П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город ** 31 июля 2015 года
Судья ** районного суда ** области БРИТВИНА Н.С., рассмотрев в отношении
ООО «Юбилейный», расположенного по адресу: <адрес>,
дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
ООО «Юбилейный» нарушило статью 11, ч.1-4 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.4.1.1., п.4.1.2., п.4.2., п.5.2., п.6.7., п.6.11, п.6.11.5. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», п.5.3., п.5.5. Санитарных правил для животноводческих предприятий № от ДД.ММ.ГГГГ года, а именно, ДД.ММ.ГГГГ в **. в северо-западной части промышленной зоны <адрес> обнаружен несанкционированный сброс канализационных стоков в виде ручья со стороны ** ООО «Юбилейный» вниз по рельефу местности в реку **. Согласно представленного из ГБУ СО «Природоохранный центр» экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ и протоколов испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, отобранные из ручья пробы воды идентифицируются как сточные воды, характерные для ** хозяйств. Проба воды из ** в месте впадения стоков имеет превышение ПДК по содержанию **, по содержанию ** и по содержанию сухого остатка в ** раза. Согласно экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ и протокола лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ** области» проба стоков, отобранная ДД.ММ.ГГГГ на иловых картах после механической очистки не отвечает гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, а именно ** мл при норме не более ** при норме не более ** при норме не более **. На ** не обеспечено проектирование на существующее водоотведение. Отсутствует биологическая очистка и физико-химическая обработка стоков, для ** не установлен НДС и отсутствуют согласования с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы на сброс в водоем сточных вод.
Представитель ООО «Юбилейный» в судебное заседание **, хотя конкурсный управляющий ООО «Юбилейный» ФИО1, был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В силу положений ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными документами (ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют, в том числе, противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В силу части 3 статьи 18 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В силу п. 5.5. Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ №, жидкий навоз и навозные стоки должны подвергаться очистке: механической, искусственной и естественной биологической очистке или физико-химической обработке. Выбор очистки диктуется местными условиями.
В силу п. 5.6. указанных санитарных правил, твердая фракция жидкого навоза подлежит биотермическому обеззараживанию в буртах с последующей утилизацией на полях, жидкая - в накопителях с дальнейшим использованием на сельхозугодьях. В составе очистных сооружений следует предусматривать гидроизолированные накопители для активного ила и сырого осадка.
В соответствии с п.4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00. «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ года, в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается: сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий **, числа общих колиформных бактерий ** и числа колифагов **.
В силу п. 4.1.2. СанПиН 2.1.5.980-00. «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод: в пределах первого пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения; в черте населенных пунктов; в пределах первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, в местах туризма, спорта и массового отдыха населения; в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы; в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные настоящими санитарными правилами гигиенические нормативы.
В силу п. 4.2. СанПиН 2.1.5.980-00. «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.
Пунктом 5.2. СанПиН 2.1.5.980-00. «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» предусмотрено, что качество воды водных объектов должно соответствовать требованиям, указанным в Приложении 1. Содержание химических веществ не должно превышать гигиенические предельно допустимые концентрации и ориентировочные допустимые уровни веществ в воде водных объектов, утвержденные в установленном порядке (ГН 2.1.5.689-98, ГН 2.1.5.690-98 с дополнениями).
Пунктом 6.7. СанПиН 2.1.5.980-00. «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» установлено, что сброс сточных и дренажных вод в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании и по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. В этом случае нормативные требования, предъявленные к составу и свойствам сточных вод, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.
В силу 6.11. СанПиН 2.1.5.980-00. «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с требованиями п. 6.11.5. СанПиН 2.1.5.980-00. «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» при сбросе сточных вод в систему водоотведения населенного пункта или предприятия ответственность за соблюдение нормативных требований к сбросу в водные объекты несет предприятие, сбрасывающее сточные воды в водный объект.
