Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-518/2017 ~ М-489/2017 от 03.10.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Камышла 27 ноября 2017 года

Клявлинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сагировой Р.Р., при секретаре Сытдиковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-518/2017 по административному исковому заявлению Гарифуллина Артура Рустамовича к Администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области и главе администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области Сафину З.А. о признании незаконным решений, действий (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями и взыскании морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Гарифуллин А.Р. обратился в суд с административным иском к Администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области и главе администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области Сафину З.А. о признании незаконным решений, действий (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями и взыскании морального вреда, указывая, что Администрация сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области, в лице Сафина З.А., который пользуясь служебными полномочиями, вопреки интересам службы, имея личную заинтересованность, передал сведения, представляющие персональные данные, Административного истца без его письменного согласия третьим лицам, что подтверждается исходящей корреспонденцией на запрос директора ООО «Родник» от 29.08.2017 г. № 427, и ответом на прокурорский запрос от 04.09.2017 г. № 435, чем было нарушено право Истца на защиту прав и свобод при обработке персональных данных, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов гражданина. В соответствии с п.1 ст.ст. 3, 6 Федерального Закона РФ от 27.07.2006 №152- ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Согласно п.2 ст. 3 Федерального Закона РФ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Согласно п. 4 ст. 21 Федерального Закона РФ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» в случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных или обеспечить ее прекращение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) и уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между оператором и субъектом персональных данных, либо если оператор не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. Согласно п. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В соответствии со ст. 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни. Таким образом, Сафин З.А., являясь должностным лицом, наделенным в установленном законом порядке распорядительными полномочиями, грубо нарушил требования законодательства Российской Федерации, в частности ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст. 21 Федерального Закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Между тем, неправомерными действиями Административного ответчика Истцу был причинен моральный вред, который выразился в нравственных переживаниях, связанных с дальнейшим возложением на Истца денежных обременений со стороны ООО «Родник» в счет погашения задолженности по коммунальным платежам.

Административный истец Гарифуллин А.Р. в судебном заседании просил иск удовлетворить, уточнил исковые требования и поддержал их по основаниям, изложенным в иске и уточненном иске.

В судебном заседании представитель административного истца Гильманова Г.Ф. уточнила исковые требования и поддержала их по основаниям, изложенным в иске и уточненном иске, и суду пояснила, что Администрация сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области, в лице Сафина З.А., который пользуясь служебными полномочиями, вопреки интересам службы, имея личную заинтересованность, передал сведения, представляющие персональные данные, Административного истца без его письменного согласия третьим лицам, что подтверждается исходящей корреспонденцией на запрос директора ООО «Родник» от 29.08.2017 г. № 427, и ответом на прокурорский запрос от 04.09.2017 г. № 435, чем было нарушено право Истца на защиту прав и свобод при обработке персональных данных, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов гражданина. В соответствии с пп.2.2 Постановления Администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области от 23.08.2017 г. № 55 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача справок и выписок из похозяйственных книг»: Муниципальную услугу предоставляет Администрация сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области. Результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача справки или выписки из похозяйственной книги.Согласно с п. 1,2 ст. 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве": 1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Для учета личного подсобного хозяйства в Администарцию сельского поселении Камышла муниципального района Камышлинский для внесения в похозяйственную книгу истцом были представлены сведения по месту его регистрации, а именно по адресу (*адрес*), сведения в отношении членов его семьи аналогичные, так как все члены семьи Административного истца прописаны и проживают именно по указанному адресу, что подтверждается справкой из похозяйственной книги. Более того, сведения, указанные в справке, выданной Ответчиком противоречат Заключению межведомственной комиссии от 05.05.2016 г. №256 в соответствии с которым помещение, находящееся по адресу (*адрес*), признан непригодным для проживания. Соответственно, справка выданная Ответчиком по факту проживания членов семьи истца по адресу (*адрес*) является недостоверной. Просила суд признать незаконными действия Администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области и главы администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области Сафина З.А. по выдаче третьим лицам сведений, содержащих персональные данные. Взыскать с Административного ответчика - Администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей за счет средств местного бюджета.

Административный ответчик - глава сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области Сафин З.А. административное исковое заявление не признал, просил в удовлетворении иска отказать, поддержал доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.

