№ 2-16/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 февраля 2012 года р.п. Первомайский
Первомайский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Цуприка И.Г., с участием истцов Ануфриева А.Н., Ануфриевой В.Н., Юровой Л.А., Павловой В.А., Гладышевой В.Д., Шипиловой Н.И., представителя ответчика администрации Первомайского района Тамбовской области Петрова М.К., представителя третьего лица администрации Новосеславинского сельсовета Муратовой Н.И., при секретаре Алехиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ануфриева А,Н., Ануфриевой В.Н., Юровой Л.А., Павловой В.А., Шипиловой Р.И., Гладышевой В.Д., Шипиловой Н.И. к администрации Первомайского района Тамбовской области, ООО ПСБ «<данные изъяты>» об обязании устранения неблагоприятных условий для проживания граждан,
УСТАНОВИЛ:
Ануфриев А.Н., Ануфриева В.Н., Юрова Л.А., Павлова В.А., Шипилова Р.И., Гладышева В.Д., Шипилова Н.И. обратились в суд с иском администрации Первомайского района Тамбовской области об обязании устранения неблагоприятных условий для проживания граждан, ссылаясь на следующие обстоятельства. В ДД.ММ.ГГГГ году по проекту, исполнителем которого является ООО ПСБ «<данные изъяты>» построена автомобильная дорога по <адрес>. В проекте указан тип дорожной одежды переходной, покрытие щебеночное, дорога относится к категории V. Дорога, проходящая по <адрес> является основной проезжей дорогой, по которой на транспортных средствах можно добраться в соседние деревни, а также в зону отдыха, а сельскохозяйственная техника имеет возможность проехать на поля и склады. Автомобильный поток по данной дороге отлажен. С момента строительства дороги в ДД.ММ.ГГГГ году по сегодняшний день жители <адрес> стали практически заложниками, ввиду того, что при движении автотранспорта по данной дороге образуется пыль, которая оседает на близлежащие дома. Угрозу создает также щебень, который разлетается в разные стороны от колес автомобилей. Истцы считают, что неблагоприятные условия вызваны нарушением СНиПа при строительстве дороги по <адрес>. Щебенка М 600, которая применена в качестве покрытия дорожного полотна, не обработана органическим вяжущим веществом и не производилась методом пропитки, как сказано в таблице 27 и 30 СНиПа 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» п. 7.4 и 7.24. Указанные обстоятельства подтверждаются актом от ДД.ММ.ГГГГ и дефектной ведомостью от ДД.ММ.ГГГГ Просят обязать администрацию Первомайского района Тамбовской области: 1) устранить неблагоприятные условия для проживания жителей <адрес>, вызванные нарушением в строительстве дороги в ДД.ММ.ГГГГ году, где не производилась обработка щебенки органическим вяжущим веществом как сказано в СНиПе, 2) направить документы из проекта ДД.ММ.ГГГГ года, который сделан для исправления неблагоприятных условий, путем облегченного асфальтобетонного покрытия дороги по <адрес> в область для включения в программу финансирования на ДД.ММ.ГГГГ год, 3)назначить устранение неблагоприятных условий, которые созданы дорогой, проходящей по <адрес>, второй квартал ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании истец Ануфриев А.Н. исковые требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и пояснил, что для понимания в судебном процессе, необходимо определиться всем присутствующим, что такое строительство и ремонт автодороги. Строительство - это комплекс работ: отвод земельного участка под автомобильную дорогу, разработка проекта, расположение на отведенном земельном участке конструктивных элементов - дорожного полотна и дорожного покрытия. В нашем случае дорожное покрытие состоит из двух конструктивных слоев, нижний слой 16 см из крупной щебенки м-600 и верхний слой из мелкой щебенки 12 см. Ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (глава 1 ст. 3 п. 11 ФЗ № 257). Из выше сказанного необходимо признать, что при выполнении дорожных работ на <адрес> производилось строительство, а не ремонт. При строительстве автодороги по <адрес> нарушены СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», согласно таблицы 27 и 30 которых щебенка М 600, которая применена в качестве покрытия дорожного полотна должна быть обработана органически вяжущим веществом и быть не менее 8 см. В результате допущенных нарушений щебенка из мягких пород камня быстро разрушается, превращается в пыль, которая вместе с щебенкой поднимается колесами машин большим белым облаком угрожая жизни и здоровью людей. Допущенные нарушения не обеспечивают безопасность движения транспорта и не обеспечивается охрана окружающей среды (раздел 1 п. 1.13 СНиП). В настоящее время верхний конструктивный 12 сантиметровый слой мелкой щебенки местами разрушен. Гарантия, данная ООО «<данные изъяты>» на построенную дорогу на 4 года не обеспечивается с первых дней эксплуатации дороги, так как безопасность движения транспорта и охрана окружающей среды нарушаются. Неблагоприятное положение на автодороге подтверждается всеми жителями улицы <адрес>. Комиссия, которая в ДД.ММ.ГГГГ году в акте отменила, что щебенка разрушается, превращается в песок и пыль, фотообвинением, где показана пыль после проходящей машины. Ответчиком в исковом заявлении является администрация Первомайского района. От главы администрации Первомайского района поступило в суд возражение, где сказано, что в дорожной деятельности администрация не принимает участия, и ответственности никакой не несет. Возражение мы не принимаем и представляем суду доказательство, что только администрация Первомайского района имеет полномочия осуществлять дорожную деятельность относительно дорог местного значения. Следует отметить все дороги в районе местного значения. В уставе Первомайского района в полномочия администрации входит: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (ст. 40 п. 190). Что означает дорожная деятельность? Это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию дорог (гл. 1 ст. 3 п. 6). Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (гл. 3 ст. 15 п. 3). Орган по дорожной деятельности обладает юридическим полномочием, отвечает за деятельность перед главой администрации и перед законом. Деятельность администрации Первомайского района в отношении автомобильных дорог: Разработка целевой программы «Совершенствования и развития сети, автомобильных дорог Первомайского района Тамбовской области на ДД.ММ.ГГГГ год. Источник финансирования из бюджетов федерального, областного и районного, заказчик программы администрация, исполнитель отдел строительства, архитектуры и ЖКХ. Программу администрация направляет в область для рассмотрения и включения в областную программу. Администрация получает субсидии. Устанавливает очередность строительства автомобильных дорог. Администрация определяет и выделяет согласно проектно-сметной документации денежные средства на строительство конкретной дороги. Администрация проверяет проектно-сметную документацию на соответствие строительным нормативам и другим законам, а так же согласующие подписи, после чего проектно-сметную документацию своей подписью и печатью допускают в работу. Исполнитель специалист из отдела строительства и архитектуры. Проводит аукционы, заключает контракт с подрядчиком на выполнение дорожных работ. Контролирует строительство, сдает построенную автодорогу в эксплуатацию. Получает документацию о приеме автодороги. В допущенной администрацией района проектно-сметной документации в работу имеются нарушения: Верхний конструктивный слой мелкой щебенки не имеет пропитки органически вяжущим веществом – нарушение СНиПа ДД.ММ.ГГГГ.- 85 «Автомобильные дороги» таблица 27. Обозначенный ремонт автодороги в проектно-сметной документации не соответствует выполненным дорожным работам, нанесение укладки на дорожное полотно конструктивных слоев называется строительством. Замена термина строительство на термин ремонт ведет к бесконтрольному строительству. Проект не согласован с пожарной службой и службой ГИБДД. В проекте нет дат согласования и даты допуска его в работу, это является нарушением ГОСТа. Уполномоченный орган администрации района по осуществлению дорожной деятельности допустил проект в работу с вышеуказанными нарушениями, и, следовательно, ответственность полностью лежит на администрации района. Относительно полномочий главы Новосеславинского сельсовета и администрации сельсовета. Согласно Уставу сельсовета администрация сельсовета не имеет полномочий по осуществлению дорожной деятельности, такой отдел в сельском совете не создан и его создание не целесообразно по экономическим и практическим причинам. Строительство дорог в границах сельсовета крайне редкое явление отдел архитектуры, который находится в подчинении главы администрации и который осуществляет дорожную деятельность, является оптимальным решением. Можно создать управление транспорта и автомобильных дорог на несколько районов - это повысит качество строительства. Вариантов много, но трудно понять, почему сельсовет без специалиста по дорожной деятельности. Относительно главы сельсовета. Глава сельсовета не является специалистом по строительству автодорог, в его полномочия не входит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, так и хочется крикнуть: «Ну, чего пристали, есть выгода, скажите?» Это вопрос к районным депутатам: «Что не хватает в уставе района, чтобы строительство дорог местного значения, то есть дорожная деятельность осуществлялись из одного органа?» Администрация Первомайского района наделена полномочиями по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и есть специалисты, отвечающие за дорожную деятельность и передача этих полномочий лицу, не имеющему специального образования и не представляющего, что такое строительство является нарушением закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» (гл. 3, ст. 15, п. 3). Администрация Первомайского района допустила нарушения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, поэтому она является ответчиком. Никаких требований к администрации сельского Совета они не предъявляют, так как глава сельсовета не является специалистом по строительству автодорог, в его полномочия не входит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог. Построенная автодорога общего пользования и плохое ее качество, нарушает их права потребителей и руководствуясь законом о защите прав потребителей ст.12 ГК РФ, ст.48-49 ГПК РФ они требуют, что бы администрация Первомайского района реконструировала автодорогу на <адрес> и привела верхний конструктивный слой в соответствии СНиП в 2012 году. В ДД.ММ.ГГГГ году администрация Первомайского района, провела обследование автодороги, признала требования правильным и приняла решение устранить неблагоприятные условия проживания жителей <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году, путем асфальтирования покрытия. Для этого дорогу по <адрес> включила в программу ДД.ММ.ГГГГ года. Новая администрация субсидии получила из области, потратила по своему усмотрению, забыв о преемственности на долгие годы. Дорога не отвечает требованиям СНиП, хотя построена в соответствии с проектом. Он не согласен на привлечение в качестве ответчиков администрацию Новосеславинского сельского Совета Первомайского района Тамбовской области и ООО «<данные изъяты>», так как считает, что нарушения, вызванные строительством дороги, должна устранить администрация Первомайского района.
