Дело №2-3479/27-2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2015 года г. Курск
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего судьи Токмаковой Е.В.,
при секретаре Бартеневой Д.В.,
с участием:
заявителя Василькова Е.А.,
представителя заявителя – адвоката Попова А.П., представившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя заинтересованного лица - Управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства <адрес> Макаровой О.Н.,
заинтересованного лица ФИО5,
представителя заинтересованного лица по устному ходатайству Дудаковой М.С.,
заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Василькова <данные изъяты> об оспаривании постановления Администрации <адрес> о назначении опекуна,
УСТАНОВИЛ:
Васильков Е.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации <адрес> о назначении опекуна, указав, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации <адрес> установлена опека над его мамой ФИО1, признанной судом недееспособной вследствие психического заболевания. Опекуном была назначена ФИО5. Считает, что опекунство последней было установлено из корыстных побуждений, с целью завладения имуществом его матери. Также указывает, что в настоящее время за его матерью опекуном не осуществляется должного ухода. Мать его в настоящее время находится без средств к существованию и вынуждена попрошайничать. Просит постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части назначения опекуном ФИО5 над недееспособной ФИО1 отменить.
В судебном заседании заявитель Васильков Е.А. доводы, изложенные в заявлении, поддержал. При этом указал, что он сам не может являться опекуном матери, к тому же она сама не хочет жить с ним в деревне. В настоящее время маму он практически не навещает, никакой помощи ей не оказывает.
Представитель заявителя – адвокат Попов А.П. в судебном заседании поддержал доводы заявления и мнение своего доверителя поддержал. Считает, что опекуном должен быть назначен любой человек кроме ФИО5, поскольку последняя за ФИО1 не следит, обижает ее. При назначении опекуном, ФИО5 предоставила ложные сведения, а администрация и, в частности Управление по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства вступили в сговор с последней и быстро оформили опеку, с целью завладеть имуществом ФИО1 Указал, что при назначении опекунства не был учтен тот факт, что совместно с ФИО5 проживает ее сын, который ранее не однократно привлекался к уголовной ответственности и отбывал наказание. Так же указал, что возможно ФИО1 будет лучше в психоневрологическим диспансере, где она ранее и находилась на лечении.
Представитель заинтересованного лица Управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства <адрес> Макаров О.Н. в удовлетворении заявления просила отказать по следующим основаниям. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете в отделе опеки и попечительства управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства <адрес>. Решением Курского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ она признана недееспособной. В мае 2014г. в отдел опеки и попечительства обратился сын ФИО1, Васильков Е.А. и пояснил, что мать его находится в больнице, опекуном ее он быть не хочет и не может, т.к. состоит на учете в ОБУЗ «Курский психоневрологический диспансер», обучался в интернате <адрес>. Решение суда было рассмотрено на заседании комиссии по делам опеки и попечительства 17.07.2014г. С февраля 2014г. ФИО1 находилась в ОБУЗ «Курская психиатрическая больница» на стационарном лечении и опека в отношении нее была оставлена за лечебным учреждением по месту нахождения. В октябре 2014г. в отдел опеки и попечительства обратилась ФИО5 с заявлением о передаче ей под опеку ФИО1. В заявлении она пояснила, что знает ФИО1 с детства, в течение 13 лет (1999г. по 2012г.) осуществляла уход за ней. В это время ФИО1 проживала с ФИО5 по месту регистрации заявителя. Посещала ФИО1 в больнице, когда та находилась на стационарном лечении. В целях назначения опекуном гражданина, выразившего желание стать опекуном, специалисты органа опеки и попечительства провели обследование условий жизни заявителя, в ходе которого было установлено отсутствие установленных ГК РФ обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном. ФИО5 были собраны и предоставлены в отдел опеки и попечительства управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства <адрес> пакет необходимых документов и рассмотрены на заседании комиссии по делам опеки и попечительства 16.10.2014г. Комиссия по делам опеки и попечительства решила, что обстоятельств, препятствующих назначению опекуном ФИО5, не выявлено и считает целесообразным назначить ФИО5 опекуном ФИО1, т.к. согласно п.3 ст. 35 ГК РФ опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия, а других заявлений о назначении опекуном ФИО1, в том числе и от близких родственников ФИО1 в органы опеки и попечительства не поступало. Правильность и целесообразность данного решения подтвердили плановые и внеплановые проверки, проводимые органами опеки по месту фактического проживания подопечной в дальнейшем. Так постановление о назначении опекуна в отношении ФИО1 было подписано главой Администрации <адрес> 28.10.2014г., а уже 31.10.2014г. опекун забрала подопечную домой. Согласно актам проверок от 07.11.2014г, 28.01.2015г. 01.04.2015г.