Представитель административного ответчика - администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области Полякова Ю.А. административный иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать, поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, и суду пояснила, что в настоящее время действует закон о защите персональных данных. Законодатель выделяет несколько категорий. К специальным категориям персональных данных относится информация, касающаяся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни физического лица (ч. 1 ст. 10 Закона о персональных данных). Законодатель также выделяет биометрические персональные данные (сведения, на основе которых можно установить личность человека, характеризующие его физиологические особенности), которые можно отнести к специальным категориям, поскольку в отношении таких сведений установлен особый режим их обработки (ст. 11 Закона о персональных данных). Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров РФ о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» дополнительным основанием для обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных является случай, когда обработка необходима в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 152-ФЗ предоставляет возможность обработки персональных данных и в случаях, когда их обработка необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных. Вместе с тем согласно ч. 5 ст. 5 Закона N 152-ФЗ одним из принципов обработки персональных данных является то, что содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Таким образом, исходя из совокупности указанных положений законодательства можно сделать вывод о том, что ООО «Родник» имеет право на получение информации, в том числе и персональных данных, в той мере, в какой это необходимо для осуществления контроля за соблюдением условий договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг от 01.10.2015года, который в настоящее время не расторгнут, а действует без получения письменного согласия Истца на обработку его персональных данных. Учитывая, что ООО «Родник» является стороной по договору с Истцом, обработка персональных данных Истца может осуществляться без его согласия. Доводы Истца о необходимости согласия на передачу личных персональных данных при ответе Ответчика на запрос третьего лица, с которым у Истца имеются договорные отношения, считает основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав. Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). Согласно п. 5 названной статьи, под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц. В материалах дела представлены доказательства, свидетельствующие о том, что персональные данные истца были распространены ответчиком третьему лицу. Доказательства свидетельствующих о том, что ответчик распространил сведения об истце, о количестве проживающих совместно с истцом по неопределенному кругу лиц, не предоставлено. Установлено, что обработка персональных данных истца производилась ответчиком в связи с наличием договорных отношений по поводу предоставления коммунальной услуги. При этом, положениями ч. 16 ст. 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при привлечении лицами, указанными в ч. 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с собственниками жилых помещений, также нанимателями согласие субъекта персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется. В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав. Судя по тому, как реагирует истец на вопрос: - «Где он проживает и куда он платит коммунальные платежи, в какую управляющую компанию, какая управляющая компания обслуживает?» можно сделать вывод о том, что он подменяет этим иском свое желание не оплачивать. Считает, что предъявляя административный иск к Администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области Гарифуллин А.Р. злоупотребляет своим правом, поскольку истец не сообщая ООО «Родник» сведений о фактическом количестве проживающих в жилом помещении, расположенном по адресу: (*адрес*), пытается избежать оплаты за фактически потребленные коммунальные услуги по договору на предоставление жилищно-коммунальных услуг от 01.10.2015 года, заключенного между истцом и третьим лицом - ООО «Родник», то есть действует в обход жилищного и гражданского законодательства РФ. Гражданское законодательство ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, и связывает поведение участников предпринимательской деятельности с указанными положениями. Данный принцип нашел свое отражение в ст. ст. 6 и 10 ГК РФ и подтверждается судебной практикой. Гарифуллин А.Р. пытается причинить имущественный вред третьему лицу ООО «Родник» и нанести вред ответчику своими действиями в лице администрации.

Представитель третьего лица ООО «Родник» Халимуллин И.Н. возражал против удовлетворения административного искового заявления, поддержал доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, о том, что ООО «Родник» является организацией, оказывающей коммунальные услуги населению в вопросах водоснабжения, водоотведения, вывоза твердых коммунальных отходов и мусора. 01.10.2015 между Истцом и ООО «Родник» был заключен договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг (холодное водоснабжение, вывоз твердых бытовых отходов), в соответствии с условиями которого ООО «Родник» обязуется предоставить Потребителю коммунальные услуги, а Потребитель обязуется принять и оплатить эти услуги - водоснабжение. Между Истцом и ООО «Родник» заключен договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг от 01.10.2015 на предоставление коммунальной услуги - водоснабжение. Оплата производится согласно тарифу (п. 2.1. договора), поскольку Истцом не установлен счетчик в соответствии с действующим законодательством РФ для оплаты за фактически потребленное количество коммунальной услуги - воды. Положениями части 1 статьи 157 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 (далее — Правила №354), установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг - по количеству проживающих потребителей. Из положений действующей редакции Правил №306 и Правил №354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться «повышенный норматив». Кроме того, в соответствии с Уставом сельского поселения Камышла к вопросам местного значения поселения относятся кроме прочего вопросы организации в границах поселения водоснабжения, водоотведения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В связи с тем, что ООО «Родник» было обнаружено отличие от количества потребленной воды и количества оплаченной, возник вопрос - в связи с чем это могло произойти. ООО «Родник» было выявлено, что отдельные жители уклоняются от оплаты полученных коммунальных услуг путем отказа от заключения договора, непредставления достоверных сведений по месту фактического проживания семьи (места получения услуг) и числа членов семьи. В связи с этим ООО « Родник» терпит убытки и возникают опасения по возможности стабильного оказания коммунальных услуг остальным потребителям. В целях проведения правильного расчета по тарифу стоимости потребленной коммунальной услуги, ООО «Родник» обратилось к Ответчику с запросом о предоставлении информации о количестве фактически проживающих граждан по адресу: (*адрес*) (исх. № 61 от 22.08.2017). Поскольку сведения, предоставленные Административным истцом о количестве проживающих по адресу (*адрес*) не являются достоверными, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Ответчик предоставил ответ ООО «Родник» о количестве фактически проживающих граждан по адресу: (*адрес*) (исх. № 427 от 29.08.2017), а именно: «по указанному адресу фактически проживает и пользуется коммунальными услугами семья Гарифуллина Артура в количестве 5 человек». Истец ошибочно полагает, что предоставленный Администрацией ответ исх. № 427 от 29.08.2017 в адрес ООО «Родник» является справкой или выпиской из похозяйственной книги. Ответ № 427 от 29.08.2017 в адрес ООО «Родник» был подготовлен, поскольку действующим законодательством РФ не установлен запрет либо иное ограничение полномочий Администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области на предоставление ответов лицам, обратившимся к ней, в том числе юридическим лицам. Особенно, по вопросам, которые относятся к полномочиям поселения. Довод истца о признании жилого жома непригодным для проживания не означает, что фактически в этом доме никто не проживает. На территории поселения Камышла несколько десятков домов, которые признаны непригодными для проживания, но люди в этих домах живут десятилетиями и пользуются коммунальными услугами. Жильцы дома по адресу: (*адрес*) кроме услуг по водоснабжению, получают коммунальные услуги по газоснабжению, электроснабжению. Лицевые счета не аннулированы. Пользуются услугами по вывозу ТБО, но не заключают договор и не оплачивают данную услугу. Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области, соблюдая принцип решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций (п.2 ст. 1 ФЗ), Администрацией был подготовлен оспариваемый ответ. На основании выше указанного, можно сделать вывод, что Истец, предъявляя настоящий иск, пытается избежать оплаты за фактически потребленные коммунальные услуги по договору на предоставление жилищно-коммунальных услуг от 01.10.2015, заключенного между Истцом и ООО «Родник», то есть действует в обход ст.ст. 153-169 ЖК РФ и гражданского законодательства РФ. В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а так же иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Истец, зная, что его данные были и так известны ООО «Родник», требуя возмещения морального вреда, преследует корыстные намерения и злоупотребляет своим правом, поскольку права и интересы Истца не нарушены. А в силу п. 7 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» согласия Истца на обработку персональных данных не требуется. Считает, что Истцу не был причинен моральный вред. Более того, Гражданское законодательство ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, и связывает поведение участников предпринимательской деятельности с указанными положениями.

Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны и их представителей, приходит к выводу, что административное исковое заявление Гарифуллина А.Р. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (статья 24 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статье 3 Федерального закона "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования, или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав. Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

Из абзаца первого ст.152.2 ГК Российской Федерации следует, если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.

Согласно абзацу второму ст.152.2 ГК Российской Федерации не являются нарушением правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной, либо была раскрыта самим гражданином или по его воле.

Судом установлено, что Администрация сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» и полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Исходя из требований ч.3 ст.156 ЖК РФ, обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления, к числу которых относится администрация сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области.