Вина ООО «Юбилейный» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.**), Актом № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в ходе осмотра территории 2 и 3 поясов зоны санитарной охраны подземного водозабора системы хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>, установлено, что поле, находящееся в 3 поясе зоны санитарной охраны подземного водозабора, которое орошается стоками животноводческого предприятия, не имеет инженерных сооружений по сбору поверхностного стока, обнаружены следы утечки канализационных стоков с характерным навозным запахом со стороны указанного поля во 2 поясе зоны санитарной охраны подземного водозабора (скважина №), в северо-западной части промышленной зоны ** со стороны ** вниз по рельефу местности обнаружен ручей в сторону ** с характерным запахом канализационных стоков в районе 2 пояса зоны санитарной охраны скважины № подземного водозабора <адрес>, что представляет угрозу загрязнения подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения ** (л.д.**), фотоматериалами к данному акту (л.д.**).
Вина ООО «Юбилейный» подтверждается также Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об осмотре принадлежащих юридическому лицу (ООО «Юбилейный») помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, из которого следует, что предметом осмотра явились сооружения для размещения канализационных стоков от свинокомплекса, расположенного по адресу: <адрес> а также прилегающая территория и территория зоны санитарной охраны подземного водозабора ** В ходе данного осмотра установлено, что стоки из свинокомплекса поступают по гибкому шлангу из помещения не работающих очистных сооружений на иловые карты, после чего стоки периодически сбрасываются методом орошения на сельскохозяйственные угодья, размещенные между свинокомплексом и подземным водозабором, данное орошаемое поле находится в 3 поясе зоны санитарной охраны подземного водозабора, в северо-западной части промышленной зоны <адрес> о стороны свинокомплекса вниз по рельефу местности обнаружены следы ручья в сторону ** (л.д.**), фотоматериалами к данному протоколу (л.д.**).
Из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» следует, что проба воды, отобранная из иловых карт свинокомплекса ООО «Юбилейный» на микробиологические показатели, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00. «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», что подтверждается протоколом лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.**). Из протокола лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проба стоков, отобранная ДД.ММ.ГГГГ на иловых картах после механической очистки не отвечает гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, а именно ** мл при норме не более ** при норме не более ** при норме не более ** (л.д.**).
Согласно экспертного заключения ГБУ СО «Природоохранный центр» № от ДД.ММ.ГГГГ и протоколов испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, отобранные из ручья пробы воды идентифицируются как сточные воды, характерные для свиноводческих хозяйств. Проба воды из <данные изъяты> в месте впадения стоков имеет превышение ПДК по содержанию аммония-иона в **, по содержанию фосфат-иона в ** и по содержанию сухого остатка в ** раза (л.д.**, л.д.**).
Вина ООО «Юбилейный» подтверждается также показаниями ведущего специалиста – эксперта отдела надзора по коммунальной гигиене ФИО2, которая подтвердила в суде сведения, содержащиеся в указанных выше документах.
Указанные доказательства, подтверждают нарушение ООО «Юбилейный» требований статьи 11, ч.1-4 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.4.1.1., п.4.1.2., п.4.2., п.5.2., п.6.7., п.6.11, п.6.11.5. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», п.5.3., п.5.5. Санитарных правил для животноводческих предприятий № от ДД.ММ.ГГГГ года.
При определении вида и размера наказания, судья учитывает характер совершенного ООО «Юбилейный» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность ООО «Юбилейный», судом **.
Статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено такое административное наказание как приостановление деятельности юридического лица.
В соответствии со ст. 3.12 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
При этом в силу ст.3.12 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что в результате деятельности ООО «Юбилейный» произошел сброс сточных вод с территории **.
Из материалов дела следует, что ООО «Юбилейный» были предприняты меры к предотвращению сброса сточных вод, что подтверждается Актом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.**), а также Протоколом осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.**), из которых следует, что утечка стоков локализована.
Несмотря на вышеизложенное, суд считает, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не были установлены обстоятельства, свидетельствующие об угрозе жизни и здоровью людей в связи с совершением ООО «Юбилейный» данного административного правонарушения, и такие доказательства суду не представлены.
В силу ст.3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Учитывая указанные выше обстоятельства, учитывая, что ООО «Юбилейный» были предприняты меры по локализации утечки стоков, суд считает, что в настоящее время эксплуатация свинокомплекса не создает условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья, а потому ООО «Юбилейный» возможно назначить административное наказание в виде штрафа.
Руководствуясь ст.29.9, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ООО «Юбилейный» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде **
**
**
Постановление может быть обжаловано в ** областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
судья –