Истцы Ануфриева В.Н., Юрова Л.А., Павлова В.А., Гладышева В.Д., Шипилова Н.И. поддержали исковые требования к администрации Первомайского района Тамбовской области. Они также не хотят привлекать в качестве ответчиков администрацию Новосеславинского сельского Совета Первомайского района Тамбовской области и ООО «<данные изъяты>».
Представитель ответчика администрации Первомайского района Тамбовской области Петров М.К. исковые требования не признал и пояснил, что администрацией Первомайского района Тамбовской области было рассмотрено заявление жителей <адрес> об обязании администрации района устранить неблагоприятные условия для проживания жителей <адрес>. В исковом заявлении истцы просят суд обязать администрацию района устранить неблагоприятные условия для проживания жителей <адрес>, возникшие, по их мнению, в результате некачественного ремонта в ДД.ММ.ГГГГ году дорожного полотна по вышеуказанной улице. <адрес> согласно решению Новосеславинского сельского Совета народных депутатов № 27 от 05.09.2006 года является объектом муниципального имущества Новосеславинского сельсовета. В соответствии с п.6 ст. 13 федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской федерации» к полномочиям органов местного самоуправлении я в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Под дорожной деятельностью, согласно п. 6 ст. 3 названного закона понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно ч. 3 ст. 15 Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается органами местного самоуправления. Ремонт муниципальных дорог общего пользования улиц <адрес> в <адрес> осуществлялся в рамках муниципального контракта №1 от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Новосеславинского сельсовета (Заказчик) и ООО «<данные изъяты>» (Подрядчик), заключенного по результатам открытого аукциона. Прием в эксплуатацию законченного ремонта принимался комиссионно представителями Новосеславинского сельсовета, ООО «<данные изъяты>», управления транспорта и автомобильных дорог <адрес> и государственной инспекции безопасности дорожного движения Первомайского РОВД. Таким образом, администрация Первомайского района в договорных отношениях по ремонту дороги на <адрес> участия не принимала, бремя рента и содержания данной дороги в соответствии с действующим законодательством не несет, в связи с чем требования об обязании администрации района устранить неблагоприятные условия для проживания, возникших в результате ремонта ДД.ММ.ГГГГ года, незаконны. Глава района обратился с письмом к начальнику управления транспорта и автомобильных дорог <адрес> ФИО11 с просьбой рассмотреть вопрос о включении в областную целевую Программу «Совершенствования и развития сети автомобильных дорог Тамбовской области на 2009-2015 годы» объекты по строительству и ремонту дорог, в том числе улиц <адрес> <адрес>. В соответствии с подп 5 п. 1 ст. 6 главы 3 Устава Новосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области к вопросам местного значения сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов сельсовета, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представитель третьего лица администрации Новосеславинского сельсовета Муратова Н.И. высказала мнение о разрешении спора по усмотрению суда и пояснила, что к сельсовету относятся земли, которые находятся в непосредственном пользовании у граждан. Дороги государственные. В бюджете сельсовета средств для ремонта дороги нет. Проект был в 2008 году, это был щебеночный вариант, были просьбы граждан убрать ухабы и выбоины. Деньги от жителей собирали на проект, а не на ремонт дороги. Сельский совет выбрал подрядную организацию ООО «<данные изъяты>». Дорогу построили в соответствии с проектом, который предусматривал щебеночный вариант. В проекте не было предусмотрено вяжущее вещество. Дорогу по акту принимала она, подрядчик выполнил все свои обязательства. Но дорога очень сильно пылит. Субсидии на строительство и ремонт дорог выделяются из бюджета области. Районная администрация не может исправить ситуацию на <адрес>.
Представитель третьего лица Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Направил в адрес суда письмо, в котором указал, что автомобильная дорога, являющееся предметом спора, не находится в собственности Тамбовской области, а также не может являться автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения. Также было указано, что Управление транспорта и автомобильных дорог области, являясь органом государственной власти, не имеет соответствующих полномочий как не вмешательство в деятельность органов местного самоуправления, так и на комментирование и оценку их деятельности.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Новосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области в лице главы сельсовета Муратовой Н.И. (заказчик) и ООО «<данные изъяты> (подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по ремонту дороги <адрес> в объёме согласно проекто-сметной документации.
Рабочий проект ремонта <адрес> изготовлен ООО ПСБ «<данные изъяты>».
Глава Новосеславинского сельсовета Первомайского района Муратова Н.И. приняла выполненную ООО «<данные изъяты>» работу по ремонту дороги <адрес> (акты о приёме выполненных работ за август, сентябрь, октябрь ДД.ММ.ГГГГ года – том 2, л.д. 62-66).
В соответствии с гарантийным паспортом подрядчик ООО «<данные изъяты>» принял на себя обязательства устранять дефекты, возникшие в течение гарантийных сроков.
Из акта осмотра автомобильной дороги по <адрес> следует, что в ходе осмотра улиц, выполненных по проекту, изготовленного ООО ПСБ «<данные изъяты>», в щебеночном исполнении, согласно дефектной ведомости и задания на проектирование, марка щебня «600», согласно сертификата № РОСС RU.СЛ21.НОО149 от 04.07.2006 года и рабочего проекта. В ходе эксплуатации с ДД.ММ.ГГГГ годы на проезжей части нет дефектов (выбоин), земляное полотно не разрушено, искусственные сооружения в норме. При движении автотранспорта мелкие частицы щебня превратились в песок, тем самым, образовывая запыленность, что создает определенные неудобства жителям <адрес>. Комиссия рекомендует предусмотреть усовершенствование асфальтобетонного покрытия на <адрес>, согласно проекту от ДД.ММ.ГГГГ года, разработанного ООО ПСБ «<данные изъяты>» (т.1, л.д. 26).
Из вышеизложенного следует, что ООО «<данные изъяты>» выполнил ремонт <адрес> в соответствии с заключенным контрактом и проектом, что не оспаривается истцами.
Истцы утверждают, что в результате отсутствия связующего вещества, что не было предусмотрено проектом, образуется запылённость на всей улице и этим нарушаются их права.
Таким образом, нарушение своих прав истцы связывают с некачественным ремонтом дороги <адрес>.
Законом Тамбовской области от 2 марта 2007 года № 152-З «Об утверждении перечней объектов муниципального имущества, разграничиваемого между муниципальным районом и поселениями на территории Первомайского района Тамбовской области» утверждён Перечень объектов муниципального имущества, остающихся в муниципальной собственности Новосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области, где в п. 15 указана автомобильная дорога грунтовая, протяженностью 1,9 км по <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Как следует из Устава Новосеславинского сельского Совета Первомайского района Тамбовской области (подп. 5, п. 1, ст. 6, гл. 3) к вопросам местного значения сельсовета относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий, в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 15, 16 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Разрешение на строительство, реконструкцию автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается
органом местного самоуправления поселения в отношении автомобильных дорог поселения,
органом местного самоуправления муниципального района в отношении автомобильных дорог муниципального района, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях.
Согласно статье 40 Устава Первомайского района Тамбовской области к полномочиям администрации Первомайского района относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах Первомайского района.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из вышеизложенного следует, что собственником автомобильной дороги по улице <адрес> является Новосеславинский сельсовет Первомайского района, на который возложена обязанность по содержанию этой дороги.
Поскольку администрация Первомайского района в договорных отношениях по ремонту дороги участия не принимала и не является собственником дороги, то суд не может обязать администрацию Первомайского района устранить нарушение прав истцов, связанных с некачественным ремонтом дороги.
По этим же основаниям суд не может обязать ООО ПСБ «<данные изъяты>», привлечённого судом в качестве соответчика, удовлетворить требования истцов.
Истцы не желают привлекать в качестве ответчиков по делу собственника автомобильной дороги Новосеславинский сельсовет, а также ООО «<данные изъяты>», выполнившего, по мнению истцов, некачественные работы по ремонту дороги.
В соответствии со ст. 41 ГПК РФ суд во время разбирательства может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. В случае если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ануфриева А.Н., Ануфриевой В.Н., Юровой Л.А., Павловой В.А., Шипиловой Р.И., Гладышевой В.Д., Шипило к администрации Первомайского района Тамбовской области, ООО ПСБ «<данные изъяты>» об обязании устранения неблагоприятных условий для проживания граждан, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Первомайский районный суд Тамбовской области, в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Цуприк И.Г.
Мотивированное решение составлено 8 февраля 2012 года.