Дело № 3-8/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе: председательствующего - судьи Фоминой А.И.,
при секретаре Гончар О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 16 января 2015 года гражданское дело по исковому заявлению ООО «Вторресурсы» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Вторресурсы» обратилось в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
В обоснование иска указало, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, кадастровый номер №, площадью <...> кв.м.
Постановлением Правительства Курганской области от <...> № утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области. В соответствии с данной оценкой кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет <...> руб. <...> коп.
Согласно отчету ООО «ДЛЛ» №, рыночная стоимость принадлежащего истцу земельного участка по состоянию на <...> составила <...> руб.
В связи с несоответствием кадастровой стоимости земельного участка, определенной в установленном законом порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, нарушаются его права собственника.
Ссылаясь на положения ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, просит установить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме <...> руб.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал, дав пояснения согласно доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» с исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы письменных возражений на исковое заявление. Согласно которых, ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком, поскольку спор материально-правового характера между сторонами отсутствует, заявленные истцом требования сводятся к изменению внесенной в государственный кадастр недвижимости стоимости земельного участка на рыночную стоимость, при этом непосредственно действия по внесению кадастровой стоимости органом кадастрового учета истцом не оспариваются. Результаты определения рыночной стоимости объекта оценки, и экспертного заключения по результатам экспертизы данного отчета не оспаривал.
Представитель третьего лица ОАО АКБ «Росбанк» разрешение заявленных исковых требований оставил на усмотрение суда, пояснив, что имущество истца находится в залоге у банка, в случае удовлетворения требований ООО «Вторресурсы» интересы ОАО АКБ «Росбанк» не будут нарушены.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица Администрации г. Кургана Курганской области в судебное заседание не явились, причины их неявки неизвестны.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве принятие решения по делу оставил на усмотрение суда, указав, что кадастровая оценка спорного земельного участка может быть установлена равной его рыночной стоимости только в случае соответствия представленного истцом экспертного заключения требованиям действующего законодательства.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Курганской области от <...> № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области», утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на <...> и средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области.
Материалами дела установлено, что вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером № принадлежит истцу на праве собственности.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке, выданной ФБУ «Кадастровая палата» по Курганской области от <...> кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от <...> № по состоянию на <...> в сумме <...> руб. <...> коп.
Как следует из отчета ООО «ДЛЛ» №, рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на <...> составила <...> руб.
Ссылаясь на несоответствие, определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости, кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском, указывая на нарушение его прав собственника объекта недвижимости и плательщика земельного налога, порядок определения размера которого поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а её результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
Согласно п. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости и в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», который был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии с заключенным Государственным контрактом от <...> №№ на выполнение работ по теме «Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации» проведение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Курганской области по состоянию на <...> не завершилось в указанный выше Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ срок, утверждение государственной кадастровой оценки земель произведено <...> Постановлением Правительства Курганской области № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области».
В силу ст.ст. 5 и 6 вышеуказанного Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ не может, поскольку положения данного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Однако п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Приведенные правовые нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, не содержат запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости.
В ст. 24.18 главы III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) указывается, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Как указано выше, согласно представленному в материалы дела отчету ООО «ДЛЛ» №, рыночная стоимость принадлежащего ООО «Вторресурсы» земельного участка по состоянию на <...> составила <...> руб., что, ввиду значительного превышения, свидетельствует о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от <...> № № его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость спорного участка определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой были утверждены постановлением Правительства Курганской области от <...> № №.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. При обосновании расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заявителю надлежит представить, в том числе, отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Соответственно, в рамках судебного спора о доказывании размера рыночной стоимости земельного участка предоставление таких доказательств является допустимым и возможным.
Суд полагает возможным принять указанный выше отчет ООО «ДЛЛ» № №, в качестве допустимого доказательства по настоящему делу, поскольку данный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, что отражено в экспертном заключении от <...> № составленном экспертом Сегаль Л.А., являющимся членом экспертной организации - общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков».
Учитывая изложенное, суд полагает, что указанные в отчете ООО «ДЛЛ» № выводы подтверждают доводы истца о значительном превышении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка над его рыночной стоимостью.
Доказательств обратного материалы дела не содержат, возражений относительно достоверности определенной в отчете ООО «ДЛЛ» № рыночной стоимости спорного земельного участка и соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации, а также ходатайств о назначении соответствующих экспертиз участвующими в деле лицами не заявлено.
В связи с изложенными выше обстоятельствами, суд полагает заявленные ООО «Вторресурсы» требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости, подлежащими удовлетворению.
Утверждение представителя ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» об отсутствии материально-правовых притязаний, поскольку требования истца обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, и сводятся к внесению изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости, не соответствует существу рассматриваемого спора.
Исходя из анализа положений ст.ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ), требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости должно быть обращено к органу кадастрового учета.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с п. 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04. 2000 № 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата»), по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, ФГБУ «ФКП Росреестра» является надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров, наделенным функциями органа кадастрового учёта объектов недвижимости и государственной кадастровой оценки.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ООО «Вторресурсы» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, кадастровый номер № площадью <...> кв.м., равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Курганский областной суд.
Судья
Курганского областного суда Фомина А.И.