дело № 2-94/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Яковлевка 26 мая 2020 г.
Яковлевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Т.А.
при секретаре ФИО2,
с участием старшего помощника военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности в здании столовой (инв. №) войсковой части 78019,
установил:
Заместитель военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с вышеуказанным исковым заявлением в Яковлевский районный суд, в котором просит признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение требований пожарной безопасности путем оборудования здания столовой инв. № войсковой части 78019 автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оборудованию здания столовой инв. № войсковой части 78019 автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В обоснование доводов искового заявления истец указал, что 32 военной прокуратурой гарнизона в декабре 2019 года проведенапроверка, обусловленная вопросами организации и состояния противопожарной защиты в войсковой части <адрес>
Проверкой установлено, что на территории военного городка Новосысоевка-9 здание столовой инв. № года постройки и ввода в эксплуатацию не оборудовано автоматической системой пожаротушения, пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре.
В соответствии с п. 5 приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №«Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03)», здания, сооружения и помещения, подлежат оборудованию охранной и пожарной сигнализации, перечень которых приведен в приложение № указанного приказа. Здание столовой инв. № войсковой части <адрес> входит в перечень зданий, установленных приложением № упомянутого приказа.
При этом, указанный объект войсковой части 78019 автоматическимипожарными сигнализациями и системами пожаротушений не оборудован, чтоподтверждается актами общего весеннего - осеннего осмотра объекта казарменно-жилищного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Выявленные нарушения действующего законодательства терпимыми быть не могут, требуют принципиальной оценки и принятия мер по их устранению и недопущению впредь, поскольку они могут повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, утрату и уничтожение военного имущества, гибель и травмирование личного состава части.
В судебном заседании старший помощник военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в иске, пояснив, что органы прокуратуры не осуществляют пожарный надзор, но проводят прокурорские проверки, к участию в которых привлекают органы пожарного надзора, которые и дают заключения. Все объекты являются местами большого скопления военнослужащих и гражданского персонала, которые осуществляют трудовую деятельность в войсковой части, и не принятие мер пожарной безопасности, нарушает их права, гарантированные Конституцией РФ, в том числе право на труд и здоровье. Заявки в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ направлялись, однако они остались без ответа. В случае возникновения чрезвычайной ситуации в пожароопасный период, это грозит гибелью людей.
Представитель ответчика - Министерства обороны РФ, извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска просил отказать, представив возражение на иск. В возражении указал, что установка оборудования зданий и сооружений на территории <адрес> системами автоматической пожарной сигнализацией относятся к работам, выполняемым в рамках капитального ремонта.
Порядок включения в титульные списки капитального ремонта объектов определен указанием начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от ДД.ММ.ГГГГ №т в виде представления в Департамент строительства МО РФ тактико-технических заданий.
Тактико-техническое задание на капитальный ремонт зданий (сооружений), ФИО1 указанию командующего войсками Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ №, разрабатывается командирами войсковых частей и согласовывается с заинтересованными управлениями и службами округа. После разработки указанных документов и направления их в Департамент строительства МО РФ включение в план капитального ремонта объектов для установки систем автоматической пожарной сигнализацией возможно только в 2021 году.
ФИО1 указанию Министра обороны РФ от 23.05.2019г. оборудование объектов воинских частей (организаций) системами автоматической пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения предусмотрено приказом Министром обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №дсп.
В <данные изъяты> отделе координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск (сил) ВВО заявки от командира войсковой части <адрес>, на территории которой расположены вышеуказанные здания, на выполнение данных работ не поступали.
Заявки командира войсковой части <адрес> об установке автоматическойпожарной сигнализации, системы пожаротушения и системы оповещения,направляемые в адрес начальника ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО не могут служить основанием несоблюдения Министерством обороны Российской Федерации вышеуказанных нормативно-правовых актов.
Также указал, что органы прокуратуры не входят в состав государственной противопожарной службы, вследствие чего не вправе осуществлять федеральный государственный пожарный надзор.
Каких-либо сведений (документов) о проведении федеральногогосударственного пожарного надзора в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в адрес Министерства обороны Российской Федерации со стороны органов прокуратуры не поступало.
Считает, что ответчиком по делу должен быть привлечен филиал ЦЖКУ Министерства обороны РФ по ВВО.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившегося ответчика.
Выслушав доводы старшего помощника военного прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
ФИО1 абзацу 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Как следует из положений статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом А.10 приложения к Своду правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» 5.121230.2009 в перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматической пожарной сигнализацией входят помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что в декабре 2019 года 32 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка организации и состояния противопожарной защиты в войсковой части <адрес> которой выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, объекты (помещения) воинской части не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Руководством войсковой части 78019 утверждались акты общего весеннего осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и общего осеннего осмотра от ДД.ММ.ГГГГ здания столовой инв. № войсковой части <адрес> Данные акты согласованы с филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России по ВВО. Кроме того командованием войсковой части направлялись заявки в ФГБУ «Центральное жилищное - коммунальное управление» Министерства обороны РФ по ВВО на установку систем автоматической пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которые были оставлены без ответа.
ФИО1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» следует, что личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Министерство обороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты). Минобороны Российской Федерации является главным распределителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Поскольку именно Министерство обороны Российской Федерации является собственником имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, исковые требования заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя ответчика о необходимости привлечения в качестве ответчика по делу филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ несостоятельны, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом, а именно, на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации). Собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации установлено, что в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения (пункт 2). Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (пункт 4).
Таким образом, федеральным законодательством о противопожарной безопасности обязанность совершать действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности, возложена на собственника здания и/или руководителя предприятия, которое эксплуатирует это здание.
При этом суд учитывает, что командованием войсковой части <адрес> направлялись акты весеннего и осеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда в ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по ВВО, являющееся подведомственным Министерству обороны РФ, на установку систем автоматической пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которые были оставлены без ответа.
Поскольку бездействие Министерства обороны России в вопросе надлежащего содержания принадлежащего ему имущества может причинить вред неопределенному кругу лиц, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение требований пожарной безопасности путем оборудования здания столовой инв. № войсковой части <адрес> расположенного по адресу: <адрес>, военный городок Новосысоевка-9, автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание столовой инв. № войсковой части <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т.А. Нестерова