Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-292/2016 ~ М-299/2016 от 14.07.2016

Дело № 2-292/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Кемля     03 августа 2016 г.                        

Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Проняшина А.А.,

при секретаре Тихоновой О.А.,

с участием помощника прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Ломшина А.М.,

истца Белякова А.В.,

представителя ответчика администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия - Кемайкина А.В., выступающего на основании доверенности от 15 января 2016 г.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах Белякова А.В. к администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия, действующий в интересах Белякова А.В., обратился в суд с иском к администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение указав, что прокуратурой Ичалковского района Республики Мордовия по обращению Белякова А.В. проведена проверка о защите нарушенных жилищных прав. В ходе проверки установлено, что заявитель относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Б.Л.В. и отец Б.В.А. решением Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 14 мая 2008 г. лишены родительских прав.

Постановлением администрации Ичалковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Беляков А.В. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени, полагающееся по закону жилое помещение ему так и не предоставлено.

На момент предъявления данного заявления Белякову А.В. исполнилось 18 лет, нанимателем или собственником жилого помещения он не является.

На основании изложенного прокурор просит обязать администрацию Ичалковского муниципального района Республики Мордовия предоставить Белякову А.В., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, по месту жительства благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения. В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах с. Кемля Ичалковского муниципального района Республики Мордовия с согласия Белякова А.В. предоставить ему специализированное жилое помещение в другом населенном пункте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.

Истец Беляков А.В. в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что заявленные требования он поддерживает в полном объеме.

Представитель привлеченного в качестве третьего лица Министерства образования Республики Мордовия, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства дела, участия в судебном заседании не принимал. Заместитель Министра Дугушкин И.К. представил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, указав, что вынесение решения по данному делу оставляет на усмотрение суда.

В соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца Белякова А.В., представителя третьего лица Министерства образования Республики Мордовия, просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании помощник прокурора Ичалковского района Ломшин А.М. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Кемайкин А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Ичалковского района Республики Мордовия признал, о чем представил заявление. При этом суду пояснил, что у ответчика отсутствуют свободные жилые помещения и необходимые финансовые средства на приобретение и строительство жилых помещений.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, ввиду следующего.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела Беляков А.В., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Б.Л.В. и отец Б.В.А. решением от 14 мая 2008 г. Ичалковского районного суда Республики Мордовия лишены родительских прав (л.д. 10-12).

Беляков А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.14, 44), и имеет состав семьи: дед В.В.М., бабушка В.М.В. (л.д. 13).

С 10 апреля 2015 г. по 01 июля 2019 г. Беляков А.В. временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 45).

В связи с отсутствием у Белякова А.В. жилого помещения, постановлением администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 18).

Включение Белякова А.В. в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, подтверждается письмом заместителя Министра образования Республики Мордовия от 11 февраля 2016 г. (л.д. 22).

Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Пунктами «к» и «ж» части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт первый).

В силу пункта 3 статьи 8 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (пункт третий).

В пунктах 4, 5 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указаны обстоятельства, при наличии которых проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, и порядок установления факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.

В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

На территории Республики Мордовия отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования.

Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим законом составляет не менее 33 квадратных метров.

В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 мая 2013 г. № 157, предусмотрено, что решение о предоставлении (отказе в предоставлении) специализированного жилого помещения принимается Министерством образования Республики Мордовия в течение 15 дней со дня регистрации заявления.

Исходя из положений статей 1 и 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей передано органам местного самоуправления - администрациям муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.

Данное полномочие включает в себя и предоставление жилых помещений указанным категориям граждан (пункт 3 части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З). Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия (пункта 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З).

Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Совета депутатов Ичалковского муниципального района Республики Мордовия от 25 августа 2009 г. № 160 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Ичалковском муниципальном районе» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу о том, что Беляков А.В., относящийся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигший возраста 18 лет, не имеющий в собственности жилого помещения и не являющийся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, до настоящего времени администрацией Ичалковского муниципального района Республики Мордовия не обеспечен благоустроенным жилым помещением. Указанным обстоятельством нарушены жилищные права Белякова А.В., поскольку он имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.

Обязанность предоставить Белякову А.В. благоустроенное жилое помещение по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м. специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения суд возлагает на администрацию Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, наделенную государственным полномочием Республики Мордовия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы представителя ответчика об отсутствии у администрации свободных жилых помещений и необходимых финансовых средств на приобретение и строительство жилых помещений отклоняются, как не основанные на нормах закона. Обеспечение жилыми помещениями указанной категории лиц, включенных в список, не ставится законом в зависимость от наличия жилищного фонда или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органу местного самоуправления.

Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия (пункта 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З). Расчет норматива и распределение субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственного полномочия, производятся на основании методики согласно приложению к настоящему Закону. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Республики Мордовия.

Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, и их распределение устанавливаются законом Республики Мордовия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

О невозможности исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий по независящим от них причинам органы местного самоуправления обязаны незамедлительно проинформировать Правительство Республики Мордовия.

На основании изложенного суд считает, что исковые требования прокурора Ичалковского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Белякова А.В. к администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение подлежат удовлетворению.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания юридически значимых обстоятельств по делу лежит на сторонах. Суд, в соответствии со статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обеспечил сторонам равные условия в собирании доказательств.

Истцом суду были предоставлены доказательства обоснованности заявленных исковых требований, ответчиком же доказательств, опровергающих данные обстоятельства, представлено не было.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В случае если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

     р е ш и л:

Исковые требования прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах Белякова А.В. к администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворить.

Обязать администрацию Ичалковского муниципального района Республики Мордовия предоставить Белякову А.В. по месту жительства в с. Кемля Ичалковского муниципального района Республики Мордовия благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.

В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах с. Кемля Ичалковского муниципального района Республики Мордовия с согласия Белякова Александра Вячеславовича ему должно быть предоставлено специализированное жилое помещение в другом населенном пункте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его объявления путем подачи жалобы через Ичалковский районный суд Республики Мордовия.

Судья Ичалковского районного суда

Республики Мордовия             А.А. Проняшин.

1версия для печати

2-292/2016 ~ М-299/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Беляков Александр Вячеславович
Прокуратура Ичалковского района Республики Мордовия
Ответчики
Администрация Ичалковского муниципального района Республики Мордовия
Другие
Министерство образования Республики Мордовия
Суд
Ичалковский районный суд Республики Мордовия
Судья
Проняшин Александр Александрович
Дело на странице суда
ichalkovsky--mor.sudrf.ru
14.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2016Передача материалов судье
15.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2016Подготовка дела (собеседование)
27.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2016Судебное заседание
03.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2016Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее