Дело № 2а-33/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2017 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,
с участием административного истца - Серебрякова И.В., прокурора - помощника военного прокурора Казанского гарнизона - старшего лейтенанта юстиции Долгова Е.П.,
при секретаре Вафиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-33/2017 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <Номер> Серебрякова И.В. об оспаривании действий командующего <изъято> и командира войсковой части <Номер>, связанных с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части,
установил:
Серебряков обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в обосновании которого указал, что он, приказом командующего <изъято> (войсковая часть <Номер>) от 22 октября 2016 года <Номер>, уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, а приказом командира войсковой части <Номер> от 3 ноября 2016 года <Номер> исключён из списков личного состава воинской части. Вышеназванные приказы Серебряков считал незаконными, поскольку с момента окончания срока первого контракта о прохождении военной службы - 27 июня 2014 года с ним новый контракт не заключался. Далее, ссылаясь на требования Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о порядке прохождения военной службы, Серебряков полагал, что воинскими должностными лицами нарушен порядок увольнения его с военной службы.
На основании изложенного Серебряков просил признать незаконными действия командующего <изъято>, связанные с изданием приказа от 22 октября 2016 года <Номер> в части его увольнения с военной службы и обязать указанное должностное лицо отменить данный приказ в оспариваемой части. Кроме этого, Серебряков просил признать незаконными действия командира войсковой части <Номер>, связанные с изданием приказа от 3 ноября 2016 года <Номер> в части исключения его из списков личного состава воинской части и обязать указанное должностное лицо отменить данный приказ в оспариваемой части, восстановить его на военной службе в прежней воинской должности и обеспечить положенными видами довольствия.
В судебном заседании Серебряков заявленные требования поддержал и пояснил, что считает увольнение с военной службы незаконным, поскольку контракт о её прохождении не продлевал, аттестация в отношении него проведена ненадлежащим образом, беседа на предмет увольнения с военной службы не проводилась, для прохождения военно-врачебной комиссии он не направлялся. При исключении с военной службы был полностью обеспечен всеми видами довольствия.
Административные ответчики, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовали.
Представитель командующего <изъято> - Костенко О.И. направил в суд письменные возражения, в которых с требованиями Серебрякова не согласился, просил рассмотреть дело без его участия и в удовлетворении требований административного истца отказать. В обоснование своей позиции Костенко указал, что командующим <изъято> издан приказ от 22 октября 2016 года <Номер> об увольнении Серебрякова с военной службы на основании представления командира войсковой части <Номер>, из которого следовало несоответствие административного истца занимаемой должности, и было предложено уволить Серебрякова с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Представитель командира войсковой части <Номер> - Мурзабекова Н.А. направила в суд письменные возражения, в которых требования административного истца не признала и пояснила, что за время прохождения военной службы в войсковой части <Номер> Серебряков систематически нарушал воинскую дисциплину, в связи с чем, 16 апреля 2016 года в отношении него проведено заседание аттестационной комиссии. По результатам аттестации принято решение об увольнении Серебрякова с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта, однако данное решение аттестационной комиссии не повлияло отношение Серебрякова к прохождению военной службы и соблюдению воинской дисциплины. С решением аттестационной комиссии, а также с листами бесед от февраля и октября 2016 года Серебряков был ознакомлен. Мурзабекова также указала, что на момент увольнения с военной службы Серебряков имел 7 неснятых дисциплинарных взысканий, при этом 19 октября 2016 года военнослужащий привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.9 КоАП Российской Федерации.
Представитель командира войсковой части <Номер> полагала, что должностными лицами воинской части соблюден порядок увольнения военнослужащего с военной службы. Аттестация проведена надлежащим образом, а её результаты легли в основу принятого командиром войсковой части <Номер> решения об увольнении Серебрякова с военной службы.
На основании изложенного Мурзабекова просила в удовлетворении требований административного истца отказать.
В судебном заседании были представлены сторонами и исследованы следующие доказательства.
