Дело №
37RS0№-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2021 года город Иваново
Ленинский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Андреевой М.Б.,
при секретаре ФИО3,
с участием заместителя Ивановского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ивановского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях <адрес> к ФИО2 о взыскании денежных средств,
установил:
заместитель Ивановского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях <адрес> ФИО4, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании денежных средств.
Иск мотивирован тем, что ответчик отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК № УФСИН по <адрес> по приговору Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым он осужден по ч. 3 ст. 30, пункту «г» части 4 ст. 228.1 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В соответствии со ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Ответчик привлекался к труду на основании ст. 103 УИК РФ. Однако трудовую дисциплину ответчик нарушал, от работы уклонялся, до настоящего времени ответчик к работе так и не приступил. Ответчик за счет средств федерального бюджета обеспечен в исправительном учреждении коммунально-бытовыми услугами, 3-хразовым горячим питанием и коммунально-бытовыми услугами. Понесенные расходы в ФКУ ИК-5 УФСИН по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на ФИО2 составили 83724,47 руб. Таким образом, неисполнением ответчиком обязанности трудиться в местах лишения свободы и уклонением от возмещения стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг причинен вред интересам РФ.
На основании изложенного истец, действующий в интересах РФ, просит взыскать с ответчика в пользу ГКУ УФСИН ФИО1 по <адрес> денежные средства, затраченные на содержание ответчика в ФКУ ИК-5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 83724,47 рублей.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просил заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО5 пояснила, что от работы он не уклонялся, а трудовую деятельность осуществлять не мог по состоянию здоровья, болят колени, пройти обследование не получается.
Представители иных участников процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлялись в установленном законом порядке.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Частями 2, 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Согласно ст. 99 ч. 4 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
В силу ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Судом установлено, что приговором Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым он осужден <данные изъяты> годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Ответчик отбывает уголовное наказание в ФКУ <данные изъяты> УФСИН ФИО1 по <адрес>.
Приказом ФКУ <данные изъяты> УФСИН ФИО1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ответчик был зачислен на должность швей-моториста швейного участка со сдельной оплатой труда и на должность обувщика обувного участка ЦТАО.
Однако, как следует из материалов дела, ответчик неоднократно трудовую дисциплину нарушал, от работы уклонялся, на работу без уважительных причин не выходил, в связи с чем, ему ДД.ММ.ГГГГ, 07.02,2020, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ объявлены устные выговоры.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика пояснила, что от работы он не уклонялся, а просто не мог осуществлять трудовую деятельность по состоянию здоровья в связи с чем, обращался за медицинской помощью. Однако данный довод ответчика опровергается справкой начальника филиала-врача филиала «Медицинская часть №» ФКУЗ МСЧ-37 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой за период пребывания ответчика в ФКУ <данные изъяты> УФСИН ФИО1 по <адрес> состояние здоровья ФИО2 удовлетворительное, признаков стойкой утраты трудоспособности за период отбывания наказания не было. Оснований не доверять данной справке у суда не имеется.
За время пребывания ответчика в ФКУ <данные изъяты> УФСИН ФИО1 по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ним накопилась задолженность за питание, за коммунально-бытовые услуги, всего 83724,47 руб., что подтверждается справками главного бухгалтера, заместителя начальника ФКУ <данные изъяты> УФСИН ФИО1 по <адрес>.
При таких обстоятельствах, общая сумма денежных средств, затраченных на содержание ответчика в исправительном учреждении, составляет 83724,47 рублей. Доказательств, которые бы могли повлиять на данный размер задолженности, суду не представлено.
Согласно представленному материалу, включая характеристику заместителя начальника ФКУ <данные изъяты> УФСИН ФИО1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на ответчика, последний в исправительном учреждении выходил на работу только в августе и сентябре 2019, в остальной период времени от работы уклонялся, за что привлекался к дисциплинарной ответственности.
С учетом того, что материалы дела не содержат доказательств того, что ФИО2 относится к категории осужденных, которым содержание в исправительном учреждении предоставляется бесплатно, за счет государства, а также того, что он не мог приступить к работе в связи с наличием каких-либо ограничений и заболеваний, а также учитывая предоставление администрацией исправительного учреждения ответчику возможности выполнять свои трудовые функции на различного рода работах и не желание самого ответчика трудиться на территории учреждения, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных заместителем Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> требований о взыскания с ФИО2 расходов на его содержание в исправительном учреждении в общей сумме 83724,47 рублей.
При этом, в силу п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п. 5 Положения).
Согласно п.п. 6 п. 7 Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Пунктом 13 Положения предусмотрено, что финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что главным распорядителем бюджетных средств является не ГКУ УФСИН России по <адрес>, в пользу которого прокурор просит взыскать с ответчика сумму задолженности, за содержание последнего в исправительном учреждении, а ФСИН России.
При таких обстоятельствах, сумма задолженности в размере 83724,47 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу ФСИН России.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
В связи с этим с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2711,73 рубля в доход бюджета муниципального района.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования заместителя Ивановского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях <адрес> к ФИО2 о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с осужденного ФИО2 в пользу ФСИН России денежные средства, затраченные на его содержание в ФКУ <данные изъяты><данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 83724.47 руб.
Взыскать с ФИО2 в бюджет муниципального образования городской округ Иваново государственную пошлину в размере 2711,73 руб.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Андреева М.Б.
Мотивированное решение составлено 23.08.2021 года.