Судья Чуряев А.В. Дело № 33-1535/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июня 2017 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.
судей Хомяковой М.Е., Наместниковой Л.А.
при секретаре Крахиной Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болоченкова А.Л. к администрации г. Орла об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
по апелляционным жалобам администрации г.Орла и Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области на решение Советского районного суда г.Орла от 30 марта 2017 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Болоченкова А.Л. удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла принять Болоченкова А.Л., <дата> года рождения, на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда».
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения представителя ответчика администрации г.Орла по доверенности Карасевой Е.В., полагавшей необходимым решение суда отменить, возражения Болоченкова А.Л, согласного с решением суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Болоченков А.Л. обратился в суд с иском к администрации г. Орла об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Исковые требования мотивированы тем, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время зарегистрирован и проживает в комнате общежития по адресу: <адрес>. В 2016 году он обратился в администрацию г. Орла с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. Однако ему было отказано в связи с тем, что он зарегистрирован в жилом помещении, превышающем по площади учетную норму, установленную решением Орловского городского Совета народных депутатов.
По указанным основаниям Болоченков А.Л. просил суд обязать администрацию г. Орла принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, Департамент финансов Орловской области, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Администрация города Орла не согласилась с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное.
Обращает внимание на то, что за Болоченковым А.Л. закреплено пригодное для проживания жилое помещение, площадью 16,8 кв.м., в котором он зарегистрирован и проживает один, площадь данного помещения превышает учетную норму, установленную решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 №5/058-ГС (11,5 кв.м. общей площади жилого помещения), т.о. истец не является нуждающимся в жилом помещении.
Ссылается, что Болоченков А.Л. не обращался в администрацию г.Орла с заявлением о признании закрепленного за ним жилого помещения непригодным для проживания, в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих непригодность его для проживания.
Полагает, что отсутствуют основания для принятия Болоченкова А.Л. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области также не согласился с решением суда, в своей апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене.
Ссылается на то, что за Болоченковым А.Л. закреплено пригодное для постоянного проживания жилое помещение общей площадью 16, 8 кв.м, в котором он зарегистрирован и проживает.
Указывает, что истец не обращался в межведомственную комиссию для признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания или не отвечающим установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам.
Полагает, что помещения у Болоченкова А. Л. отсутствует право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого, в связи с чем не имеется оснований для принятия его на учет указанной категории лиц, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Болоченков А.Л., относящийся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не реализовал право на получение от государства социальной гарантии в виде отдельного благоустроенного жилого помещения, поскольку закрепленное за ним жилое помещение хотя и превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 № 5/058-ГС, но не является благоустроенным.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Статьей 1 названного Федерального закона установлено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. на момент возникновения спорных правоотношений) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.
Таким образом, обеспечение детей-сирот, не имевших закрепленного жилого помещения, осуществляется в соответствии с положениями жилищного законодательства, не любым гражданам из данной категории, а нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии с положениями ст. 49, п. 2 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52 ЖК РФ правом состоять на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований в качестве нуждающихся в жилом помещении обладают малоимущие граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также иные определенные федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что Болоченков А.Л. <дата> года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать умерла <дата>, отец умер <дата>, что подтверждается свидетельствами о смерти от <дата> и <дата>.
Постановлением администрации г. Орла № от <дата> попечителем Болоченкова А.Л. назначена его сестра Н.Л.Л., за истцом закреплена комната <адрес>
Болоченков А.Л. зарегистрирован и проживает по указанному адресу, общая площадь комнаты составляет 16,8 кв.м., что подтверждается техническим паспортом.
Жилой дом, в котором находится закрепленное за истцом жилое помещение, имел статус общежития, который был снят постановлением администрации Железнодорожного района г. Орла № от <дата> по обращению открытого акционерного общества молочный комбинат «Орловский».
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В настоящее время жилое помещение истца является муниципальной собственностью и используется истцом по договору социального найма.
Согласно справке от <дата> №, выданной обществом с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление №» истец в комнате 91 в <адрес> зарегистрирован один.
Согласно сообщениям государственного унитарного предприятия Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» и федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области, сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении Болоченкова А.Л. не имеется.
В 2016 году Болоченков А.Л. обратился в администрацию г.Орла с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, администрация г. Орла.
Письмом от <дата> истцу было отказано в принятии на учет указанной категории граждан, поскольку он обеспечен жильем, а именно один зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> общая площадь которой превышает учетную норму, установленную решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 № 5/058-ГС в размере 11,5 кв.м.
Из технического паспорта жилого помещения (квартиры) <адрес>, усматривается, что помещение, занимаемое истцом, имеет жилую площадь 16,8 кв.м., оно является изолированным, жилой дом оборудован необходимыми инженерными системами (отоплением от ТЭЦ, водопроводом, канализацией, электричеством, центральным горячим водоснабжением, сетевым газовым снабжением, кухней, ванной, туалетом).
Удовлетворяя требования истца и признавая незаконным решение администрации города Орла об отказе истцу в принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции не учел, что обязательным условием для предоставления жилых помещений данной категории лиц является отсутствие у них жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма или их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы. Между тем площадь закрепленного за Болоченковым А.Л. жилого помещения превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 № 5/058-ГС в размере 11,5 кв.м, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, в том числе и детей- сирот.
Таким образом, не имеется оснований считать Болоченкова А.Л. нуждающимся в жилом помещении, как не обеспеченного общей площадью жилого помещения.
То обстоятельство, что жилое помещение истца ранее было общежитием, а в настоящее время является комнатой в коммунальной квартире само по себе не является основанием для удовлетворения иска.
Так, на основании частей 1, 2 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу частей 1, 4 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Согласно пункту 1 ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Поскольку комната в коммунальной квартире отнесена законом к самостоятельному объекту жилищных прав, вывод суда первой инстанции о нуждаемости истца в жилом помещении нельзя признать обоснованным.
Тот факт, что жилое помещение истца не оборудовано отдельной кухней, туалетом и ванной комнатой не является основанием для постановки истца на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью обеспечения жилым помещением, поскольку не свидетельствует о несоответствия жилого помещения установленным для жилых помещений требованиям, а также критерию благоустроенности.
Так согласно части 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В пункте 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, определено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Решение о несоответствии занимаемой истцом комнаты в коммунальной квартире установленным для жилых помещений требованиям и непригодности для проживании в ней, в том числе по причине отсутствия отдельных инженерных систем, в установленном законом порядке не принималось.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что истец не является нуждающимся в жилом помещении, так как обеспечен жилой площадью, которая превышает установленную норму, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска об обязании администрации г.Орла принять Болоченкова А.Л. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением в порядке Федерального закона от 21 декабря 1996 ода № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
С учетом вышеизложенного судебная коллегия находит, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, в связи с чем решение Советского районного суда г.Орла от 30 марта 2017 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционные жалобы администрации г.Орла и Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области удовлетворить.
Решение Советского районного суда г.Орла от 30 марта 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Болоченкова А.Л. к администрации г. Орла об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Чуряев А.В. Дело № 33-1535/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июня 2017 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.
судей Хомяковой М.Е., Наместниковой Л.А.
при секретаре Крахиной Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болоченкова А.Л. к администрации г. Орла об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
по апелляционным жалобам администрации г.Орла и Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области на решение Советского районного суда г.Орла от 30 марта 2017 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Болоченкова А.Л. удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла принять Болоченкова А.Л., <дата> года рождения, на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда».
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения представителя ответчика администрации г.Орла по доверенности Карасевой Е.В., полагавшей необходимым решение суда отменить, возражения Болоченкова А.Л, согласного с решением суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Болоченков А.Л. обратился в суд с иском к администрации г. Орла об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Исковые требования мотивированы тем, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время зарегистрирован и проживает в комнате общежития по адресу: <адрес>. В 2016 году он обратился в администрацию г. Орла с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. Однако ему было отказано в связи с тем, что он зарегистрирован в жилом помещении, превышающем по площади учетную норму, установленную решением Орловского городского Совета народных депутатов.
По указанным основаниям Болоченков А.Л. просил суд обязать администрацию г. Орла принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, Департамент финансов Орловской области, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Администрация города Орла не согласилась с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное.
Обращает внимание на то, что за Болоченковым А.Л. закреплено пригодное для проживания жилое помещение, площадью 16,8 кв.м., в котором он зарегистрирован и проживает один, площадь данного помещения превышает учетную норму, установленную решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 №5/058-ГС (11,5 кв.м. общей площади жилого помещения), т.о. истец не является нуждающимся в жилом помещении.
Ссылается, что Болоченков А.Л. не обращался в администрацию г.Орла с заявлением о признании закрепленного за ним жилого помещения непригодным для проживания, в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих непригодность его для проживания.
Полагает, что отсутствуют основания для принятия Болоченкова А.Л. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области также не согласился с решением суда, в своей апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене.
Ссылается на то, что за Болоченковым А.Л. закреплено пригодное для постоянного проживания жилое помещение общей площадью 16, 8 кв.м, в котором он зарегистрирован и проживает.
Указывает, что истец не обращался в межведомственную комиссию для признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания или не отвечающим установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам.