Копией контракта о прохождении военной службы подтверждается, что Серебряков заключил с Министерством обороны Российской Федерации, в лице начальника <изъято>, контракт о прохождении военной службы на время обучения в военном училище и пять лет военной службы после его окончания.
Согласно копии представления командира войсковой части <Номер> от 22 сентября 2015 года подтверждается, что Серебряков, ввиду плохих организаторских способностей и недостаточной дисциплинированности, представляется к зачислению в распоряжение командующего войсками Восточного военного округа.
Согласно выписке из приказа командира <Номер> от 15 апреля 2016 года <Номер> с Серебряковым заключён новый контракт о прохождении военной службы сроком на 3 года - по 26 июня 2017 года.
В соответствии с копией акта, составленного 10 октября 2016 года должностными лицами войсковой части <Номер>, следует, что Серебряков отказался от дачи письменных объяснений по обстоятельствам заключения им контракта о прохождении военной службы.
Из объяснительной Серебрякова от 10 октября 2016 года следует, что административный истец подтверждает написание им рапорта на заключение контракта.
Копией книги регистрации рапортов войсковой части <Номер> за период с 15 марта по 16 мая 2016 года подтверждается регистрация 15 апреля 2016 года (вх. <Номер>) рапорта Серебрякова на заключение контракта о прохождении военной службы.
Согласно служебного разбирательства от 10 октября 2016 года, проведённого заместителем командира войсковой части <Номер> по работе с личным составом установлено, что 14 апреля 2016 года Серебряков написал рапорт о заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы сроком на 3 года, заполнил и подписал в присутствии должностных лиц воинской части два экземпляра бланка контракта о прохождении военной службы, после чего командиром войсковой части <Номер> издан приказ от 15 апреля 2016 года <Номер>. В ходе представления к увольнению установлен факт отсутствия в личном деле Серебрякова его рапорта от 14 апреля 2016 года. По результатам служебного разбирательства командиром войсковой части <Номер> издан приказ от 10 октября 2016 года <Номер>, в котором начальнику отделения кадров воинской части объявлен строгий выговор, а Серебрякову предписано в срок до 12 октября 2016 года повторно подать рапорт о заключении нового контракта о прохождении военной службы.
Из листа беседы от 1 февраля 2016 года следует, что в беседе с ВрИО командиром войсковой части <Номер> по факту отсутствия его на службе более 4 часов подряд в течении установленного ежедневного служебного времени Серебряков выразил желание продолжить военную службу.
Исследованной в судебном заседании копией служебной карточки Серебрякова подтверждается, что за 2016 год административному истцу объявлялось 8 дисциплинарных взысканий, из которых 5 взысканий за отсутствие на службе без уважительных причин.
Копиями приказов командира войсковой части <Номер> от 11 марта 2016 года <Номер> и от 12 марта 2016 года <Номер> подтверждается, что по факту отсутствия Серебрякова 17 февраля 2016 года, 1 и 2 марта 2016 года на службе без уважительных причин более 4 часов подряд в течении установленного ежедневного служебного времени, административному истцу объявлялись дисциплинарные взыскания в виде строгого выговора.
Приказами командира войсковой части <Номер> от 12 октября 2016 года <Номер> и от 14 октября 2016 года <Номер> подтверждается объявление Серебрякову строгих выговоров за нарушение порядка убытия в основной отпуск, выразившегося в убытии в отпуск без отпускного билета, и неявку в срок без уважительных причин из отпуска.
Согласно приказу командира войсковой части <Номер> от 14 марта 2016 года <Номер> Серебряков, за отсутствие в период с 5 по <Дата> на службе без уважительных причин более 4 часов подряд в течении установленного ежедневного служебного времени, предупреждён о неполном служебном соответствии.
Из копии предостережения военного прокурора Борзинского гарнизона от 23 марта 2016 года усматривается, что за неоднократное отсутствие на службе без уважительных причин в отношении Серебрякова вынесено прокурорское предостережение, при этом Серебряков о вынесенном предостережении уведомлен.
Исследованной в судебном заседании копией постановления мирового судьи судебного участка <Адрес> от 19 октября 2016 года, вступившего в законную силу, подтверждается привлечение Серебрякова к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.9 КоАП Российской Федерации.