подопечная проживает по месту регистрации опекуна. Одежда соответствует сезону возрасту, полу подопечной. Больная общительна, многословна, легко вступает в контакт с проверяющими, правильно ориентирована во времени, месте, собственной личности, на вопросы отвечает по существу. Себя обслуживает: ест, одевается, умывается, принимает гигиенические процедуры. Помогает опекуну в ведении домашнего хозяйства: может помыть посуду, застелить свою постель, помочь в уборке дома. Продукты питания в достаточном количестве, доступны для подопечной. При проведении внеплановой проверки 01.04.2015г. подопечная пояснила, что ей нравиться попрошайничать, но опекун ей запрещает это делать. Опекун и подопечная пояснили, что ФИО8 (сын опекуна) регулярно навещает мать, помогает в работе на приусадебном участке, но по данному адресу не проживает, каких-либо мужских вещей, подтверждающих проживание ФИО8 в доме не обнаружено. Подопечная довольна уходом со стороны опекуна, жалоб к ней не предъявляет. Претензий у органов опеки к опекуну ФИО5 нет.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании в удовлетворении заявления просила отказать. При этом показала, что ФИО1 она знает детства, в течение 13 лет она осуществляла уход за ней. Когда в 2014 году ее положили в психиатрическую больницу, она ее постоянно навещала. Кроме нее ФИО1 никто не навещал, в том числе и дети. Когда ФИО1 попросила забрать ее из больницы, она обратилась в органы опеки с целью оформления опекунства над ней. Также указала, что в течение всего времени она помогала не только ФИО1, но и ее детям. Когда они учились в интернате в <адрес> она ездила, навещала их, передавала гостинцы.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании показала, что она не хочет снова в больницу. Она хочет проживать с Любой (ФИО5), там ее никто не обижает. Она помогает по хозяйству Любе и другим соседям, ей нравится всем помогать. Она хочет, чтобы ее опекуном оставалась Люба.
Представитель заинтересованного лица ФИО5 по устному ходатайству Дудакова М.С. поддержала позицию, высказанную свои доверителем. При этом указала, что сам заявитель Васильков Е.А. не желает быть опекуном своей матери, ранее он обучался в интернате, а также состоит на учете в ОБУЗ «Курский психоневрологический диспансер», других кандидатов быть опекуном ФИО1 не имелось, как и не имеется их сейчас. Явившаяся в судебное заседание ФИО1 ухоженная, выглядит опрятно. Кроме того, она сама суду поясняет о том, что хочет, чтобы ее опекуном была ФИО5. Опека над ФИО1 была установлена с соблюдением законодательства, законных оснований для отмены постановления не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 247 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.
В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
На основании ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее Закона) органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В силу ст. 8 Закона к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: установление опеки или попечительства, осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
В соответствии со ст. 10 Закона требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
Согласно п.п. 4, 8, 9 постановления Правительства РФ от 17.11.2010 года № 927 (ред. от 31.03.2011) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» остановления Правительства РФ от 17.11.2010 года № 927 (ред, от 31.03.2011) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы: заявление о назначении опекуном; справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения и справки, выданной территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или иным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение); выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства; справка об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выданная органами внутренних дел; медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации; копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке); письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10- летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна); справку о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданная соответствующими уполномоченными органами (выдается по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе при обращении гражданина, выразившего желание стать опекуном, в указанные уполномоченные органы); документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки в порядке, установленном настоящими Правилами (при наличии); автобиографию.
В целях назначения опекуном гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к выполнению обязанностей опекуна, а также отношения, сложившиеся между членами его семьи.
Результаты обследования указываются в акте об обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее - акт об обследовании).
Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, и акта об обследовании принимает решение о назначении опекуна (о возможности заявителя быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности заявителя быть опекуном) с указанием причин отказа.
На основании ст. 35 ГК РФ опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.
