РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07.12.2017 г. Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Митиной И.А.
при секретаре Дробжеве В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5695/2017 по административному иску ИФНС России по Промышленному району г. Самары к Усовой НВ о взыскании задолженности по транспортному налогу,
установил:
Административный истец- ИФНС России по Промышленному району г.Самары обратился в суд с вышеуказанным иском к административному ответчику, в обоснование своих требований указал, что согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, и взносам по состоянию на 17.03.2017г. у Усовой Н.В. числится задолженность по транспортному налогу в размере 23 945,94 руб., пени в размере 4 322,11 руб.
ИФНС России по Промышленному району г. Самары утрачено право на ее взыскание во внесудебном порядке, поскольку не принимались меры принудительного взыскания в соответствии со ст. ст. 69,47 НК РФ в отношении задолженности по налогам в сумме, взносам, пени и штрафам, в связи с чем истец просил суд восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления, взыскать с Усовой НВ задолженность по транспортному налогу за период 2010-2012гг. в размере 23 945, 94 руб., пени по транспортному налогу в размере 4322,11 руб., а всего: 28 268,05 руб., с возложением на административного ответчика оплаты государственной пошлины.
В судебном заседании представитель административного истца, ИФНС России по Промышленному району г.Самара- Тулупова К.В., действующая в соответствии с доверенностью, заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока на подачу указанного административного искового заявления, при этом заслуживающих внимания причин пропуска процессуального срока не указала.
Административный ответчик- Усова Н.В. извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что подтверждено имеющимся в материалах дела уведомлением об отправке почтовой корреспонденции заказным письмом (извещения о дате и времени судебного заседания), в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, доказательств уважительности причин неявки не представила, ходатайств не заявила.
Суд признает, что административный ответчик надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания с соблюдением ст.ст.96-99 КАС РФ, и в соответствии со ст.ст.150, 289 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося административного ответчика. Оснований для признания обязательной явки административного ответчика суд не находит.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска следует отказать по следующим основаниям:
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Как следует из статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Учитывая, что в соответствии со ст. 69 НК РФ налоговое требование является письменным документом, составляемым по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, факт направления налогового требования может быть подтвержден только письменными доказательствами.
Однако, в нарушение требований ст. ст. 61, 62 КАС РФ какие-либо доказательства, подтверждающие факт направления Усовой Н.В. налогового требования (уведомление о вручении заказного письма, реестр отправки заказных писем и пр.) административным истцом в суд не представлены. Документы, подтверждающие вручение требования об уплате налогов и пеней Усовой Н.В. лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения, а также доказательства уклонения ответчика от получения этого требования в материалах дела отсутствуют.
Определением Мирового судьи судебного участка №<адрес> ИФНС России по Промышленному району г. Самары отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа на взыскание с Усовой НВ задолженности по транспортному налогу и пеней, за период 2010-2012гг. в соответствии со ст. 123.4 КАС РФ.
Из материалов дела следует, что Усова Н.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Промышленному району г. Самары.
Согласно справке № о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 17.03.2017г. у налогоплательщика Усовой Н.В. числится задолженность в общей сумме 28 268,05 руб., которая состоит из задолженности по транспортному налогу в размере 23 945,94 руб. и пени в размере 4 322,11 руб. без указания периодов ее образования.
В соответствии с ответом РЭО ГИБДД на запрос суда, на имя Усовой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в период с 2010г. по настоящее время зарегистрировано право собственности на следующие транспортные средства: <данные изъяты>, г/н №, <данные изъяты>, г/н №.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 указанной нормы). Пунктом 5 названной нормы Закона закреплено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
ИФНС России по Промышленному району г. Самара обратился в суд с настоящим иском к административному ответчику о взыскании задолженности по налогам 13.10.2017 г.
ИФНС России по Промышленному району г.Самара было утрачено право на взыскание задолженности во вне судебном порядке, поскольку не принимались меры принудительного взыскания в соответствии со ст.69,46,47 НК РФ, в связи с чем заявлено о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года установленного процессуального срока. Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца.
В соответствии со ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Доказательств уважительности столь значительного пропуска срока подачи иска административным истцом не представлено. По мнению суда, налоговый орган имел реальную возможность своевременного обращения в суд.
С учетом вышеизложенного в совокупности, суд считает, что административным истцом не представлены доказательства уважительности причин пропуска срока для подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по транспортному налогу с Усовой НВ, уважительные причины для восстановления срока подачи административного искового заявления отсутствуют, в связи с чем, в восстановлении указанного срока следует отказать.
В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Учитывая, что административный истец пропустил шестимесячный срок подачи административного искового заявления в суд, судом не установлено уважительных причин пропуска срока, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Промышленному району г.Самара к Усовой НВ о взыскании задолженности по транспортному налогу за период 2010-2012гг. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г.о. Самары в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.12.2017 г.
Председательствующий подпись Митина И.А.