - это универсальное правопреемство, в результате которого имущество (наследство, наследственная масса) умершего переходит к другим лицам в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
При этом в п.1 ст.1112 ГК РФ указано, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
По смыслу приведенных норм закона, предметом наследования является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю. При этом включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что он являлся их субъектом на день открытия наследства.
Согласно п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству (ст.218 ГК РФ). В силу п.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (абз. 2 п.2 ст.218 ГК РФ, п.4 ст.1152 ГК РФ). Так, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст.1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО15 приобрела у Гордеевой А.Д. квартиру №2 и земельный участок, расположенные по <адрес> (л.д.18-20). Из содержания договора следует, что расчет между сторонами произведен, имущество передано покупателю.
В соответствии со ст.223, 224 ГК РФ право собственности у приобретателя возникает не в силу заключения договора, а в силу исполнения договора об отчуждении вещи.
В силу п.1 ст.551 ГК РФ право собственности у приобретателя недвижимости возникает с момента государственной регистрации.
Таким образом, в силу ст.551 ГК РФ договор купли-продажи, заключенный между ФИО16 и Гордеевой А.Д. считается исполненным. Данные обстоятельства не оспариваются продавцом Гордеевой А.Д., привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица.
12.09.2018 года стороны договора подали заявление о государственной регистрации права собственности покупателя на указанное имущество, что подтверждается расписками о получении документов на государственную регистрацию (л.д.38, 38 об.).
Запись о регистрации права собственности ФИО17 на указанное недвижимое имущество внесена 04.10.2018 года, что подтверждается выписками из ЕГРП (л.д.21-25).
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО18 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.12).
Истец Мельникова Н.П. является наследником первой очереди по закону после смерти своей дочери, что подтверждается свидетельством о рождении, свидетельством о заключении брака, выпиской из решения о расторжении брака (л.д.7, 8, 40). В установленный законом срок она обратилась к нотариусу с соответствующим заявлением о принятии наследства, что подтверждается ответом нотариуса, из которого также следует, что отец наследодателя ФИО19 обратился с заявлением об отказе от наследства, другие наследники с заявлениями о принятии наследства не обращались, свидетельства о праве на наследство по закону не выдавались (л.д.35).
Постановлением нотариуса Боковского нотариального округа Ростовской области Баклыковой И.Р. от 15.05.2019 года Мельниковой Н.П. отказано в совершении нотариального действия в виде выдачи свидетельства о праве на наследство по закону на указанные объекты недвижимости после смерти ФИО20 в связи с тем, что на момент открытия наследства за наследодателем не было зарегистрировано право собственности на жилое помещение и земельный участок.
В силу п.2 ст.8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Исходя из изложенного, квартира и земельный участок формально могли бы входить в состав наследственного имущества ФИО21 и перейти в порядке наследования к Мельниковой Н.П. лишь в том случае, если к моменту открытия наследства у наследодателя уже возникло право собственности, условием чего являлась государственная регистрация этого права.
Вместе с тем, это не оказывает существенного влияния на объем прав Мельниковой Н.П., которая как наследник ФИО22 является ее правопреемником во всех имущественных отношениях с ее участием, и в том числе в отношениях, основанных на заключенном и исполненном сторонами договоре купли-продажи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследники покупателя по договору купли-продажи недвижимости, умершего до государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, в случае возникновения спора вправе обратиться с иском к продавцу по указанному договору о государственной регистрации перехода права собственности к наследникам.
Однако приведенные выше разъяснения не могут быть применены в рассматриваемом случае, поскольку после заключения наследодателем договора купли-продажи ее право собственности на жилое помещение и земельный участок было зарегистрировано.
При этом, поскольку государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество к ФИО23 состоялась после ее смерти, включение квартиры и земельного участка в наследственную массу, и признании права собственности на них за истцом в порядке наследования, является по существу верным способом защиты прав Мельниковой Н.П., закону не противоречит, а по своему правовому результату фактически совпадает с государственной регистрацией права собственности по решению суда.
Установив указанные обстоятельства, суд считает требования Мельниковой Н.П. подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Мельниковой Н.П. – удовлетворить.
Включить в наследственную массу, подлежащую наследованию после смерти ФИО25, следующее имущество:
- квартиру №2, общей площадью 43 кв.м, в том числе жилой – 30,1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>;
- земельный участок, площадью 1002 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Признать за Мельниковой Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке наследования по закону право собственности на следующее имущество:
- квартиру №2, общей площадью 43 кв.м, в том числе жилой – 30,1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>
- земельный участок, площадью 1002 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2019 года.
Cудья Е.В. Кудиненко