Из протокола <Номер> заседания аттестационной комиссии войсковой части <Номер> от 16 апреля 2016 года усматривается, что в отношении Серебрякова, принято решение о несоответствии административного истца занимаемой должности и целесообразности его досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, при этом протоколе под заключением аттестации имеется роспись Серебрякова.
Копией аттестационного листа подтверждается составление отзыва в отношении Серебрякова, проведение 16 апреля 2016 года заседания аттестационной комиссии войсковой части <Номер> и утверждение решения аттестационной комиссии командиром войсковой части <Номер> - 20 апреля 2016 года, при этом Серебряков ознакомлен с аттестационным листом 20 апреля 2016 года. Согласно тексту отзыва, изложенного в аттестационном листе, Серебряков по военной службе характеризуется как неисполнительный и недисциплинированный военнослужащий, систематически отсутствующий на службе без уважительных причин.
Из копии представления командира войсковой части <Номер> от 30 мая 2016 года усматривается, что Серебряков представляется к досрочному увольнению с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Выпиской из приказа командующего <изъято> от 22 октября 2016 года <Номер> подтверждается досрочное увольнение Серебрякова с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), при этом основанием для издания указанного приказа явилось представление командира <Номер> от 30 мая 2016 года.
Копией книги учёта выдачи выписок за период с 30 декабря 2015 года по 7 декабря 2016 года и сообщением начальника отделения кадров войсковой части <Номер> от 28 октября 2016 года подтверждается отправление в адрес командира войсковой части <Номер> выписки из приказа командующего <изъято> от 22 октября 2016 года <Номер> в отношении Серебрякова.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части <Номер> от 3 ноября 2016 года Серебряков, уволенный с военной службы, с 27 октября 2016 года полагается сдавшим дела и должность и с 2 ноября 2016 года исключён из списков личного состава воинской части.
Прокурор, осуществлявший возложенные на него полномочия, в своём заключении полагал, что приказы об увольнении Серебрякова с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта и исключении его из списков личного состава воинской части изданы воинскими должностными лицами в соответствии с действующим законодательством.
Заслушав объяснения административного истца, заключение прокурора, огласив объяснения представителей административных ответчиков и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба является особым видом федеральной государственной службы.
Специфика выполняемых военнослужащими задач, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства, предполагает предъявление к ним повышенных требований как к уровню их профессиональной подготовки, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам.
Основанием прохождения военной службы по контракту является, в силу положений пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», заключение между гражданином и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменного контракта, закрепляющего добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
Согласно пункту 3 статьи 32 вышеназванного Федерального закона условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, заключая контракт о прохождении военной службы и приобретая особый правовой статус военнослужащего, гражданин, тем самым, добровольно принимает на себя обязательства, в том числе добросовестно исполнять обязанности военной службы, соблюдать общепринятые правила поведения и этики.
Общие обязанности лиц, проходящих военную службу, закреплены в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. К таковым относятся, в том числе обязанность военнослужащих строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, быть дисциплинированными, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков. Эти и другие общие обязанности в равной мере возлагаются на всех лиц, проходящих военную службу, независимо от занимаемой воинской должности и присвоенного воинского звания. Содержание должностных обязанностей обусловливается занимаемой военнослужащим должностью, определяющей его полномочия и объём выполняемых им задач.
Подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает возможность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы.
Досрочное увольнение военнослужащего с военной службы по оговариваемому основанию действующее законодательство, с одной стороны, предусматривает как вид дисциплинарного взыскания за совершение военнослужащим конкретного грубого дисциплинарного проступка, а с другой стороны - как право соответствующего командования прекратить военно-служебные отношения с военнослужащим, который в силу снижения своих морально-деловых и личностных качеств и допускаемых им нарушений воинской дисциплины перестал отвечать предъявляемым к нему требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, что согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 года № 6-П.
Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несёт ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чём может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.
В судебном заседании установлено, что Серебряков уволен с военной службы по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Основанием к досрочному увольнению административного истца послужили результаты его служебной деятельности и исполнения обязанностей военной службы, а также неоднократное нарушение воинской дисциплины. Данные обстоятельства стали предметом оценки аттестационной комиссии войсковой части <Номер>, на основании решения которой административный истец представлен командиром войсковой части <Номер> к увольнению, и приказом командующего <изъято> от 22 октября 2016 года <Номер> был уволен с военной службы. Во исполнение указанного приказа, 3 ноября 2016 года командиром войсковой части <Номер> издан приказ <Номер> об исключении Серебрякова из списков личного состава воинской части с 2 ноября 2016 года.
Позиция Серебрякова о незаконности увольнения его с военной службы в связи с тем, что контракт о прохождении им военной службы истёк 27 июня 2014 года и не продлялся, представляется суду голословной и противоречащей исследованным в судебном заседании доказательствам, которыми подтверждается как обращение Серебрякова к командиру войсковой части <Номер> с соответствующим рапортом, так заключение с данным военнослужащим нового контракта о прохождении военной службы сроком на 3 года - по 26 июня 2017 года.
Помимо этого прохождение Серебряковым с июля 2014 года по ноябрь 2016 года военной службы на воинских должностях, обеспечение его денежным довольствием и реализация административным истцом социальных гарантий, предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также отсутствие обращений по вопросу заключения нового контракта, свидетельствует о том, что Серебряков до увольнения с военной службы не ставил под сомнение наличие контракта о прохождении им военной службы и относил себя к числу военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Утверждение административного истца о том, что основанием для признания незаконным приказа об увольнении его с военной службы является не предоставление ему возможности прохождения военно-врачебной комиссии, суд считает несостоятельным, поскольку Положение о порядке прохождения военной службы не предусматривает получения заключения о состоянии здоровья военнослужащего, увольняемого с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, что также подтверждается пунктом 31 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 года №660 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации». Кроме этого, Серебряковым не представлено каких-либо доказательств обращения по данному вопросу к командованию воинской части.
Позицию Серебрякова о незаконности оспариваемых приказов ввиду нарушения порядка его увольнения, выразившегося в не проведении аттестации на предмет увольнения его с военной службы, суд полагает необоснованной, так как заседание аттестационной комиссии в отношении Серебрякова было проведено, а её результаты, как и содержание аттестационного листа, были доведены до военнослужащего, и Серебряковым не оспаривались.
Административным истцом не представлено каких-либо иных доказательств того, что в отношении его нарушен порядок увольнения с военной службы, неполно и формально проведена аттестация. Принимая во внимание тот факт, что Серебряков не оспаривал приказы командира войсковой части <Номер> о привлечении его к дисциплинарной ответственности, послужившие основанием для проведения аттестации в отношении Серебрякова, а также протокол заседания аттестационной комиссии войсковой части <Номер> от 16 апреля 2016 года и аттестационный лист, суд признаёт данную позицию административного истца голословной и трактует в пользу должностных лиц.
Позицию административного истца о не законности приказа о его исключении из списков личного состава воинской части суд признаёт бездоказательной, поскольку каких-либо доказательств нарушения его прав Серебряковым не представлено. Более того, Серебряков в суде пояснил, что денежным и вещевым довольствием при увольнении с военной службы был обеспечен полностью.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, поскольку правовых оснований для признания незаконными приказов командующего <изъято> от 22 октября 2016 года <Номер> и командира войсковой части <Номер> от 3 ноября 2016 года <Номер>, в оспариваемой Серебряковым части, не имеется, суд полагает необходимым в удовлетворении требований Серебрякова отказать.
В связи с отказом в удовлетворении требований административного истца, в соответствии с главой 10 КАС Российской Федерации, оснований для возмещения Серебрякову расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 КАС Российской Федерации, военный суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части <Номер> Серебрякова И.В. об оспаривании действий командующего 29 <изъято> и командира войсковой части <Номер>, связанных с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 4 апреля 2017 года.
Судья Э.А. Сердитый