Полагает, что помещения у Болоченкова А. Л. отсутствует право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого, в связи с чем не имеется оснований для принятия его на учет указанной категории лиц, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Болоченков А.Л., относящийся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не реализовал право на получение от государства социальной гарантии в виде отдельного благоустроенного жилого помещения, поскольку закрепленное за ним жилое помещение хотя и превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 № 5/058-ГС, но не является благоустроенным.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Статьей 1 названного Федерального закона установлено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. на момент возникновения спорных правоотношений) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.
Таким образом, обеспечение детей-сирот, не имевших закрепленного жилого помещения, осуществляется в соответствии с положениями жилищного законодательства, не любым гражданам из данной категории, а нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии с положениями ст. 49, п. 2 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52 ЖК РФ правом состоять на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований в качестве нуждающихся в жилом помещении обладают малоимущие граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также иные определенные федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что Болоченков А.Л. <дата> года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать умерла <дата>, отец умер <дата>, что подтверждается свидетельствами о смерти от <дата> и <дата>.
Постановлением администрации г. Орла № от <дата> попечителем Болоченкова А.Л. назначена его сестра Н.Л.Л., за истцом закреплена комната <адрес>
Болоченков А.Л. зарегистрирован и проживает по указанному адресу, общая площадь комнаты составляет 16,8 кв.м., что подтверждается техническим паспортом.
Жилой дом, в котором находится закрепленное за истцом жилое помещение, имел статус общежития, который был снят постановлением администрации Железнодорожного района г. Орла № от <дата> по обращению открытого акционерного общества молочный комбинат «Орловский».
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В настоящее время жилое помещение истца является муниципальной собственностью и используется истцом по договору социального найма.
Согласно справке от <дата> №, выданной обществом с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление №» истец в комнате 91 в <адрес> зарегистрирован один.
Согласно сообщениям государственного унитарного предприятия Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» и федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области, сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении Болоченкова А.Л. не имеется.
В 2016 году Болоченков А.Л. обратился в администрацию г.Орла с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, администрация г. Орла.
Письмом от <дата> истцу было отказано в принятии на учет указанной категории граждан, поскольку он обеспечен жильем, а именно один зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> общая площадь которой превышает учетную норму, установленную решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 № 5/058-ГС в размере 11,5 кв.м.
Из технического паспорта жилого помещения (квартиры) <адрес>, усматривается, что помещение, занимаемое истцом, имеет жилую площадь 16,8 кв.м., оно является изолированным, жилой дом оборудован необходимыми инженерными системами (отоплением от ТЭЦ, водопроводом, канализацией, электричеством, центральным горячим водоснабжением, сетевым газовым снабжением, кухней, ванной, туалетом).
Удовлетворяя требования истца и признавая незаконным решение администрации города Орла об отказе истцу в принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции не учел, что обязательным условием для предоставления жилых помещений данной категории лиц является отсутствие у них жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма или их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы. Между тем площадь закрепленного за Болоченковым А.Л. жилого помещения превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 № 5/058-ГС в размере 11,5 кв.м, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, в том числе и детей- сирот.
Таким образом, не имеется оснований считать Болоченкова А.Л. нуждающимся в жилом помещении, как не обеспеченного общей площадью жилого помещения.
То обстоятельство, что жилое помещение истца ранее было общежитием, а в настоящее время является комнатой в коммунальной квартире само по себе не является основанием для удовлетворения иска.
Так, на основании частей 1, 2 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу частей 1, 4 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Согласно пункту 1 ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Поскольку комната в коммунальной квартире отнесена законом к самостоятельному объекту жилищных прав, вывод суда первой инстанции о нуждаемости истца в жилом помещении нельзя признать обоснованным.
Тот факт, что жилое помещение истца не оборудовано отдельной кухней, туалетом и ванной комнатой не является основанием для постановки истца на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью обеспечения жилым помещением, поскольку не свидетельствует о несоответствия жилого помещения установленным для жилых помещений требованиям, а также критерию благоустроенности.
Так согласно части 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В пункте 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, определено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Решение о несоответствии занимаемой истцом комнаты в коммунальной квартире установленным для жилых помещений требованиям и непригодности для проживании в ней, в том числе по причине отсутствия отдельных инженерных систем, в установленном законом порядке не принималось.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что истец не является нуждающимся в жилом помещении, так как обеспечен жилой площадью, которая превышает установленную норму, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска об обязании администрации г.Орла принять Болоченкова А.Л. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением в порядке Федерального закона от 21 декабря 1996 ода № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
С учетом вышеизложенного судебная коллегия находит, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, в связи с чем решение Советского районного суда г.Орла от 30 марта 2017 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционные жалобы администрации г.Орла и Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области удовлетворить.
Решение Советского районного суда г.Орла от 30 марта 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Болоченкова А.Л. к администрации г. Орла об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи