Судья Савченко М.П. дело № 12-143/2020
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск дело № 7-323/2020 18 июня 2020 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Солопаева Л.М.
с участием привлекаемого к административной ответственности <данные изъяты> Остапенко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании его жалобу на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03 марта 2020 года, принятое по жалобе на вынесенное в отношении должностного лица – <данные изъяты> Остапенко А.Ю. постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
постановлением заместителя руководителя УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 29 ноября 2019 года <данные изъяты> Остапенко А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда от 03 марта 2020 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Остапенко А.Ю. – без удовлетворения.
В жалобе в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Остапен- ко А.Ю. просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что его вина в правонарушении отсутствует.
Заявитель в жалобе также приводит доводы, обосновывающие снижение размера назначенного в качестве наказания административного штрафа.
Изучив материалы дела, заслушав Остапенко А.Ю., проверив доводы жалобы, считаю, что решение судьи подлежат изменению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, по-давшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к названной статье указано, что под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распоряди-тельные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 данного Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Федерального закона № 44-ФЗ для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осу-ществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок. Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.
На основании частей 1 и 2 статьи 24 этого Федерального закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются, в том числе, аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион).
Частью 1 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукци-он, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограничен-ному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извеще-ния о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 этого Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона (часть 6 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ).
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 этой статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 данного Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 этого Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 данного Федерального закона (часть 7 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона; документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки); копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром; решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой; документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 названного Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов; документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответ-ствии со статьей 14 данного Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 данного Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Как усматривается из материалов дела <данные изъяты> Остапенко А.Ю., будучи членом конкурсной (аукционной) комиссии, привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что (дата) незаконно отклонил заявку <данные изъяты> на участие в электронном аукционе, предметом которого являлась поставка системы рентгенодиагностической медицинской (извещение (номер)), в связи с несоответствием ее требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным пунктом 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
Участие в работе коллегиальных органов (комиссий, коллегий, советов, рабочих групп) согласно пункту 3.1 должностного регламента <данные изъяты> входит в его должностные обязанности.
Действия Остапенко А.Ю. верно квалифицированы по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы заявка <данные изъяты> на участие в электронном аукционе соответствовала требованиям Федерального закона № 44-ФЗ.
Выводы суда в решении основаны на законе и подтверждены материалами дела, в которых имеются данные, установленные в порядке арбитражного судопроизводства, об обоснованности решения антимонопольного органа от (дата) в отношении <данные изъяты>, нарушившего часть 5 статьи 67 вышеназванного Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку системы рентгенодиагностической медицинской для <данные изъяты> в связи с неправомерным признанием заявки <данные изъяты> не отвечающей предусмотренным требованиям.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2019 года и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2019 года по делу № А75-5689/2019 отклонение (дата) <данные изъяты> заявки <данные изъяты> на участие в электронном аукционе, предметом которого являлась поставка системы рентгенодиагностической медицинской (извещение (номер)), признано несоответствующим закону.
Обстоятельства, установленные названными судебными актами, имеют преюдициальное значение по данному делу.
Доводы жалобы о нарушении права Остапенко А.Ю. на защиту являются несостоятельными, поскольку в деле имеется уведомление о дате и времени составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.1-2).
О дате, времени и месте рассмотрения дела Остапенко А.Ю. был извещен заблаговременно, о чем в деле имеется направленное ему определение, но почтовое отправление адресатом не было получено, возвращено отправителю (УФАС по ХМАО-Югре) с отметкой об истечении срока хранения (т.1 л.д. 194-195, 207-208, 223).
При составлении протокола и рассмотрении дела Остапенко А.Ю. не присутствовал, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия (т.1 л.д.209).
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и не могут служить основанием к отмене решения.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств дела имеются основания для изменения решения в части назначенного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II этого Кодекса (части 2.2 и 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Остапенко А.Ю. в судебном заседании пояснил, что имеет семью и несо-вершеннолетних детей на иждивении, жена не работает в связи последствиями в стране пандемии COVID – 19, административное наказание в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей является чрезмерно суровым.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об исключительных обстоя-тельствах, связанных с характером совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности физического лица. Эти обстоятельства не были учтены должностным лицом при назначении административного наказания и судом первой инстанции при пересмотре дела.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Таким образом, решение судьи подлежат изменению в части назначенного административного наказания в виде штрафа с применением положений частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его снижением до пятнадцати тысяч рублей.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях,
р е ш и л :
решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – <данные изъяты> Остапенко А.Ю. изменить, снизить размер назначенного ему административного штрафа до пятнадцати тысяч рублей.
В остальной части решение оставить без изменения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры Л.М. Солопаева