Согласно ст. 11 Закона основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события. Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 состоит на учете в отделе опеки и попечительства управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства <адрес>. Решением Курского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана недееспособной. В мае 2014 года в отдел опеки и попечительства обратился сын ФИО1, Васильков Е.А. и пояснил, что мать его находится в больнице, опекуном ее он быть не хочет и не может, т.к. состоит на учете в ОБУЗ «Курский психоневрологический диспансер», обучался в интернате <адрес>. Решение суда было рассмотрено на заседании комиссии по делам опеки и попечительства 17.07.2014г. С февраля 2014г. ФИО1 находилась в ОБУЗ «Курская психиатрическая больница» на стационарном лечении и опека в отношении нее была оставлена за лечебным учреждением по месту нахождения
В октябре 2014 года в отдел опеки и попечительства обратилась ФИО5 с заявлением о передаче ей под опеку ФИО1. В заявлении она пояснила, что знает ФИО1 с детства, в течение 13 лет (1999г. по 2012г.) осуществляла уход за ней. В это время ФИО1 проживала с ФИО5 по месту регистрации заявителя. Посещала ФИО1 в больнице, когда та находилась на стационарном лечении.
Согласно п. 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан,выразивших желание стать опекуном или попечителем совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010г. № 927 «Об отдельных вопросах опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или. не полностью дееспособных граждан», гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в органы опеки по месту жительства следующие документы: заявление о назначении опекуном; справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяце, для пенсионеров - копию пенсионного удостоверения; медицинское заключение о состоянии здоровья; копию свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке); автобиографию; копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя.
В порядке межведомственного взаимодействия органамии опеки были запрошены в соответствующих органах следующие документы: выписка из домовой книги с места жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном; справку об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан; справку о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам; справку, подтверждающую получение заявителем пенсии.
В целях назначения опекуном гражданина, выразившего желание стать опекуном, специалистами органа опеки и попечительства было проведено обследование условий жизни заявителя - ФИО10, в ходе которого было установлено отсутствие установленных Гражданским кодексом РФ обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
Вышеперечисленные документы были собраны и предоставлены ФИО5 в отдел опеки и попечительства управления по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства <адрес> и рассмотрены на заседании комиссии по делам опеки и попечительства ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно предоставленной копии паспорта ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, т.е. является совершеннолетней, согласно медицинскому заключению каких-либо заболеваний, препятствующих назначению ее опекуном, не выявлено, на учете в ОБУЗ «Курский психоневрологический диспансер» она не состоит, т.е. является дееспособной, согласно информации УМВД РФ по <адрес> судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан ФИО5 не имеет. ФИО11 состоит на учете в Управлении пенсионного фонда по <адрес> и <адрес> и получает трудовую пенсию по старости. Зарегистрирована одна и проживает по адресу: <адрес>. Данное домовладение принадлежит ей на праве собственности и соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». При проведении обследования условий жизни ФИО5 13.10.2014г. Специалистами отдела опеки и попечительства установлено, что ФИО5 действительно проживает по данному адресу, возможно выделение отдельной комнаты для проживания подопечной. При беседе ФИО5 общительна, доброжелательна, с ее слов опека над ФИО1 ей необходима для защиты прав и законных интересов подопечной, осуществление ухода за ней.
Комиссия по делам опеки и попечительства было принято решение, что обстоятельств, препятствующих назначению опекуном ФИО5, не выявлено и считала целесообразным назначить ФИО5 опекуном ФИО1, т.к. согласно п. 3 ст. 35 Гражданского кодекса РФ опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия, а других заявлений о назначении опекуном ФИО1, в том числе и от близких родственников ФИО1 в органы опеки и попечительства не поступало.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении опеки и назначении опекунов» ФИО5 была назначена опекуном ФИО1
В последующем органы опеки и попечительства неоднократно выходили с внеплановыми проверками (ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года), о чем были составлены соответствующие акт, приобщенные к материалам дела, нарушений со стороны опекуна ФИО5 установлено не было.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Заявителем Васильковым Е.А. не представлено доказательств, что действиями заинтересованного лица нарушены его права и свободы или созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод.
На основании изложенного, суд считает, что орган опеки и попечительства вынес Постановление в соответствии с законом, с соблюдением процедуры, предусмотренной законом. Оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Кроме того, заявителем пропущен трехмесячный срок обращения, предусмотренный ст. 256 ГК РФ. О нарушении своих прав заявителю стало известно ДД.ММ.ГГГГ года, в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением он обратился ДД.ММ.ГГГГ года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Василькову <данные изъяты> о признании незаконным постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об установлении опеки и назначении опекуна, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ Е.В. Токмакова
Копия верна:
Судья Е.В. Токмакова
Секретарь Д.В. Бартенева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>