Дело № 2-2541/2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области «22» ноября 2016 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Котенко И.В.,
с участием старшего помощника Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области ФИО6,
представителя органа опеки и попечительства Комитета образования и молодежной политики Администрации Боровичского муниципального района ФИО3,
истицы Ивановой Е.В.,
при секретаре Веркиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора в интересах Ивановой <данные изъяты> к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Ивановой Е.В. к Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указал, что Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Проверкой установлено, что Иванова Е.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что её мать ФИО5 на основании заявлении от ДД.ММ.ГГГГ года отказалась от родительских прав. В соответствии с постановлением администрации города Боровичи и Боровичского района от 15.11.2001 №841 «Об определении несовершеннолетней Ивановой Е.В. в детское государственное учреждение» Ивановой Е.В. надлежит предоставить жилую площадь после выпуска из детского государственного учреждения. Согласно постановлению администрации Боровичского муниципального района от 20.06.2012 № 1172 Иванова Е.В. направлена на полное государственное обеспечение в ОАОУ НПО «Профессиональное училище №». Установлено, что Иванова Е.В. обучалась в указанном образовательном учреждении с 01 сентября 2012 года по 31 января 2015 года. На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Иванова Е.В. является собственником 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенного по адресу <адрес> указанно жилого помещения составляет 33 кв. м. и в квартире зарегистрировано 3 человека. Решением межведомственной комиссии по обеспечению сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей от 14 июня 2013 года было принято решение о том, что проживание Ивановой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ.р. в занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, собственником 1/3 доли которого она является, невозможно, ввиду того, что общая площадь указанного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, составляет 11 кв.м., что является менее утвержденного норматива размера учетной нормы площади жилого помещения. На основании приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 02.07.2013 № 640 Иванова Е.В. включена в список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечением жилым помещением. В материалах учетного дела Ивановой Е.В. имеется заявление о том, что она просит предоставить ей жилое помещение в июне 2015 г. по окончании обучения в <данные изъяты>». До настоящего времени Иванова Е.В. жильем не обеспечена.
В судебном заседании представитель истца ст. помощник межрайонного прокурора ФИО6 заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Истец Иванова Е.В. в судебном заседании заявленные в ее интересах требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района ФИО7 в судебное заседание не явился. Представил заявление с просьбой рассмотрения дела в его отсутствие, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал.
Представитель органа опеки и попечительства в судебном заседании иск прокурора поддержала.
Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица - Департамента образования и молодежной политики Новгородской области в судебное заседание не явился. Представил отзыв с просьбой рассмотрения дела в его отсутствии, против заявленных исковых требований возражений не представил.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу правовых положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно статье 109.1 ЖК РФ (введенной в действие с 01.01.2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).На территории Новгородской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Областным законом Новгородской области от 06.05.2005 № 468-03 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Областной закон от 06.05.2005 № 468-03).
Согласно части 1 статьи 11 Областного закона от 06.05.2005 № 468-03 право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом в порядке, установленном Администрацией области, имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;
3) лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение.
Часть 2 статьи 11 Областного закона от 06.05.2005 № 468-03 устанавливает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно положениям ч.3 ст.22 названного Закона, реализация мер социальной поддержки (дополнительных мер социальной поддержки) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных настоящим областным законом (за исключением мер социальной поддержки, указанных в частях 1, 2 настоящей статьи), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа в соответствии с областным законом от 23.12.2008 N 455-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки".
В соответствии с пунктами 5.5, 5.10 Положения об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановление Администрации Новгородской области от 09.04.2013 № 167, строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот организуют органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области в соответствии с действующим законодательством. Решение о предоставлении конкретного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения принимается органами местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в форме соответствующего муниципального правового акта.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области наделены полномочиями по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, переданных данным муниципальным образованиям в муниципальную собственность.
В судебном заседании установлено, что Иванова Е.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что её мать ФИО5 на основании заявлении от ДД.ММ.ГГГГ отказалась от родительских прав на дочь.
В соответствии с постановлением администрации города Боровичи и Боровичского района от 15.11.2001 №841 «Об определении несовершеннолетней Ивановой Е.В. в детское государственное учреждение» Ивановой Е.В. надлежало предоставить жилую площадь после выпуска из детского государственного учреждения.
Согласно постановлению администрации Боровичского муниципального района от 20.06.2012 № 1172 «О направлении несовершеннолетней Ивановой Е.В. на полное государственное обеспечение в ОАОУ НПО «Профессиональное училище №» Иванова Е.В. направлена на полное государственное обеспечение в ОАОУ НПО «Профессиональное училище №».
Как следует из справки № 110 от 17 мая 2013 год Иванова Е.В. в период с 01 сентября 2012 года по 31 января 2015 года обучалась в указанном автономном образовательном учреждении начального профессионального образования.
На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Иванова Е.В. является собственником 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> указанно жилого помещения составляет 33 кв. м. а в квартире зарегистрировано 3 человека.
Решением межведомственной комиссии по обеспечению сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ принято решение, что проживание Ивановой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ.р. в занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> собственником 1/3 доли которого она является, невозможно, ввиду того, что общая площадь указанного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, составляет 11 кв.м., что является менее утвержденного норматива.
На основании приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 02.07.2013 № 640 «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» Иванова Е.В. включена в список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей которые, подлежат обеспечением жилым помещением.
19 ноября 2014 года Иванова Е.В. обратилась в Администрацию Боровичского муниципального района с заявлением, в котором просит предоставить ей жилое помещение по окончании обучения в ОГАПОУ «БТОПиС». В июне 2015 году Иванова Е.В. закончила обучение в указанном образовательном учреждении, однако до настоящего времени администрацией Боровичского муниципального района жилой площадью не ниже установленных социальных норм не обеспечена.
Иванова Е.В. не обладает специальными юридическими знаниями, в связи с чем, обратилась к Боровичскому межрайонному прокурору с целью защиты её законных жилищных и социальных прав и интересов, в том числе и в судебном порядке.
При изложенных обстоятельствах, суд признает заявленные прокурором требования законными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░