РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2019 года поселок Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Абрамовой Т.М.,
при секретаре Вишняковой А.В.,
с участием: истца Сойко В.В.,
представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика - Жеребцова А.А., Никифоровой М.В., действующих на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-19/2019 (УИД 24RS0038-01-2018-000907-34) по иску Сойко В. В.ча к войсковой части 58661, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» об отмене приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
Установил:
Сойко В.В. обратился с иском к ответчикам, в котором, с учетом внесенных уточнений, просит отменить приказ об отстранении от работы, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула в размере 33 341 рубль и компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, указывая на то, что он работает в складе (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС, военного округа, 1 разряда) воинской части 58661 с 07.08.2017 года в должности такелажника. Приказом №241 от 29.10.2018 года он отстранен от работы по медицинским показаниям на период с 29.10.2018 года по 22.01.2019 года с сохранением места работы (должности). С данным приказом истец не согласен, так как комиссией с его участием не обследовалось его рабочее место, не выяснялся характер его работы, ему не было предложено ряд вакансий. В период с 29.10.2018 года по настоящее время он лишен возможности трудиться, получать плату за свой труд. За время вынужденного прогула с 29.10.2018 года по 29.11.2018 года он не получал заработную плату. Действиями ответчика ему причинен моральный вред, так как он испытал стресс в связи с отстранением от работы, не имел возможности зарабатывать денежные средства, чтобы содержать себя и членов семьи.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, суду пояснил, что в сентябре 2018 года он перенес операцию на коленном суставе. Операцию проводили в Красноярской краевой больнице. С 14.09.2018 года до 23.10.2018 года он находился на амбулаторном лечении в Нижнеингашской районной больнице. По окончанию лечения врачебная комиссия выдала справку о том, что ему показан легкий физический труд. 23.10.2018 года он передал данную справку своему непосредственному начальнику М и попросил перевести на должность пожарного, так как работать такелажником, где ему приходилось поднимать и переносить тяжести весом до 68 кг и долгое время находиться на ногах, по состоянию здоровья он не мог. 29.10.2018 года его ознакомили с приказом об отстранении от должности, при этом другую работу не предложили. Оставшись без средств к существованию, 29.11.2018 года он был вынужден уволиться со склада по собственному желанию. На момент его отстранения от должности у работодателя имелись вакансии пожарного и водителя автомобиля, которые, по его мнению, могли быть ему предложены.
Ответчик - войсковая часть 58661, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Ответчик - Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия», при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, представил в суд возражения, в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что истец был отстранен от работы по медицинским показаниям с сохранением места работы (должности), что соответствует требованиям трудового законодательства. В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, в связи с чем, требования истца о взыскании среднего месячного заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда являются не основанными на законе. Представленный истцом расчет заработной платы за время вынужденного прогула неверен, так как произведен на основании справки о среднем заработке для определения размера пособия по безработице (стипендии) в то время, как средний месячный заработок за время вынужденного прогула рассчитывается в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика – склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) воинской части 58661, Жеребцов А.А. в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями истца не согласен, поддержал доводы, изложенные в возражениях, согласно которым склад (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) не является самостоятельным юридическим лицом, входит в состав войсковой части 58661 и действует на основании Положения. Свои полномочия начальник склада в области трудового законодательства осуществляет по доверенности командира войсковой части 58661. Должность такелажника предусматривает работу с опасными условиями труда (работа, связанная с отгрузкой, погрузкой, транспортировкой вооружения) и Сойко В.В. по своим медицинским показаниям не мог исполнять данную работу. На момент отстранения от работы Сойко В.В. на складе имелись вакантные должности, но данные должности по уровню образования и состоянию здоровья истцу не соответствовали. Вакантная должность водителя автомобиля полигона (уничтожения АСП и ПТС) отдела (разделки и уничтожения авиационных средств поражения) склада – 1 единица со штатной техникой Кран КС-45719-7М (КамАЗ -53501, строевые), согласно должностной инструкции, предусматривает наличие удостоверения крановщика и специальную подготовку на право управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, и дополнительную подготовку на перевозку опасных грузов – чего у Сойко В.В. не имелось. Должность пожарного пожарной команды предусматривает компенсационную выплату – занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Также данная должность предусматривает сдачу нормативов и физическую подготовку (подъем штурмовой лестницы, снятие, переноска, установка выдвижной лестницы и подъем и др.). Об отсутствии должностей, согласно уровню образования и состояния здоровья Сойко В.В. был письменно уведомлен 29.10.2018 года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика – склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) воинской части 58661, Никифорова М.В. в судебном заседании пояснила, что 29.10.2018 года поступило заявление от Сойко В.В. с просьбой перевести на более легкий труд по медицинским показаниям с приложением медицинской справки. Сойко В.В. уведомили, что вакансий, подходящих ему по здоровью и физической подготовке, на складе нет. По этой причине Сойко В.В. отстранили от должности.
На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Выслушав участников судебного процесса, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 07.08.2017 года Сойко В.В. принят на работу на склад (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) воинской части 58661 на должность такелажника отдела хранения (авиационного вооружения), о чем имеется приказ от 21.09.2017 года №204 (л.д.84). Согласно дополнительному соглашению №1 к трудовому договору, подписанному Сойко В.В. и работодателем 26.07.2018 года, в обязанности работника входит: выполнять погрузочно-разгрузочные работы только с разрешения начальника структурного подразделения и под руководством технического персонала; выполнять такелажные работы по горизонтальному и вертикальному перемещению, к вязке, креплению и установке на тележки или платформы различные грузы, оборудование, изделия с применением лебедок, талей, домкратов, козел и скатов; сооружение настилов, стоек, временных мостков и приспособлений; промывка, чистка, смазывание, просушка, подбор и укладка такелажа по видам и размерам; навешивание бирок и подготовка такелажа к отгрузке; изготовление простого такелажа. До проведения специальной оценки условий труда Сойко В.В. должны были ежемесячно выплачивать повышающий коэффициент за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 24% должностного оклада (л.д.8-9).
В связи с наличием заболевания в виде повреждения заднего рога медиального мениска правого коленного сустава 12.09.2018 года Сойко В.В. был прооперирован в КБУЗ «Краевая клиническая больница» в г. Красноярске, после выписки с 14.09.2018 года по 22.10.2018 года лечился амбулаторно в КГБУЗ «Нижнеингашская районная больница» (л.д.117).
Согласно заключению врачебной комиссии районной больницы от 22.10.2018 года № 2529, Сойко В.В. показан легкий физический труд с ограничением подъема тяжестей, длительной ходьбы и стояния на ногах сроком три месяца (л.д. 10).
Опрошенный в судебном заседании лечащий врач – хирург Ю подтвердил наличие заболевания правого коленного сустава у истца и пояснил, что состояние здоровья Сойко В.В. после операции относилось к средней степени тяжести, больной нуждался в освобождении от физической нагрузки в течении трех месяцев, ему запрещалось поднимать тяжести более 20 кг, имелись ограничения по длительной ходьбе и стоянии на ногах (не более 5 часов с перерывами на отдых), противопоказаны бег и прыжки.
Учитывая имеющиеся медицинские противопоказания, 29.10.2018 года Сойко В.В. обратился с заявлением к начальнику склада о предоставлении ему должности с облегченными условиями труда (л.д. 68).
В этот же день истец был уведомлен об отсутствии на складе работы, подходящей ему по состоянию здоровья и уровню образования (л.д. 12).
В соответствии с приказом №241 от 29.10.2018 года (параграф 6) Сойко В.В. в связи с медицинскими показаниями отстранен от работы на период с 29.10.2018 года по 22.01.2019 года с сохранением места работы (должности) без начисления заработной платы на период отстранения. С данным приказом работник был ознакомлен 29.10.2018 года, что истцом не оспаривалось (л.д.11, 119).
29.11.2018 года истец уволен со склада (авиационного вооружения и средств поражения, ВВС) воинской части 58661 по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ (по собственному желанию) (л.д. 70).
В судебном заседании Сойко В.В. не отрицал тот факт, что по состоянию здоровья он не мог продолжать работать в должности такелажника, так как в его трудовые обязанности входили погрузочно-разгрузочные работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей, длительным стоянием на ногах.
Абзац 5 части 1 его статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве одного из оснований отстранения работника от работы предусматривает выявление в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, обусловленной трудовым договором.
Если работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности). В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 73 Трудового кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных обстоятельств и в силу обязательных для исполнения предписаний статьи 76 ТК РФ работодатель имел законные основания для временного отстранения Сойко В.В. от занимаемой должности. Доводы истца о том, что перед вынесением приказа работодатель должен комиссионно с участием работника обследовать рабочее место для выяснения характера работы, необоснованны, так как трудовое законодательство не возлагает таковую обязанность на работодателя при отстранении работника от работы.
Имеющиеся на складе вакансии на 29.10.2018 года не могли быть предложены Сойко В.В. по состоянию его здоровья и (или) из-за предъявляемых образовательных цензов. Истец получил специальность «электромонтер» в профессиональном училище, однако на должности инженера, начальника отделения, техника, начальника команды и начальника отделения требовалось наличие высшего или среднего специального образования (техникум, колледж). Для исполнения обязанностей пожарного в пожарной команде или начальника команды в отряде военизированной охраны гражданин должен находиться в хорошей физической форме. Вакансия водителя не могла быть предложена истцу, так как на автомобиле имелась крановая установка, в связи с чем, помимо водительского удостоверения категории «С», необходимо было иметь удостоверение крановщика и специальную подготовку на право управления транспортными средствами оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (л.д. 65-67).
Нормы трудового законодательства не предусматривают перевод другого работника, чтобы освободить рабочее место нуждающемуся в облегченных условиях труда работнику, поэтому ссылка истца о нежелании работодателя осуществить перестановку работников и обеспечить его рабочим местом, несостоятельна.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у Сойко В.В. противопоказаний к выполнению им работы согласно трудовому договору на период с 29.10.2018 года по 22.01.2019 года. Соответствующая состоянию здоровья истца и уровню его профессиональной подготовки работа у ответчика на момент отстранения Сойко В.В. от должности отсутствовала, в связи с чем, оснований для признания приказа №241 (параграф 6) от 29.10.2018 года незаконным и его отмене, у суда не имеется.
Поскольку исковые требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда являются производными от первоначального требования, они также не могут быть удовлетворены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Сойко В. В.ча к войсковой части 58661, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» об отмене приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2019 года.