Дело № 2а-1637/2023
УИД 73RS0013-01-2023-001893-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июня 2023 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Федосеевой С.В., при секретарях Сараевой А.А., Белобородовой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тугушева И. М. к начальнику Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» Логинову А. Ю., Федеральному казенному учреждению «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
У С Т А Н О В И Л:
Тугушев И.М. обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что с 2022 года он отбывает наказание в ФКУ Т в камере 244 в антисанитарных условиях. Так, на поверхности откоса верхней части окна с внутренней стороны, то есть в помещения имеются очаговые образования черных пятен, явно выраженные грибковые образования черного цвета. На стене под потолком слева от окна имеются черные пятна, явно выраженные грибковые образования черного цвета.
На потолке и стенах образовались множественные следы и пятна жёлтого цвета, в том числе, с повреждением штукатурки покрашенной поверхностей, ярко выраженные вздутия, трещины и коррозийные осыпания, в санузле.
Принудительная вытяжная вентиляция с механическим принуждением не выполняет своей функции в полном объёме, по этой причине воздух в камере спертый, с запахами прелости и гниения. Постоянно проветривать через окно невозможно, так как в камере холодно, камера находится не с солнечной стороны, в зимнее время пониженная температура не дает возможности длительного проветривания.
В камере из-за плохой вентиляции в сырую и дождливую погоду высокий уровень влажности, в зимнее время это выражается в запотевании окон, намокании стен с потёками.
Лишён возможности получать информацию посредством просмотра телевизора не менее 2-х часов в неделю, поскольку в камеру администрация его не устанавливает, в том числе за свой счет.
В связи с переходом на зимнюю форму одежды неоднократно обращался с заявлениями о выдаче с вещевого склада принадлежащих ему теплых вещей, свитера установленного образца и перчаток. Свитер и рукавицы не выдавались на протяжении всего зимнего периода. Такая же ситуация происходит в летний период. Он неоднократно обращался к администрации с просьбой выдать обувь, нижнее нательное белье, футболку, рубашку, но письменные и устные просьбы были проигнорированы.
В камере отсутствуют: таз для стирки, таз для мытья ног, ведро для мытья пола, тумбочки для письменных принадлежностей.
В исполнение решения Димитровградского городского суда от 15.06.2022 в камере № 244 не проведены ремонтные работы.
Ссылаясь на ст. 277 КАС РФ, просил обязать начальника ФКУ-Т УФСИН России устранить нарушения его прав и интересов, и взыскать в его пользу компенсацию в размере 100 000 руб.
При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ-Т УФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Министерство финансов Российской Федерации.
Административный истец Тугушев И.М. участвовал в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи; исковые требования поддержал. Просил об удовлетворении административных исковых требований.
Представитель административного ответчика ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области Будилова Е.Н., действующая на основании доверенности (л.д. 55), в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что в камере № 244 Тугушев И.М. содержался с 14.11.2022 по 13.12.2022, с 15.03.2023 по настоящее время. В апреле 2022 года было выявлено, что в камере № 244 обнаружены следы протечки на стене и потолке, о чем в учреждение вносилось представление Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ от 04.05.2022 и было принято решение суда от 15.06.2022, срок исполнения по которому в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу, поэтому срок не нарушен. Следов грибка обнаружено не было.
Приточно-вытяжная вентиляция в помещениях ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области спроектирована в соответствии с п. 14.13 «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России», утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.05.2001 № 161. Жилая камера № 244 оборудована в соответствии с п. 14.14 Норм проектирования вытяжной вентиляции с естественным побуждением, удаление воздуха осуществляется через внутрисменные вытяжные каналы, самостоятельные (отдельные) для каждой камеры. Данная система вентиляции эксплуатируется с момента ввода здания режимного корпуса № 2 в эксплуатацию с 1984 года. Кроме того, в камере № 244 имеется одно окно размером 120х140 см, которое оснащено открываемой вовнутрь форточкой для проветривания, для естественной вентиляции.
23.06.2023 сотрудниками учреждения был проведен осмотр камеры № 244, о чем составлен акт. Сырости в камере № 244 нет. Филиалом «ЦГЭСН» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России проводились проверки микроклимата, нарушений в камере № 244 не зафиксировано.
Согласно журналам № 169, № 235 учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных в корпусном отделении № 2 с заявлениями к сотрудникам администрации по вопросу установки в камеру телевизора, приобретения телевизора не поступали. Нарушений со стороны ответчика не было.
Согласно камерной карточке при поступлении у истца имелись его собственные вещи, в том числе перчатки, которые разрешены к хранению в камере. Данные перчатки имелись при истце в камере и на склад учреждения не помещались.
Согласно Акту приема личных денег, ценностей и личных вещей от 14.11.2022 свитера установленного образца у истца не было. Свитер установленного образца в тюрьмах не предусмотрен.
Согласно камерной карточке у Тугушева И.М. при прибытии в учреждение имелись собственные вещи, разрешенные к хранению в камере, а также вещи, хранящиеся на складе учреждения. Кроме того, согласно лицевому счету, ведомости истцу выдавались вещи по сезону.
Камеры исправительных учреждений оборудуются согласно приказу ФСИН России № 512 от 27.07.2006 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». Камера № 244 оборудована мебелью и инвентарем согласно указанному приказу. Наличие прикроватной тумбочки, тазов, ведра для мытья полов в камерах режимного корпуса в тюрьме данным приказом не предусмотрено. Прикроватные тумбочки предусмотрены в спальных помещениях общежитий. Инвентарь для уборки камеры (в том числе ведро) находится на посту, на каждом этаже режимного корпуса, в достаточном количестве, выдается для уборки камеры по просьбе осужденных младшим инспектором, тазы для гигиенических целей и стирки одежды также хранятся на посту, на каждом режимном корпусе и выдаются младшим инспектором по просьбе осужденных. Каких-либо препятствий к этому нет.
Отсутствуют основания для взыскания денежной компенсации. Истцом не представлено доказательств нарушения условий содержания, на которые он ссылается. Просила в удовлетворении иска отказать (л.д. 60-62).
Представитель ответчика ФСИН России Никишин В.В., действующий на основании доверенности (л.д.58), в судебном заседании административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, поддержав доводы представителя ФКУ Т УФСИН России.
Представители административного ответчика УФСИН России по Ульяновской области, заинтересованного лица Министерства финансов Российской Федерации, административный ответчик начальник ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области Логинов А.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации в силу ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ).
В соответствии со ст.9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Согласно ч.2 ст.11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу положений п.1 и п.7 ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и режим содержания подозреваемых и обвиняемых в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Судом установлено, что Тугушев И.М., (ДАТА) г.р., осужден (ДАТА) Новочеркасским городским судом Ростовской области по ч. 3 ст. 234, ч. 1 ст. 228 УК РФ к 4 годам лишения свободы в исправительной колонии особого режима, отбывает уголовное наказание в ФКУ Т УФСИН России Ульяновской области с 14.11.2022.
Указанное обстоятельство подтверждено сведениями, представленными административным ответчиком.
Обращаясь в суд с указанным административным иском, Тугушев И.М. ссылается на ненадлежащие условия содержания в камере №244 за время его нахождения в ней, а именно: следы грибковых образований на стенах в помещении камеры, следы протечек на потолке и стенах с отслоением и вздутием штукатурки и краски, отсутствие приточно-вытяжной вентиляции, сырость в помещении, отсутствие телевизора в камере и отказ в его приобретении, невыдача личных зимних вещей, а также свитера установленного образца, а также летней обуви и одежды, отсутствие тазов для стирки, для мытья ног, ведра для мытья пола, тумбочки для письменных принадлежностей.
В соответствии со ст. 3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, при этом под унижающим достоинство обращением и наказанием понимаются, в частности, ненадлежащие условия содержания под стражей, в исправительных колониях.
Копией камерной карточки ФКУ Т УФСИН России подтверждено, что Тугушев И.М. содержался в камере учреждения № 241 - с 13.12.2022 до 28.02.2023, с 28.02.2023 до 15.03.2023 находился в № 002/1, с 15.03.2023 по настоящее время - в камере № 244 (л.д. 44). Представителем административного ответчика подтверждено, что в ходе рассмотрения дела Тугушев И.М. переведен в другую камеру. Доводы Тугушева И.М. относительно условий содержания в камере № 241 суд отклоняет, поскольку он не лишен возможности обратиться с самостоятельным административным иском.
Согласно копии технического паспорта на здание режимного корпуса №2 следует, что камера 244 имеет общую площадь 13,2 кв.м, окно, вентиляционное отверстие (л.д.67-69).
Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно п.3 ст.39 названного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ч.3 ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Из пояснений представителя ответчика ФКУ Т следует, что в камере № 244 учреждения следует, что камера имеет одно окно размером 120х140 см. Окно оснащено открываемой вовнутрь форточкой для проветривания, для естественной вентиляции. Приточно-вытяжная вентиляция в помещениях учреждения спроектирована в соответствии с п.14.13 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России от 28.05.2001 № 161. Жилые камеры, где содержатся осужденные, в том числе камера 244, оборудованы в соответствии с п.14.14 Норм вытяжной вентиляцией с естественным побуждением, удаление воздуха осуществляется через внутристенные вытяжные каналы, самостоятельные (отдельные) для каждой камеры. Данная система вентиляции эксплуатируется с момента ввода здания режимного корпуса №2 в эксплуатацию, с 1984 года.
То обстоятельство, что в камере и в коридорах, где расположена камера 244, имеются вентиляционные каналы, подтверждено и представленным суду фотоматериалом.
Доказательств тому, что указанные вентиляционные системы не функционируют, суду не представлено. В удовлетворении требований в этой части надлежит отказать.
Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15.06.2022, вступившим в законную силу, уточненный административный иск Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворен: суд обязал ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, в том числе, произвести ремонт настенного и потолочного покрытия в некоторых камерах, а УФСИН по Ульяновской области организовать материально-техническое и финансовое обеспечение учреждения для проведения, в том числе, указанных работ.
Указанным судебным решением также установлено, что камера 244 находится в таком санитарно-эпидемиологическом состоянии, которое требует ремонта. При этом при проведении проверки оценивалось общее санитарно-гигиеническое состояние режимных зданий, однако нарушение работы вентиляции в указанной камере не выявлено, что прямо следует из содержания судебного постановления. Аналогично в решении того же суда от 19.04.2023.
Более того, суду представлен протокол измерений микроклимата в камере от 25.05.2022, из которого следует, что такие показатели микроклимата как температура воздуха, скорость движения воздуха, относительная влажность воздуха, уровень освещенности в камере № 244 находятся в пределах установленных норм. Таким образом, доказательств доводов административного истца о сырости в помещении суду не представлено (л.д. 47), в этой части административных требований надлежит отказать.
Согласно разделу IV приложения N 3 приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", установлены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы.
В камере режимного корпуса должны находиться: кровать металлическая из расчета 1 на человека; стол со скамейками (комплект 1 или 2 из расчета площади камеры); зеркало настенное - 1 штука; урна для мусора - 1 штука; шкаф для хранения продуктов из расчета 1 ячейка на человека; подставка под бак для воды - 1 штука; бак для питьевой воды с кружкой и тазом - 1 комплект; вешалка настенная из расчета 1 крючок на человека; полка для туалетных принадлежностей - 1 штука; умывальник - 1 в камеру.
Позиция административного истца о том, что в камере режимного корпуса предусмотрено нахождение тумбочек, тазов для стирки вещей, тазов для личной гигиены, а также телевизора, основана на неверном толковании норм законодательства.
В соответствии с п.595 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (приложение №2) осужденные к лишению свободы в ИК особого режима, отбывающие наказание в строгих условиях или отбывающие пожизненное лишение свободы, а также осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в тюрьме, могут иметь при себе комплект одежды в соответствии с нормами вещевого довольствия, два полотенца установленного образца, кружку из алюминия или пластмассы, индивидуальные средства гигиены (мыло, зубную щетку, зубную пасту (зубной порошок), туалетную бумагу), тапочки, литературу в количестве до 10 экземпляров книг и журналов, за исключением учебников осужденных к лишению свободы, проходящих обучение в общеобразовательной организации, в профессиональной образовательной организации ФСИН России или в образовательной организации высшего образования, до 5 экземпляров газет, до 10 фотографий размером не более 10 x 15 см, предметы религиозного культа индивидуального пользования, предназначенные для карманного или нательного ношения (по одному предмету), копии приговоров (определений, постановлений) судов, документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо по вопросам реализации прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, копии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, а также ответы по результатам их рассмотрения.
Пунктом 596 Правил предусмотрено, что разрешенные осужденным к лишению свободы в ИК особого режима, отбывающим наказание в строгих условиях или отбывающим пожизненное лишение свободы, а также осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в тюрьме, личные вещи и предметы сверх нормы, установленной в пункте 595 настоящих Правил, хранятся в специально отведенном месте и выдаются данным осужденным к лишению свободы взамен вещей и предметов, указанных в пункте 595 настоящих Правил, младшим инспектором, осуществляющим за ними надзор, во время, определенное распорядком дня осужденных к лишению свободы с соблюдением комплектности, установленной в пункте 595 настоящих Правил.
