Дело № 2-249/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шарыпово 29 марта 2018 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующей: судьи Тупаленко В.М.,
с участием представителя истца Кондратьева Н.Н. (по доверенности от 09.02.2018г.), представителей ответчиков Топоевой Е.А. (приказ №-л от ДД.ММ.ГГГГ), Теплякова В.А. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ),
при секретаре судебного заседания Черновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей к <данные изъяты>» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей», Администрации г. Шарыпово о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения требований санитарного законодательства,
Установил:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к ответчикам с требованиями: признать незаконным бездействие <данные изъяты> Администрации г.Шарыпово, выраженное в неисполнении пунктов 6,11 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 14.11.2016 г. №
Обязать МБДОУ «<данные изъяты>», Администрацию г.Шарыпово исполнить требование п.3.9. САНПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» в части оборудования теневых навесов на территории всех групповых площадок дошкольной организации до 03.12.2018 года.
Обязать МБДОУ <данные изъяты>», Администрацию г.Шарыпово исполнить требование п.3.8. СП 3.5.3.3223-14 ««Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» в части обеспечения целостности фундаментов, стен и ступеней крылец здания дошкольной организации до 03.12.2018 года.
Требования мотивированы тем, что в связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, 14.11.2016 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Шарыпово ФИО1 было выдано предписание об устранении выявленных нарушений №/с со сроком исполнения 01.12.2017 года. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «<данные изъяты>» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» (<данные изъяты>) в лице руководителя. В соответствии с указанным предписанием, <данные изъяты>» предписывалось устранить в срок 01.12.2017 г. выявленные нарушения: - нарушения требований п. 3.9. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» в части оборудования теневых навесов на территории всех групповых площадок, - нарушения требований п. 3.8. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарноэпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» в части обеспечения целостности фундаментов, стен и ступеней крылец здания.
Однако указанные пункты предписания не исполнены до настоящего времени, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено.
Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует значительных денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на <данные изъяты>» и Администрацию г.Шарыпово совместно.
Представитель истца Кондратьева Н.Н. (по доверенности) исковые требования поддержала в полном объеме, по тем же основаниям. Пояснила что в пункте 3.9. СанПиН 2.4.1.3049-13 указано, что для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв.м. Установленные в детском саду «Ромашка» своими силами беседки этим требованиям не отвечают.
Представитель ответчика <данные изъяты> общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей», заведующей Топоева Е.А (по приказу) исковые требования не признала, пояснив, что не согласна с фактом бездействия со стороны детского сада. Старались устранять выявленные нарушения по мере возможности, писали обращения по выделению денежных средств учредителю, депутатам, часть работ выполнили с помощью родителей. Так в частности установлено 13 беседок на территории детского сада своими силами. В 2014 году самостоятельно восстанавливали фундамент крылец, но в 2016 году из-за погодных условий фундамент потрескался, поскольку он уже очень старый. На момент проверки предписания специалисты Роспотребнадзора не приняли их беседки, настаивают на установке теневых навесов. На устранение предписания Роспотребнадзора по расчетам сметной группы управления образованием необходимо 5 800 000 рублей, из которых на теневые навесы необходимо 4 200 000 рублей, на ремонт крылец 1 600 000 рублей. Таких денежных средств на данный момент в бюджете не заложено.
Представитель Администрации г. Шарыпово Тепляков В.А. (по доверенности) не возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что срок исполнения предписания установлен на 03 декабря 2018 года. Выявленные нарушения, возможно, устранить только летом. Бюджетное финансирование на 2018 год уже распределено, и вряд ли будет возможность выделить дополнительные денежные средства детскому саду в этом году. Просил рассмотреть вопрос об увеличении срока исполнения предписания до лета 2019 года.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 №52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу ст. 8 указанного закона граждане имеют право в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека.
В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно статье 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств.
Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
На основании статьи 51 Закона Российской Федерации "Об образовании", образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно п.13 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ч. 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предпринимателя и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять, в том числе требования санитарного законодательства.
На основании статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч.1 ст.4 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу ч. 3 ст. 39 вышеназванного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. N 26 были утверждены СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", являющиеся обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также для дошкольных образовательных организаций, осуществляющих услуги по развитию детей.
В соответствии с п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. м.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 г. N 58 были утверждены СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", устанавливающие обязательные санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение, обязательные на всей территории Российской Федерации для органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
В соответствии п.3.8 СП 3.5.3.3223-14 - инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов включают: использование устройств и конструкций, обеспечивающих самостоятельное и плотное закрывание дверей; устройство металлической сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий, стока воды; проведение мероприятий по ликвидации нор грызунов, устранению трещин (отверстий) в фундаменте, полах, стенах, потолках; герметизацию с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях; защиту порогов и нижней части дверей материалами, устойчивыми к повреждению грызунами; использование профилактических охранно-защитных дератизационных систем (ОЗДС) на базе электрических, ультразвуковых или механических устройств, безопасных для человека; создание свободного доступа к подсобным помещениям (мусорокамер, подвалов, лестничных клеток, чердаков), помещений для хранения пищевых продуктов и других, с целью исключения условий для укрытия грызунов.
Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела, 14.11.2016 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Шарыпово ФИО1 было выдано предписание об устранении выявленных нарушений №/с со сроком исполнения 01.12.2017 года. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «<данные изъяты>» в лице руководителя.
В соответствии с указанным предписанием, <данные изъяты>» предписывалось устранить в срок 01.12.2017 г. выявленные нарушения: - исполнить п. 3.9. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» в части оборудования теневых навесов на территории всех групповых площадок; п. 3.8. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарноэпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» в части обеспечения целостности фундаментов, стен и ступеней крылец здания в срок до.
Постановлениями от 17.11.2016, 21.11.2016 и.о начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Шарыпово- и.о главного государственного санитарного врача по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО посёлок Солнечный ФИО2 по делам об административных правонарушениях №№, 168/4748 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <данные изъяты>» было привлечено к административной ответственности по статьям 6.7 ч. 1, 6.4. КоАП РФ, данными постановлениями установлено, что на территории всех групповых площадок отсутствуют теневые навесы, в результате чего, во время прогулки не обеспечивается защита детей от атмосферных осадков, ветра и солнечного воздействия, что может привести к солнечному (тепловому) удару, переохлаждению детей дошкольной организации, а также при эксплуатации здания дошкольной организации не соблюдены инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов: отмечается нарушение целостности фундаментов, стен и ступеней крылец здания, что подтверждается экспертным заключением № Ф-Ш Э/398 от 07.11.2016 года.
Согласно предписания должностного лица №/с от 14.11.2016 года выданного <данные изъяты>» с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неифекционных заболеваний (отравлений) людей предписано устранить выявленные нарушения: а именно п.3.9. САНПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» в части оборудования теневых навесов на территории всех групповых площадок дошкольной организации до 01.12.2017 года, п.3.8. СП 3.5.3.3223-14 ««Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» в части обеспечения целостности фундаментов, стен и ступеней крылец здания дошкольной организации до 01.12.2017 года.
По факту неисполнения предписания №/с от 14.11.2016 года был составлен протокол об административном правонарушении № от 26.12.2017 года, в соответствии с требованиями ст.28.2.КоАП РФ и возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5. КоАП РФ в отношении заведующей <данные изъяты>» Топоевой Е.А.
До настоящего времени указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено.
Как следует из объяснений заведующей Топовевой Е.А. в смету-заявку на 2017 год были включены текущий ремонт крылец и теневых навесов, но данные мероприятия не были включены и внесены в план ФКД Управлением образования из-за отсутствия финансирования.
<данные изъяты> действует на основании Устава, утвержденного Приказом Управления образованием Администрации города Шарыпово № от 22.12.2015 года, является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.10. Устава).
Согласно п. 2.4 Устава, <данные изъяты>» осуществляет основные виды деятельности: реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования; реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; организация питания обучающихся, присмотр и уход.
Финансовое обеспечение Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета города Шарыпово на выполнение муниципального задания. Учреждение самостоятельно, в строгом соответствии с законодательством Российской федерации и настоящим Уставом, осуществляет финансово-хозяйственную деятельность (п.5.1.Устава).
Необходимое для достижения целей уставной деятельности имущество закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления (п.5.2 Устава).
Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевые счета в органах казначейства в порядке, установленном действующим законодательством РФ (п. 5.11. Устава).
Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «город Шарыпово Красноярского края». Функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления - Управление образованием Администрации города Шарыпово. Полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации города Шарыпово (п.1.7. Устава).
И.о. заведующей <данные изъяты>» ФИО3, а также заведующей <данные изъяты>» Топоевой Е.А. неоднократно направлялись письма руководителю Управления образованием <адрес>, Шарыповскому городскому Совету депутатов, о выделении денежных средств на выполнение вышеуказанных требований Роспотребнадзора однако денежные средства на указанные цели выделены не были.
Учитывая, что предписание об устранении нарушений санитарного законодательства в детском саду непосредственно Администрации г. Шарыпово не выдавалось, а также действия руководителей детского сада направленные на выделение денежных средств, на выполнение требований Роспотребнадзора, оснований для признания бездействия указанных организаций, выраженное в неисполнении пунктов 6, 11 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 14.11.2016 г. № не имеется.
Из представленных фотографий следует, что на территории детского сада имеются деревянные беседки, однако они не соответствуют требованиям установленным в п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13, согласно которым для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. м., поскольку согласно пояснениям Топоевой Е.А. в каждой группе находится не менее 20 воспитанников.
Принимая во внимание, что требования санитарного законодательства являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений дополнительного образования, обучением и воспитанием детей и подростков, требования Роспотребнадзора в части устранений нарушений санитарных правил подлежат удовлетворению.
При этом срок для устранения нарушений до 03 декабря 2018 года, является недостаточным, поскольку бюджетное финансирование на 2018 год уже распределено, что делает решение в этой части неисполнимым, в связи с чем на ответчиков возлагается обязанность по устранению нарушений санитарного законодательства до 01.09.2019г.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить частично.
Обязать <данные изъяты>», Администрацию г.Шарыпово исполнить требование п.3.9. САНПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» в части оборудования теневых навесов на территории всех групповых площадок дошкольной организации до 01.09.2019 года.
Обязать <данные изъяты>», Администрацию г.Шарыпово исполнить требование п.3.8. СП 3.5.3.3223-14 ««Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» в части обеспечения целостности фундаментов, стен и ступеней крылец здания дошкольной организации до 01.09.2019 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: В.М. Тупаленко