дело № 2- 196/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Соль-Илецк 11 марта 2019 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Сидоренко Ю.А.,
при секретаре Яшкове А.В.,
с участием представителя истца Васильева И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Силиханова К.Б. к Администрации МО Соль-Илецкий городской округ об установлении факта принятия наследства и признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Силиханов К.Б. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мама ФИО2, после ее смерти осталось наследство, в том числе жилой дом по адресу: <адрес>. Первоначально дом имел полезную площадь <данные изъяты> кв.м., впоследствии в связи с непригодностью и частичным разрушением, произвели реконструкцию и увеличили площади до <данные изъяты> кв.м. Строительство произведено без соответствующих разрешений. С заявлением о принятии наследства он обратился к нотариусу, но с пропуском 6-месячного срока, в связи с чем, получил отказ. Просил суд установить факт принятия им наследства после умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.; признать за Силихановым К.Б. право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №.
Истец Силиханов К.Б. в судебное заседание не явился, о времени, месте и дате его проведения извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Васильев И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО Соль-Илецкий городской округ в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил отзыв от 31.01.2019 г., в соответствии с которым для удовлетворения исковых требований должны быть соблюдены требования ст. 222 ГК РФ, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца и исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что договором купли-продажи, заключенным 11 декабря 1986 г. ФИО7, ФИО8, ФИО17., ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 продали жилой дом в городе Соль-Илецке по <адрес> № ФИО2 Дом деревянный, полезной площадью <данные изъяты> кв.м., расположен на земельном участке мерою в <данные изъяты> кв.м. Договор удостоверен нотариусом Соль-Илецкой нотариальной конторы ФИО13 по реестру №; зарегистрирован в Соль-Илецком филиале Оренбургского межрайонного инвентаризационного бюро 17.12.1986 г. по реестру №.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежал ФИО2 на законных основаниях.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
По смыслу ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку, может быть признано, если постройка создана без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Исходя из требований п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно справке Администрации МО ГП г.Соль-Илецк от 20.07.2015 г. № жилой дом литер <данные изъяты>» по адресу: <адрес> построен с нарушением ст. 51,55 Градостроительного кодекса РФ (разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию не выдавались).
В соответствии с кадастровой выпиской филиала ФГБУ «ФКП Росреестра Оренбургской области» от 01.07.2015 г. жилой дом по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, <данные изъяты> года постройки имеет площадь <данные изъяты> кв.м.
Согласно заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» № от 03.03.2016 г. жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СанПиН 2.1.2.2801-10 «Изменения и дополнения № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В соответствии с техническим заключением ООО «Жилстройсервис» от 08.10.2018 г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, литеры №, соответствует строительным нормам и правилам. Прочность и устойчивость конструкций обеспечена. Жилой дом пригоден для эксплуатации и не создает угрозу жизни и здоровью гражданам, как пользующихся им, так и иных лиц.
Согласно выписке из ЕГРН от 28.01.2019 г. сведения о правообладателе жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, в ГКН отсутствуют.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что ФИО2 произвела реконструкцию принадлежащего ей спорного жилого дома и пристрой к нему, в результате чего площадь дома увеличилась до <данные изъяты> кв.м. Реконструкция дома и возведение пристроя произведены с нарушением установленного законом порядка, а именно, без получения соответствующих разрешений, при этом нарушений строительных норм и правил, а также санитарно-эпидемиологических требований не допущено, что подтверждается заключениями экспертов.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что у ФИО2 возникло право собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м.
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
Силиханов К.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 1110, 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество в том числе имущественные права и обязанности.
Поскольку судом установлено, что спорный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежал ФИО2 на законных основаниях, данное имущество подлежит включению в состав наследства после её смерти.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства.
На основании ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (ч. 4 названной статьи ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно ответу нотариуса Соль-Илецкого нотариального округа ФИО14 от 23.02.2019 г. после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело не заводилось. Имеется наследственное дело ФИО15, умершего ДД.ММ.ГГГГ, которое заведено по заявлению наследника Силиханова К.Б.
На основании имеющихся в наследственном деле документов установлено, что ФИО15 и Силиханов К.Б. приняли наследство фактически после смерти жены и матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ Силиханову К.Б. выдана справка, что он является наследником после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО15, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, в судебном заседании установлено, что факт принятия Силихановым К.Б наследства после смерти матери ФИО2 нашел свое подтверждение, его установление необходимо истцу для оформления наследства, то есть имеет для него юридическое значение, установить данный факт в ином несудебном порядке невозможно, суд удовлетворяет данное требование.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, о том, что поскольку истец принял наследство после смерти ФИО2 к нему перешло право собственности на все имущество, принадлежащее наследодателю, в том числе и жилой дом по адресу: <адрес>, в связи с чем требования истца о признании права собственности на спорный жилой дом подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Силиханова К.Б. удовлетворить.
Установить факт принятия Силихановым К.Б. наследства после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>.
Признать право собственности Силиханова К.Б. по праву наследования по закону на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения.
Судья:
Решение в окончательном виде изготовлено 15 марта 2019 года.
Судья: