Дело № 2-4647/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2014 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Барашковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фокина С.М. к Дроздовой М.А. о взыскании денежных средств,
установил:
Фокин С.М. обратился в суд с иском к Дроздовой М.А. о взыскании денежных средств в сумме <данные изъяты> в счет возврата задатка, внесенного при заключении предварительного договора купли-продажи земельного участка с расположенным на нем строением по адресу: <адрес>
В обоснование исковых требований истец Фокин С.М. указал, что внесенный им задаток по предварительному договору подлежит возврату, поскольку основной договор купли-продажи не был заключен по обстоятельствам, не зависящим от сторон – по причине повреждения строения вследствие пожара.
Фокин С.М. и его представитель Денисов В.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Дроздова М.А. в судебное заседание не явилась. О времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Дроздовой М.А. Зиновьев С.Е. заявленные исковые требования не признал, указав, что сумма задатка не подлежит возврату, поскольку Фокин С.М. отказался от заключения основного договора купли-продажи до повреждения строения вследствие пожара.
Действуя в интересах третьего лица ООО «Агентство недвижимости импульс – К», Зиновьев С.Е. пояснил, что накануне установленного по предварительному договору дня заключения основного договора купли-продажи истец Фокин С.М. отказался от совершения сделки, в связи с чем ответственность за незаключение договора купли-продажи несет истец и задаток не подлежит возврату.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 380 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.
В соответствии с п. 3 ст. 380 ГК РФ, в случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, в частности вследствие несоблюдения правила, установленного пунктом 2 настоящей статьи, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное.
Согласно п. 1 ст. 381 ГК РФ, при прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (статья 416) задаток должен быть возвращен.
В силу п. 2 ст. 381 ГК РФ, если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка. Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.
В силу п. 1 ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут.
Судом установлено, что между Фокиным С.М. и Дроздовой М.А. ДД.ММ.ГГГГ заключен предварительный договор купли-продажи жилого строения (без права регистрации в нем) – садового домика и земельного участка под ним, расположенных по адресу: <адрес> (далее – предварительный договор) (л.д. 6). Стоимость указанных объектов недвижимого имущества в предварительном договоре определена в размере <данные изъяты>
В целях обеспечения исполнения основного обязательства по договору истец передал ответчику задаток в размере <данные изъяты>, окончательный расчет обязался произвести после регистрации прав собственности на приобретаемое недвижимое имущество (п.п. 3.2, 3.3 предварительного договора).
Согласно ч. 6 ст. 429 Гражданского кодекса РФ обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не был заключен.
По условиям предварительного договора, заключенного между Фокиным С.М. и Дроздовой М.А., стороны взяли на себя обязательство подать на регистрацию до ДД.ММ.ГГГГ основной договор купли-продажи объекта недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (п.2.3 предварительного договора).
Сторонами в предварительном договоре не был установлена дата заключения основного договора купли продажи недвижимого имущества.
Статья 190 ГК РФ предусматривает, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Срок предварительного договора от ДД.ММ.ГГГГ определен сторонами указанием на событие - момент передачи договора купли-продажи для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости продавца. Указанное обстоятельство не обладает признаком неизбежности наступления, поскольку зависит от воли одной из сторон и могло не наступить, в связи с чем не подпадает под требования п. 2 ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющего правила установления сроков.
Согласно пункту 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
В соответствии с пунктом 4 статьи 429 ГК РФ в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
В силу пункта 6 статьи 429 ГК РФ обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Пунктом 5 статьи 429 ГК РФ установлено, что в случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Согласно п. 4.2. предварительного договора при прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения по обязательству, за которое ни одна сторона не отвечает, а также в случае отказа банка в кредитовании, задаток должен быть возвращен продавцом покупателю полностью.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в бане, хозяйственных постройках и дачном доме, расположенных по адресу: <адрес>, произошел пожар (л.д.16-18).
После повреждения строения огнем стороны не пришли к соглашению по поводу суммы, на которую цена договора может быть уменьшена.
С предложением о заключении основного договора купли-продажи стороны не обращались, в том числе согласование новых условий по цене и составу имущества в рамках договорных отношений сторонами не было достигнуто.
В соответствии с п. 6 ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Обязательства, предусмотренные предварительным договором от ДД.ММ.ГГГГ, не были прекращены по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленной в материалы дела видеосъемкой встречи Фокина С.М. с сотрудниками ООО «Агентство недвижимости «Импульс-К» накануне, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31).
Ответчиком не представлено доказательств отказа истца от исполнения условий предварительного договора до ДД.ММ.ГГГГ. Предложение о заключении основного договора на условиях предварительного договора, направленное продавцом через сотрудников ООО «Агентство недвижимости «Импульс-К» в устной форме, которое обсуждалось ДД.ММ.ГГГГ истцом в ООО «Агентство недвижимости «Импульс-К» не было отклонено Фокиным С.М.
Представленная видеосъемка встречи Фокина С.М. с сотрудниками ООО «Агентство недвижимости «Импульс-К» свидетельствуют о наличии у истца Фокина С.М. ДД.ММ.ГГГГ намерения создать правовые последствия, соответствующие условиям указанной сделки, в том числе путем заключения дополнительного соглашения относительно сроков заключения основного договора купли-продажи.
В последующем договор купли-продажи строения и земельного участка не мог быть заключен Фокиным С.М. и Дроздовой М.А. на условиях, предусмотренных предварительным договором, поскольку по независящим от сторон обстоятельствам состав имущества, являющегося предметом договора, изменился по причине повреждения огнем.
Как следует из объяснений истца Фокина С.М., которые не были опровергнуты ответчиком, после повреждения имущества соглашение о новой цене договора не были достигнуты, поскольку Дроздова М.А. несмотря на его (Фокина С.М.) попытки на личный контакт с ним не выходила.
Поскольку основной договор купли-продажи садового домика и земельного участка под ним между Фокиным С.М. и Дроздовой М.А. не был заключен вследствие невозможности исполнения по обязательству, за которое ни одна сторона не отвечает, в соответствии с п.4.2 предварительного договора подлежит возврату внесенный истцом задаток в счет приобретения указанного недвижимого имущества в размере <данные изъяты>
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования Фокина С.М. о взыскании с Дроздовой М.А. суммы задатка в размере <данные изъяты> подлежат удовлетворению в полном объеме.
По правилам ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца также подлежит взысканию оплаченная истцом государственная пошлина за подачу иска в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
взыскать с Дроздовой М.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <данные изъяты> проживающей по адресу: <адрес> в пользу Фокина С.М. денежные средства в размере <данные изъяты>, <данные изъяты> в возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 месяца.
Председательствующий К.М.Макарова