В силу ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих «принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление тарифов на коммунальные услуги относится к полномочиям как поселений так и муниципальных районов.

Административный истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: (*адрес*), что подтверждается выпиской из ЕГРП от 16.10.2017г.

Согласно п.п. 5 п. 2 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и
полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по
внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника
помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом
правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.

Пунктами 3 и 4. ст.154 ЖК РФ предусмотрено, что собственники жилых домов несут
расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с
лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду,
электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при
наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми
коммунальными отходами.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых
коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном
федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными
государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Между Истцом и ООО «Родник» заключен договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг от 01.10.2015 на предоставление коммунальной услуги - водоснабжение.
Оплата производится согласно тарифу (п. 2.1. договора), поскольку Истцом не установлен
счетчик в соответствии с действующим законодательством РФ для оплаты за фактически
потребленное количество коммунальной услуги - воды.

В целях проведения правильного расчета по тарифу стоимости потребленной
коммунальной услуги, ООО «Родник» обратилось к Административному ответчику с запросом о предоставлении информации о количестве фактически проживающих граждан по адресу: (*адрес*) (исх. № 61 от 22.08.2017).

Руководствуясь Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих «принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Ответчик предоставил ответ ООО «Родник» о количестве фактически проживающих граждан по адресу: (*адрес*) (исх. № 427 от 29.08.2017), а именно: «по указанному адресу фактически проживает и пользуется коммунальными услугами семья Гарифуллина Артура в количестве 5 человек».

Действительно, согласно п. 1 ст.3 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - это любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Однако, ООО «Родник» является организацией оказывающей Административному истцу коммунальные услуги с 01.10.2015, следовательно, данные об имени и фамилии Административного истца были ему известны из договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг от 2015 года. Вопрос состоял лишь в количестве лиц, проживающих по указанному адресу.

В рассматриваемом случае, ООО «Родник», запросив у Администрации предоставление информации по вышеуказанному вопросу, действовало в целях получения достоверной информации для надлежащего исполнения Истцом обязанности по оплате потребленной воды.

Непредставление Истцом сведений о количестве фактически проживающих лиц в жилом доме по адресу: (*адрес*) приводит к занижению суммы, подлежащей оплате Истцом за потребленную воду по указанному адресу, как следствие, недоплата поставщику коммунальных услуг.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» дополнительным основанием для обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных является случай, когда обработка необходима в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст.6 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Законом № 152-ФЗ «О персональных данных». Обработка персональных данных допускается в том числе в случае, если она необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

Вместе с тем согласно ч.5 ст.5 Закона №152-ФЗ одним из принципов обработки персональных данных является то, что содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Таким образом, исходя из совокупности указанных положений законодательства можно сделать вывод о том, что ООО «Родник» имеет право на получение информации, в том числе и персональных данных, в той мере, в какой это необходимо для осуществления контроля за соблюдением условий договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг от 01.10.2015, без получения письменного согласия Истца на обработку его персональных данных.

Учитывая, что ООО «Родник» является стороной по договору с Истцом, обработка персональных данных Истца может осуществляться без его согласия.

Доводы Истца о необходимости согласия на передачу личных персональных данных при ответе Ответчика на запрос третьего лица, с которым у Истца имеются договорные отношения, суд считает основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства РФ.

Истец ошибочно полагает, что предоставленный Администрацией ответ исх. № 427 от 29.08.2017 в адрес ООО «Родник» является справкой или выпиской из похозяйственной книги.

Ответ № 427 от 29.08.2017 в адрес ООО «Родник» был подготовлен, поскольку действующим законодательством РФ не установлен запрет либо иное ограничение полномочий Администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области на предоставление ответов лицам, обратившимся к ней, в том числе юридическим лицам. Особенно, по вопросам, которые относятся к полномочиям поселения.

Довод истца о признании жилого жома непригодным для проживания не означает, что фактически в этом доме никто не проживает. Лицевые счета не аннулированы.

Таким образом, ответ №427 от 29.08.2017 в адрес ООО «Родник» был подготовлен Ответчиком в соответствии с требованиями закона. Кроме того, Прокуратурой Камышлинского района при проведении проверки по заявлению Истца не было выявлено нарушений действующего законодательства РФ в действиях Администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области.

Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Как усматривается из материалов дела, доказательств, свидетельствующих о том, что персональные данные истца были распространены ответчиком третьим лицам либо неопределенному кругу лиц, истцами не было представлено.

По делу установлено, что обработка персональных данных истца производилась ответчиком в связи с наличием договорных отношений по поводу предоставления коммунальной услуги.

При этом, положениями ч. 16 ст. 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при привлечении лицами, указанными в ч. 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется (ч. 16 введена ФЗ от 28.12.2013 г. N 417-ФЗ).

Данный вывод подтвержден судебной практикой (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.09.2016 по делу N 33-36617/2016, Определение Приморского краевого суда от 13.01.2014 по делу № 33-180 (33-11070).)

В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 25 Постановления №2 от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решения, совершения действия органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами, при этом, следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия, требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Из материалов дела следует, что Глава сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области Сафин З.А. передал в пределах его полномочий сведения, представляющие персональные данные Административного истца по запросу ООО «Родник», что подтверждается исходящей корреспонденцией от 29.08.2017 №427.

Суд полагает, что действия Главы сельского поселения Камышла муниципального района Камышилнский Самарской области Сафина З.А. по предоставлению ООО «Родник» по его запросу на жителя сельского поселения Камышла Гарифуллина А.Р. не повлекли нарушения прав и свобод Административного истца.

Требование Истца о взыскании с Администрации в его пользу компенсации морального вреда в размере 10 000,00 рублей суд считает не обоснованным по следующим основаниям. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Истец не предоставил доказательств причинения ему нравственных страданий. Согласно п. 2. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Согласно п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 (ред. от 09.02.2012) компенсация морального вреда должна отвечать цели, для достижения которой она установлена законом, т.е. компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ). Использование права на компенсацию морального вреда в иных целях не допускается. Сумма компенсации морального вреда должна быть разумной и справедливой (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ). Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 (ред. от 06.02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» установлено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Истец не представил ни одного доказательства в материалы дела, подтверждающие получение Истцом нравственных и физических страданий, а так же не доказал, что Ответчики своими действиями нарушили личные неимущественные права Истца и другие нематериальные блага, что противоречит ст. 65 ГПК РФ.

Более того, предъявление административного иска является ничем иным как злоупотреблением правом, поскольку Истец не сообщая ООО «Родник» сведений о фактическом количестве проживающих в жилом помещении, расположенном по адресу: (*адрес*), пытается избежать оплаты за фактически потребленные коммунальные услуги по договору на предоставление жилищно-коммунальных услуг от 01.10.2015, заключенного между Истцом и третьим лицом - ООО «Родник».

Суд приходит к выводу о том, что Истец, зная, что его данные были и так известны ООО «Родник», требуя возмещения морального вреда, злоупотребляет своим правом, поскольку права и интересы Истца не нарушены.

Поскольку в суде не было доказано причинение Административным ответчиком Административному истцу морального вреда в связи с нарушением положений Федерального закона "О персональных данных", как и нарушение личных неимущественных прав Административного истца, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании денежной компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Гарифуллина Артура Рустамовича к Администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области и главе администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области Сафину З.А. о признании незаконным решений, действий (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по выдаче третьим лицам сведений, содержащих персональные данные, и взыскании морального вреда – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 02 декабря 2017 года.

Судья (подпись) Сагирова Р.Р.

2а-518/2017 ~ М-489/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гарифуллин А.Р.
Ответчики
Сафин Загит Абдулхакович
Администрация сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области
Другие
Шиябутдинова Н.А.
Полякова Ю.А.
Халимуллин И.Н.
Мифтахова Т.С.
Гильманова Г.Ф.
Гатиятова Л.К.
Суд
Клявлинский районный суд Самарской области
Судья
Сагирова Р.Р.
Дело на странице суда
klivliansky--sam.sudrf.ru
03.10.2017Регистрация административного искового заявления
05.10.2017Передача материалов судье
06.10.2017Решение вопроса о принятии к производству
06.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2017Подготовка дела (собеседование)
18.10.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.11.2017Предварительное судебное заседание
03.11.2017Судебное заседание
13.11.2017Предварительное судебное заседание
27.11.2017Судебное заседание
02.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2018Дело оформлено
15.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее