Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.,
при секретаре ШИРЯЕВОЙ Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
административное дело № по административному иску Васина А.В, Васиной А.А к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании незаконным ответа от ДД.ММ.ГГГГ и о возложении обязанности продолжить работу о предоставлении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Васин А.В., Васина А.А. обратились в суд с административным иском к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании незаконным ответа от ДД.ММ.ГГГГ № и о возложении обязанности продолжить работу по их заявлению о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты>.м., для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>
В судебное заседание административные истцы Васин А.В., Васина А.А. и их представитель Екатеринин И.И., действующий на основании доверенности, не явились, хотя были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела. В материалах дела имеется заявление представителя административных истцов Екатеринина И.И. о рассмотрении дела в отсутствии административных истцов и представителя.
Ранее в судебном заседании представитель административных истцов Васина А.В., Васиной А.А. - Екатеринин И.И. административный иск своих доверителей поддержал и пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ Васиным А.В. подано заявление о предоставлении земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуальной жилой застройки, расположенном по адресу: <адрес> в льготном порядке, как молодой семье. Однако, письмом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что у административного истца на основании представленных документов отсутствуют документы на льготное предоставление земельного участка. С указанным ответом административные истцы не согласны по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Согласно части 1,2 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94- ГД «О земле» предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в настоящей статье, статье 10.4 настоящего Закона, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в настоящей статье, статье 10.4 настоящего Закона, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований. Земельные участки предоставляются в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в порядке и при наличии оснований, предусмотренных частями 3. 4, 8, К), 12, 13 и 14 настоящей статьи. В соответствии с п.п. б пункта 2 части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек: для индивидуального жилищного строительства: б) молодым семьям, постоянно проживающим в сельском населенном пункте или поселке городского типа, расположенных в муниципальном районе Самарской области, возраст одного из супругов в которых (родителя в неполной семье) не превышает 35 лет. Предоставление земельных участков в данном случае осуществляется в пределах границ муниципального района, на территории которого постоянно проживают супруги. В случае проживания супругов на территории разных муниципальных районов молодая семья вправе самостоятельно выбрать из них тот муниципальный район, в уполномоченный орган местного самоуправления которого ею будет подано заявление о предоставлении земельного участка. В этом случае уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, в который направлено заявление о предоставлении земельного участка, должен сделать запрос в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района по месту жительства второго супруга об отсутствии в нем заявления супругов о предоставлении земельного участка. Таким образом, в связи с тем, что Васин А.В. на момент подачи заявления состоял в браке и постоянно проживает <адрес>, и его возраст составлял менее 35 лет, то у него имелось право на получение бесплатно испрашиваемого земельного участка. Однако, письмом Администрации № фактически было отказано в предоставлении земельного участка с указанием на необходимость предоставления документа, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (документ, подтверждающий право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов). Как указано выше административный истец имел право на получение бесплатно земельного участка и приложил соответствующие документы (копия паспорта), при этом, обязанность предоставления акта органа местного самоуправления о признании нуждающимся в жилых помещениях, выданный администрацией городского округа, при обращении в рамках пп б пункта 2 части 3 статьи 9 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ГД «О земле», ни указанным законом, ни Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено. В связи с чем, ответ Администрации городского округа Кинель № является незаконным и нарушает права административного истца. Таким образом, административный ответчик не законно отказал в предоставлении земельного участка административному истцу, что нарушает его право на получение земельного участка на основании п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 9 Закона Самарской области «О земле». Согласно ч. 1 статьи 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. На основании изложенного, просил: 1) признать незаконным ответ Администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ. №; 2) обязать Администрацию городского округа Кинель продолжить работу по заявлению Васина А.В. о предоставлении земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуальной жилой застройки, расположенном по адресу: <адрес>
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Кинель Самарской области Фокин В.Н., действующий на основании доверенности, административный иск не признал и пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию городского округа Кинель Самарской области, как в орган местного самоуправления, поступило заявление о возможности предоставления земельного участка в льготном порядке как «молодой семье» Васину А.В. и Васиной А.А. Представителю заявителей было разъяснено, что в соответствии с действующим Регламентом о предоставлении госуслуг необходимо заполнить соответствующее заявление с указанием основания, по которому заявители хотят получить земельный участок. Однако представитель настоял на приеме заявления в произвольной форме. ДД.ММ.ГГГГ в ответ на поступившее заявление были разъяснены нормы действующего законодательства, предусматривающие обращение граждан с Заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, с приложением схемы расположения земельного участка, подготовленной в соответствии с требованиями статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также документа, подтверждающего право на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с частью 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с данным ответом, Васин А.В. в лице представителя обратился в Кинельский районный суд с административным иском об оспаривании ответа администрации. Решением Кинельского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ иск Васина А.В. был удовлетворен в части: на администрацию была возложена обязанность продолжить работу по заявлению Васина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части исковых требований о признании незаконным ответа администрации городского округа Кинель Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Васину А.В. было отказано. При это суды указали на то, что органом местного самоуправления не выполнено требование статьи 39.17 ЗК РФ о сроках рассмотрения заявления и принятия соответствующего решения. Во исполнение решений судом, администрация городского округа Кинель ДД.ММ.ГГГГ вернуло заявление Васину А.В., поскольку оно не отвечало требованиям регламента и истцом не были представлены надлежащие документов. Таким образом, решение о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении администрацией не принималось, поскольку само поданное Васиным А.В. заявление не соответствует требованиям закона. Поэтому считает, что действия Администрации городского округа Кинель Самарской области по возврату Васину А.В. заявления соответствуют требованиям закону. При этом считает, что Васин А.В. обратился с соответствующим заявлением не в тот орган местного самоуправления. Подпункт «б» пункта 2 части 3 статьи9Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» прямо указывает на предоставление бесплатно земельных участков в пределах границ муниципального района, на территории которого постоянно проживают супруги. Соответственно данная норма к правоотношениям в городских округах Самарской области не относится. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявления Васиным отказать.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Васин А.В. и Васина А.А. в лице представителя Сазонова А.А., действующего на основании доверенности, обратились с заявлением на имя главы администрации городского округа Кинель Самарской области о возможности предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуальной жилой застройки, находящийся по адресу <адрес> в льготном порядке как молодой семье (л.д.10).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского округа Кинель Самарской области возвратила Васину А.В. указанное выше заявление письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9), указав на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. Согласно пункту 2 настоящей статьи к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, однако к заявлению они не приложены.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу части 2 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно части 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в то числе,
фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина) (пункт 1);
кадастровый номер испрашиваемого земельного участка (пункт 3);
основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований (пункт 4);
реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения (пункт 9).
Пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса, а именно: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации); документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя (подпункт 4 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации); заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо (подпункт 5 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации); подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как следует из поданного ДД.ММ.ГГГГ Васиным А.В., Васиной А.А. заявления в администрацию городского округа Кинель Самарской области, оно не соответствует требованиям части 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно в заявлении не указаны реквизиты документов, удостоверяющих личность заявителей, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае.
То обстоятельство, что заявление Васина А.В. и Васиной А.А. не соответствует требованиям части 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации подтверждается также решением Кинельского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что в заявлении Васина А.В. и Васиной А.А. не указаны конкретные основания, по которым заявители просили предоставить земельный участок (подпункт, пункт, статья, Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О земле») (л.д.29).
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, учитывая, что заявление, поданное Васиными в администрацию городского округа Кинель Самарской области, не соответствует требованиям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, Администрация городского округа Кинель Самарской области обоснованно в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации вернула заявление административным истцам.
Кроме того, следует учесть также следующее.
Указанным выше решением суда от 10 мая 2018 года установлено следующее обстоятельство.
В силу статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области.
Согласно подпункта «б» пункта 2 части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек, для индивидуального жилищного строительства молодым семьям, постоянно проживающим в сельском населенном пункте или поселке городского типа, расположенных в муниципальном районе Самарской области, возраст одного из супругов в которых (родителя в неполной семье) не превышает 35 лет. Предоставление земельных участков в данном случае осуществляется в пределах границ муниципального района, на территории которого постоянно проживают супруги.
Кинельский районный суд Самарской области, принимая решение ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу о том, что, поскольку подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 9 Закона Самарской области «О земле» предоставление земельных участков без торгов предусмотрено определенной категории молодых семей, которая характеризуется местом жительства - муниципальный район Самарской области, поэтому действие указанного подпункта на заявителя Васин А.В. и на его супругу, как лиц, проживающих на территории городского округа, не распространяется.
Таким образом, Кинельский районный суд, принимая решение ДД.ММ.ГГГГ, фактически признал на отсутствие у административных истцов права на обращение с заявлением в администрацию городского округа Кинель Самарской области о предоставлении земельного участка в собственность без торгов на основании подпункта «б» пункта 2 части 3 статьи 9 Закона Самарской области «О земле».
Ссылка административных истцов на то, что ответом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик - Администрация городского округа Кинель Самарской области отказала в предоставлении административным истцам земельного участка, является несостоятельной, поскольку административным ответчиком возвращено заявление административным истцам в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, как не соответствующее требованиям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что решение об отказе в предоставлении земельного участка административным истцам, административным ответчиком не принималось.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд считает, что оснований для удовлетворения административного иска Васина А.В. и Васиной А.А. о признании незаконным ответа Администрации городского округа Кинель Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № и о возложении обязанности на административного ответчика продолжить работу по предоставлению земельного участка не имеется, а потому в удовлетворении данных требований административным истцам следует отказать.
Руководствуясь ст. 227, ст.ст. 178-180, КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Васина А.В, Васиной А.А к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании незаконным ответа от ДД.ММ.ГГГГ № и о возложении обязанности продолжить работу по заявлению Васина А.В о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
председательствующий –