Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ****** в производстве Октябрьского районного суда <адрес> |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ |
<адрес> |
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием представителя истца ФИО1 – ФИО3, представителя ответчика ООО «******» - ФИО4, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «******» о возложении обязанности принимать показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, произвести корректировку размера платы за отопление исходя из показаний индивидуальных приборов учета,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просит обязать ООО «****** ******» ежемесячно принимать показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии (теплосчетчиков), установленных на системе отопления в ее квартире; обязать ООО «******» произвести корректировку платы за отопление исходя из показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии (теплосчетчиков), установленных на системе отопления в ее квартире, в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 307.
В обоснование иска ФИО1 указала, что она является собственником <адрес> по <адрес> в <адрес>. В качестве управляющей компании собственниками помещений дома избрано ООО «******». Данная организация ежемесячно проводит начисления за оказанные жилищно-коммунальные услуги. Истцом были установлены приборы индивидуального учета коммунальных ресурсов на систему отопления ее квартиры. Перед установкой с управляющей организацией была согласована соответствующая схема установки данных приборов учета, выданная ей управляющей компанией в качестве технических условий. Все работы были выполнены в строгом соответствии с действующим законодательством и техническими регламентами для выполнения данных видов работ. После окончания работ по установке теплосчетчиков они были приняты в эксплуатацию управляющей компанией. С этого момента по ДД.ММ.ГГГГ управляющая компания принимала показания данных счетчиков и производила начисления за коммунальную услугу «Отопление» исходя из показаний данных приборов учета. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ управляющая компания в одностороннем прядке, отказалась принимать показания вышеуказанных счетчиков, мотивируя свой отказ тем, что во вступивших с ДД.ММ.ГГГГ Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011№354, отсутствуют формулы для корректного расчета начислений по услуге отопление, для случаев, когда в квартиру установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии. При этом управляющая организация отказывается применять формулы для корректного начисления мне размеров оплаты по услуге отопления указанные в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** в действующей редакции. Согласно п. «б» ст. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** в действующей редакции, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения № ****** к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. Согласно подпункту 2 пункта 3 приложения № ****** к указанным Правилам ежемесячный размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7, исходя из общей площади i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к Правилам размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по установленной формуле, с учетом размера платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации, размера платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, определенного исходя из показаний индивидуальных приборов учета, размера платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенного исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время управляющая компания продолжает начислять плату по статье «отопление» по нормативу, игнорируя факт установки и технической исправности индивидуальных приборов учета тепла. Корректировка размера платежей в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ №307, управляющей организацией до настоящего времени не произведена.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО3 исковые требования поддержал. Подтвердил, что в многоквартирном <адрес> по <адрес> в <адрес> не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, при этом сам дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и имеет вертикальную систему разводки отопления. Полагали, что п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, в данном случае не подлежат применению, поскольку применяется только в отношении помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Представитель ответчика ООО «******» - ФИО4 с иском не согласился. Пояснил, что в данном случае подлежит применению пункт 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, которым предусмотрено, что в случае, если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется исходя из объема потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом. Кроме того, согласно Приказу Минрегионразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 627, в многоквартирных домах с вертикальной системой разводки отопления отсутствует техническая возможность выдачи технических условий на установку индивидуальных теплосчетчиков.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, что подтвердил в судебном заседании ее представитель ФИО3 В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителей сторон, суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие истца, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит <адрес> по <адрес> в <адрес>.
В указанном доме выбран способ управления управляющей компанией – ООО «******», которая оказывает собственникам данного дома коммунальные услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Истцом ФИО1 в принадлежащей ей квартире установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии (теплосчетчики).
Также судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ООО «****** парк» с ДД.ММ.ГГГГ не производит начисление оплаты тепловой энергии (оплаты услуги «отопление») исходя из показаний индивидуальных приборов учета, при этом многоквартирный <адрес> по <адрес> в <адрес> оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и не во всех помещениях данного дома установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии.
По мнению истца, расчет платы за коммунальную услугу по отоплению без учета показаний индивидуальных теплосчетчиков противоречит действующему законодательству, в связи с чем она обратилась в суд с указанными выше требованиями.
В обоснование своих требований истец ссылается на п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307 (утрачивает силу с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Согласно указанной норме при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Подпунктом 2 п. 3 приложения № ****** к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307, предусмотрено, что ежемесячный размер платы за отопление (руб.) в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется по формуле 1, а в i-том жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7:, где: - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Подпунктом 3 п. приложения № ****** к указанным Правилам определено, что размер платы за отопление в i-том жилом или нежилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:, где: - размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.); - размер платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, определенный исходя из показаний индивидуальных приборов учета, в коммунальных квартирах - общих (квартирных) приборов учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.); - размер платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.); - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (кв. м); - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме (кв. м);
С ДД.ММ.ГГГГ также действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 344 в указанные Правила внесены изменения, в том числе, они дополнены пунктом 42 (1), вступающим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (подп. 2 п. 4 названного Постановления).
В соответствии с абз. 2 п. 42 (1) указанных Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление № ****** «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В первоначальной редакции (от 27.08.2012) данное Постановление в подп. «б» п. 1 разрешало органам государственной власти субъектов Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012. Указанная норма признана утратившей силу Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 795, действующего с 21.09.2013.
Таким образом, Правительство Российской Федерации изначально делегировало субъектам Российской Федерации полномочия по принятию решения о применении Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307 в части, определяющей порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории <адрес> в 2012 - 2014 годах" определено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории <адрес> в 2012 - 2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В то же время, в судебном заседании стороны подтвердили, что многоквартирный <адрес> по пер. Базовому в <адрес> имеет вертикальную систему разводки отопления.
Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, установленные в приложении № ****** к данному приказу.
Согласно п. 3 указанного приложения техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Кроме того, согласно п. 6.1.3 СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 115) установка счетчика расхода теплоты для каждой квартиры предусматривается только при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб.
Из этого следует, что техническая возможность установки в помещениях многоквартирного <адрес> по <адрес> в <адрес> индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует.
При этом тот факт, что ранее в квартире истца были установлены указанные приборы учета и приняты в эксплуатацию управляющей компанией, которая начисляла оплату услуги отопление исходя из их показаний, об обратном не свидетельствует.
Установка и принятие в эксплуатацию данных приборов в таком случае были произведены в противоречие положениям Приказа Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 627, а также СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха". Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с п. 1 приложения № ****** к приказу Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 627 критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению. Таким образом, установка индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме с вертикальной разводкой системы отопления не позволяет использовать их показания при осуществлении расчета платы за отопление.
Суд также отмечает, что законность пункта 3 критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета была проверена Верховным Судом Российской Федерации. Решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ13-540 было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 627 было отказано. В данном решении Верховный Суд Российской Федерации, в том числе, указал, что индивидуальные приборы учета тепловой энергии и распределители затрат на отопление являются различными техническими устройствами как по принципу их действия, так и по способу установки. Положение пункта 3 критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета указывает на отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии и не исключает возможность установки распределителей затрат на отопление в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Содержание понятий «индивидуальный прибор учета» и «распределитель» определено в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 354. Согласно п. 2 Правил "индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении; "распределитель" - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.
Между тем, как видно из материалов дела, в квартире истца установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии (что указано и ею самой в исковом заявлении), а не распределители затрат на отопление.
Таким образом, в жилых помещениях многоквартирного <адрес> по <адрес> в <адрес> отсутствует техническая возможность установки индивидуальных приборов учета, что не позволяет производить расчет платы за услугу по отоплению исходя из показаний этих приборов. Следовательно, управляющая компания при расчете оплаты услуги отопление не вправе принимать показания индивидуальных приборов учета. Поэтому не имеется оснований возлагать на ответчика обязанность принимать показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, установленных в квартире истца, и производить корректировку размера платы исходя из данных показаний.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░ «****** ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░