ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 сентября 2017 года г. Самара
Судья Волжского районного суда Самарской области Житникова О.В., рассмотрев административное исковое заявление Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в защиту интересов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК № 13 УФСИН России по Самарской области о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к ФКУ ИК № 13 УФСИН России по Самарской области о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения.
В административном иске указал, что Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области неоднократно проводились проверки соблюдения законов в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Самарской области. В ходе проверок выявлялись нарушения требований ч.2 ст.80 УК РФ об изолированном содержании лиц, осужденных при опасном и особо опасно рецидиве преступлений. В этой связи спецпрокуратурой начальнику ИК-13 ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление, в котором указывалось на имеющиеся нарушения. Также аналогичное представление ДД.ММ.ГГГГ вносилось прокуратурой области начальнику ГУФСИН России по Самарской области. Однако проверкой, проведенной спецпрокуратурой ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что нарушения, изложенные в преставлениях, продолжают иметь место. В частности, осужденные за совершение преступлений при особо опасном рецидиве: М.Д.В. (1 отряд), Е.Ю.Г. (2 отряд), Ю.В.С. (4 отряд), О.А.Ф. (6 отряд), Б.В.П. (7 отряд), Г.А.А. (8 отряд), Е.М.С. (11 отряд), В.А.М. (12 отряд), А.Д.Н. (13 отряд) и другие, а также 278 осужденных при опасном рецидиве: А.Д.В. (1 отряд), А.В.А. (2 отряд), Б.Р.С. (4 отряд), В.Н.И. (8 отряд), В.Д.А. (11 отряд) и другие, проживают и привлекаются к труду в общей массе осужденных, численностью 491 человек. При этом жилые отряды расположены в разных локальных участках, на момент проверки осужденные при особо опасном и опасном рецидиве не изолированы от других осужденных. Таким образом, администрация исправительного учреждения длительное время нарушает законы, не исполняет законные требования прокурора, не принимает меры, в отсутствие объективных препятствий.
Ссылаясь на то, что подобное положение нарушает права других осужденных на раздельное содержание с лицами, отбывающими наказание при опасном и особо опасном рецидиве преступлений, способствует большему распространению криминальной субкультуры, негативно влияет на криминогенную обстановку в колонии, на обеспечение порядка и контроля за поведением осужденных, а также на эффективность проводимой с ними воспитательной работы и достижение целей исправления, создает существенные препятствия в деятельности федеральных органов исполнительной власти и структурных подразделений, направленных на достижение целей и задач уголовно-исполнительного законодательства, соблюдение при этом принципов дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием, гарантированных Конституцией РФ, УИК РФ, а также иными нормативно-правовыми актами, административный истец просит признать незаконным бездействие ФКУ ИК-13 УФСИН России по Самарской области, выраженное в длительном непринятии должных мер по устранению нарушений требований ч.2 ст.80 УИК РФ; обязать администрацию ФКУ ИК-13 УФСИН России по Самарской области устранить нарушения ч.2 ст.80 УИК РФ, изолированно содержать лиц, осужденных при опасном и особо опасно рецидиве преступлений, от других осужденных.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Предмет регулирования Кодекса административного судопроизводства РФ определен в ст. 1 названного Кодекса.
Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 36 от 27.09.2016 г. «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:
о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);
связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В данном случае Самарским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области заявлены требования в защиту интересов Российской Федерации, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия исправительного учреждения, выразившегося в непринятии мер к изолированному содержанию лиц, осужденных при опасном и особо опасном рецидиве преступлений, от других осужденных, в связи с чем суд приходит к выводу, что в спорных правоотношениях отсутствуют вышеназванные признаки административного или иного публичного правоотношения, а именно, неравенство участников правоотношения, реализация одним из участников правоотношения властных полномочий по отношению к другому.
В связи с изложенным, данное административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке - в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 128 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в принятии административного искового заявления Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в защиту интересов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК № 13 УФСИН России по Самарской области о признании незаконным бездействий исправительного учреждения, выраженных в непринятии должных мер по устранению нарушений требований ч. 2 ст. 80 УИК РФ.
Разъяснить Самарскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области, что с данными требованиями он вправе обратиться в порядке гражданского судопроизводства.
Определение может быть обжаловано путем подачи частной жалобы в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья О.В. Житникова