Справкой начальника ОВРО ФКУ Т подтверждается, что для проведения уборки в камерах, где содержатся осужденные, укомплектован инвентарь (щётка, совок, ведро), который находится на посту, на каждом этаже режимного корпуса, в достаточном количестве, и выдается по просьбе осужденного для уборки камеры младшим инспектором. В аналогичном порядке по просьбе осужденного младшим инспектором выдаются тазы для гигиенических целей, для стирки одежды (л.д. 72).
Копией акта от 23.06.2023 подтверждается, что проведен комиссионный осмотр камеры № 244 режимного корпуса № 2 (л.д. 29). Комиссией установлено, что камера находится в удовлетворительном состоянии. Стены и потолок окрашены водоэмульсионной краской, вместе с тем, имеются следы потертостей, следы протечек, следы осыпания шпатлевки. Санузел в удовлетворительном состоянии, но имеются следу потеков на стенах и потолке, следы осыпания шпатлевки. Камера оборудована вытяжной вентиляцией с естественным побуждением, удаление воздуха осуществляется через внутренние вытяжные каналы, замечаний в работе системы не выявлено, повышенной влажности не зафиксировано. Оконный блок из ПВХ, фрамуга (форточка) закрывается плотно, имеется функция проветривания, механизм закрывания/открывания (поворотная ручка) находится в исправном состоянии, на поверхности откоса имеются следы плесени. Температурный режим в камере соответствует норме (расчетная температура не ниже +18гр С), на момент проведения обследования камеры температура составила +18гр С.
Камера № 244 оборудована мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для тюрем: кровать металлическая двухъярусная 2 шт., стол со скамейками 1 к-т, зеркало настенное 1 шт., урна для мусора 1 шт., шкаф для хранения продуктов питания (4 ячейки) – 1 шт., подставка под бак для воды – 1 шт., бак для воды с кружкой и тазом – 1к-т, вешалка настенная металлическая (4 ручка) – 1 шт., умывальник – 1 шт., полка для туалетных принадлежностей (4 ячейки) – 1 шт. (л.д. 29).
Копиями журналов № 169, начатого 18.11.2022, № 235, начатого 07.02.2023, учёта предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в корпусном отделении № 2 ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области (л.д. 31-43) подтверждается, что Тугушев И.М. с заявлениями по вопросу установки, приобретении телевизора, не обращался.
Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены приказом Минюста России от 4 июля 2022 года N 110).
Согласно пункту 15 Приложения 3 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений к перечню запрещенных вещей и предметов относятся: телевизионные приемники с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" и с встроенными медиаплеерами, а также другая видео- и аудиотехника (за исключением телевизионных приемников, радиоприемников общего пользования, технических устройств для чтения электронных книг (прослушивания аудиокниг - для слабовидящих и слепых осужденных к лишению свободы) без функции аудио-, видеозаписи и видеовоспроизведения и функции выхода в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", которые состоят на балансе исправительного учреждения и предоставлены осужденным к лишению свободы во временное пользование администрацией исправительного учреждения в количестве не более одного устройства на осужденного к лишению свободы бесплатно (содержащимся в облегченных или льготных условиях отбывания наказания, отбывающим наказание в колониях-поселениях) либо в качестве дополнительной платной услуги (не предоставляются осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание на строгом виде режима в тюрьме, отбывающим наказание в строгих условиях отбывания наказания в исправительной колонии или воспитательной колонии, содержащимся в дисциплинарном изоляторе, штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа или одиночной камере в порядке взыскания, а также в транзитно-пересыльных пунктах), либо предоставлены им общеобразовательными организациями субъектов Российской Федерации, созданными при учреждениях УИС, профессиональными образовательными организациями ФСИН России, а также лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, или судом, а также за исключением аудиоплееров без функции записи и DVD- и аудиопроигрывателей без функции выхода в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", CD-дисков, DVD-дисков к ним, размещаемых в местах коллективного пользования (для осужденных к лишению свободы, содержащихся в облегченных условиях отбывания наказания в исправительных колониях общего и строгого режимов, содержащихся в облегченных или льготных условиях отбывания наказания в воспитательных колониях, а также осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в колониях-поселениях).
Копией постановления о назначении вида режима в тюрьме от 14.11.2022 подтверждается, что в отношении осужденного Тугушева И.М. установлен строгий режим на срок не менее 1 (одного) года (л.д. 91).
В этой части административных исковых требований надлежит отказать.
Копиями камерной карточки, акта приема личных вещей подтверждается, что при поступлении Тугушев И.М. имел собственные вещи, в том числе перчатки, которые на склад не принимались, находились у истца. Свитера установленного образца среди личных вещей не было.
Согласно Приказу Минюста России от 03.12.2013 N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" (вместе с "Порядком обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", "Правилами ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях"), Норма N 3 вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в тюрьмах, свитер не предусматривает.
Доводы Тугушева И.М. о необеспечении его административным ответчиком вещевым довольствием, а именно: одеждой по сезону, по нормам, установленным Приказом Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", в частности: обуви, нижнего нательного белья, футболки, рубашки, не нашли подтверждение. Копией лицевого счета, ведомости подтверждается выдача белья нательного, костюма х/б, сапог, тапочек, головного убора летнего, маек, сорочек, ботинок комбинированных, трусов, носок х/б, пантолет литьевых. В этой части административных исковых требований надлежит отказать.
Частью 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.14 постановления от 25.12.2018 №47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
В соответствии с пунктом 4 данного постановления нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Копией представления об устранении нарушений закона при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы от 16.02.2023 подтверждается, что в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области проводилась проверка соблюдения уголовно-исправительного законодательства. В частности, установлено, что имелись следы протеканий и признаки поражения грибком в камерах, в том числе, № 244 (л.д. 76,оборот).
Согласно вышеуказанному решению Димитровградского городского суда по административному делу от 15.06.2022, вступившему в законную силу, ФКУ Тюрьма обязана в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства и произвести ремонт настенного и потолочного покрытия в камере № 244.
Таким образом, вышеуказанным решением суда от 15.06.2022, результатами прокурорской проверки в феврале 2023 года, актом от 23.06.2023 с фотоматериалом с изображением поверхности стен и потолка подтверждается, что в камере № 244 имеются следы осыпания шпатлевки, протекания и грибковых образований на стенах и потолке, откосах окна.
Суду не представлено доказательств того, что условия содержания Тугушева И.М. в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области в период его нахождения в камере – с 15.03.2023 по июль 2023 не соответствовало установленным нормам, кроме указанных недостатков, имевших отражение в решении от 15.06.2022, результатах проверки, акте от 23.06.2023, напротив, из представленных стороной административного ответчика доказательств следует, что санитарные нормы при его содержании в исправительном учреждении, в частности, в камере 244, соблюдены. Кроме того, представленными административным ответчиком доказательствами подтверждается, что в камере имеются разрешенные предметы мебели и инвентаря, выдается одежда по сезону.
Таким образом, следует признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, выразившееся в не устранении следов осыпания шпатлевки, протекания и грибковых образований на стенах и потолке, откосах окна.
Разрешая требование административного истца о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания, суд исходит из следующего.
Поскольку судом установлено, что ремонтные работы в камере, о необходимости которых было указано в решении суда, вступившим в силу, не проведены, требование о присуждении компенсации заявлено им правомерно. Доказательств невозможности проведения ремонта в камере для устранения подтвержденных недостатков суду не представлено. Доводы стороны административного ответчика, что решением был предоставлен срок исправления недостатков, который еще не истек, судом отклоняются как несостоятельные.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Установив факт нарушения административным ответчиком - ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области условий содержания осужденного в учреждении, предусмотренных вышеприведенными нормами уголовно-исполнительного законодательства, и, как следствие, нарушение права административного истца, суд приходит к выводу о наличии оснований для присуждения в пользу административного истца денежной компенсации.
В силу ч.4 ст.227.1 КАС РФ, подпункта 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314 Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Соответственно обязанность по выплате административному истцу компенсации за нарушение условий содержания подлежит возложению судом на Российскую Федерацию в лице ФСИН России как главного распорядителя средств федерального бюджета. Оснований для взыскания указанной компенсации с остальных ответчиков не имеется.
Заявленная административным истцом сумма денежной компенсации является необоснованной, чрезмерно завышенной, не соответствующей характеру совершенных исправительным учреждением нарушений.
С учетом количества и характера допущенных ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области нарушений, длительности периода пребывания Тугушева в камере № 244, суд определяет к взысканию в пользу административного истца с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации денежную компенсацию за нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей.
В остальной части заявленные требования не подлежат удовлетворению по вышеприведенным основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Тугушева И. М. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, выразившееся в не устранении в камере № 244 дефектов и повреждений покрытия стен и потолка, откосов окна.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Тугушева И. М. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
В удовлетворении административных исковых требований Тугушева И. М. о компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в большем размере, признании незаконным действий (бездействия) в остальной части, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 07 июля 2023 года.
Председательствующий судья С.В. Федосеева