Дело № 2-153/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Шарлык 29 марта 2013 года
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Янкевич Е.Н.
с участием: помощника прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Ахмайзяновой Л.И., представителя ответчика по доверенности Г.С.В.,
при секретаре Томиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарлыкского района Оренбургской области к администрации муниципального образования «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, обязании разместить в сети «Интернет» информацию о деятельности администрации сельсовета, и принятии правового акта регламентирующего порядок утверждения и обеспечения доступа к информации, и порядка ее размещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шарлыкского района Оренбургской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области об обязании разместить в сети «Интернет» информацию о деятельности администрации МО «Новоархангельский сельсовет» и обязании устранить нарушения в срок не позднее 01.05.2013 года, указав, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности муниципальных образований района.
В ходе проведённой проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органами местного самоуправления МО «Новоархангельский сельсовет» до настоящего времени не создан свой информационный сайт в сети «Интернет», что подтверждается ответом главы администрации на запрос прокуратуры.
Согласно информации представленной администрацией Шарлыкского района официальный сайт муниципального образования Шарлыкский район www.sharlyk.ru. создан 21.09.2009 года. С ноября 2012 года официальным является сайт муниципального образования Шарлыкский район http:sl-orb.ru.
За период с января 2012 по 19.02.2013 года на официальных сайтах муниципального образования Шарлыкский район www.sharlyk.ru и http:sl-orb.ru. информация о деятельности администрации Новоархангельского сельского совета размещалась только 27.01.2012 года.
Администрацией Новоархангельского сельского совета в нарушении требований предусмотренных статьёй 13 Федерального закона не предоставлена и не размещена информация на официальных ранее действовавшем сайте www.sharlyk.ru и новом сайте http:sl-orb.ru. муниципального образования Шарлыкский район, а именно о состоянии: защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, тексты официальных выступлений и заявлений руководителя органа местного самоуправления; статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.
Кроме того, не размещены тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган муниципального образования в качестве правотворческой инициативы, установленные формы обращений, заявлений, принимаемых органами местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами, информация о текущей деятельности местного самоуправления (новости, мероприятия, интервью, выступления), сведения о муниципальных услугах.
Администрацией Новоархангельского сельского совета, в нарушении требований статьи 14 Федерального закона не принят правовой акт, которым регламентируется перечень информации и порядок обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Бездействием администрации муниципального образования Новоархангельский сельсовет выразившемся в не предоставлении в порядке установленном законодательством информации о своей деятельности, в том числе исполнительно-распорядительных правовых актов администрации нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления на установленных принципах доступности и открытости.
Прокурор считает, что выявленные нарушения законодательства о государственном и муниципальном контроле органами местного самоуправления Шарлыкского района в деятельности ответчика нарушают законные интересы граждан. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Новоархангельский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по размещению в сети «Интернет» информации о деятельности муниципального образования Новоархангельский сельский совет Шарлыкского района в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Обязать администрацию муниципального образования в срок не позднее 01.05.2013 года, принять меры к размещению в сети «Интернет» информации о деятельности Новоархангельского сельсовета, перечень которой предусмотрен статьёй 13 Федерального закона, а именно:
- общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления,
- информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления,
- информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
- информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
- информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
- тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
- статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления,
- информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления,
- информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.
Принять правовой акт регламентирующий порядок утверждения перечня информации и обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления МО «Новоархангельский сельсовет», порядка её размещения на сайте муниципального образования Шарлыкский район», устанавливающий права и обязанности должностных лиц администрации Новоархангельского сельского совета осуществляющих деятельность в данной сфере в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Шарлыкского района Ахмайзянова Л.И. исковые требования поддержала в части признания незаконным бездействия администрации МО «Новоархангельский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по размещению в сети «Интернет» информации о деятельности муниципального образования Новоархангельский сельский совет Шарлыкского района в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», от остальных требований по устранению выявленных нарушений отказалась.
Определением Шарлыкского районного суда от 29.03.2013 года, дело в части заявленных исковых требований об обязании администрации МО «Новоархангельский сельсовет» устранить выявленные нарушения в срок до 01.05.2013 года путем: размещения в сети «Интернет» информации о деятельности Новоархангельского сельского совета, перечень которой предусмотрен ст. 13 Федерального Закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также принять правовой акт регламентирующий порядок утверждения перечня информации и обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления МО «Новоархангельский сельсовет», порядка её размещения на сайте муниципального образования Шарлыкский район», устанавливающий права и обязанности должностных лиц администрации Новоархангельского сельского совета осуществляющих деятельность в данной сфере в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, прекращено.
Представитель ответчика по доверенности Г.С.В.. действующая на основании доверенности, с учетом отказа прокурора в части иска, согласилась с исковыми требованиями, изложенными в исковом заявлении, против их удовлетворения не возражала. Суду пояснила, что работа в данном направлении сельсоветами Шарлыкского района уже проводится. В администрации МО Шарлыкский район создана рабочая группа по размещению в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления Шарлыкского района Оренбургской области. Разработан перечень информации размещаемой в сети «Интернет».
Глава администрации МО «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, извещенный надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимал.
Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведённой проверки выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции в деятельности муниципальных образований района.
Администрацией Новоархангельского сельского совета в нарушении требований предусмотренных статьёй 13 Федерального закона не предоставлена и не размещена информация на официальных ранее действовавшем сайте www.sharlyk.ru и новом сайте http:sl-orb.ru. муниципального образования Шарлыкский район.
Кроме того, не размещены тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган муниципального образования в качестве правотворческой инициативы, установленные формы обращений, заявлений, принимаемых органами местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами, информация о текущей деятельности местного самоуправления (новости, мероприятия, интервью, выступления), сведения о муниципальных услугах.
Администрацией Новоархангельского сельского совета, в нарушении требований статьи 14 Федерального закона не принят правовой акт, которым регламентируется перечень информации и порядок обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Бездействием администрации муниципального образования Новоархангельский сельсовет выразившемся в не предоставлении в порядке установленном законодательством информации о своей деятельности, в том числе исполнительно-распорядительных правовых актов администрации нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления на установленных принципах доступности и открытости.
Данные нарушения подтверждены пояснением помощника прокурора Шарлыкского района Ахмайзяновой Л.И., представителем ответчика администрации МО «Новоархангельский сельсовет», а также материалами дела: ответом администрации МО «Новоархангельский сельский совет» заместителю прокурора района Самарцеву Е.А., ответом администрации МО «Шарлыкский район» от 22.02.2013 года, выписками с интернет сайта, распоряжением администрации МО «Шарлыкский район» № 225-п от 27.03.2013г.
В соответствий со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц и пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.
Согласно статье 3 указанного Федерального закона противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах: признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту Федеральный закон № 8-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления -информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
В силу части 4 Федерального закона № 8-ФЗ к основным принципам обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится, в том числе открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе посредством размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления устанавливается настоящим Федеральным законом. Форма предоставления информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления может устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.
В части 2 статьи 9 Федерального закона отражено, что государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.
Статьёй 10 Федерального закона регламентируется организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет»
Так, согласно части 1 статьи 10 Федерального закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, согласно статьи 11 Федерального закона, являются:
достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией.
Статьей 13 Федерального закона № 8-ФЗ установлен обязательный перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, которая содержит:
1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления,
2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления,
3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления,
8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления;
9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Согласно статьи 23 Федерального закона решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
Судом достоверно установлено, что бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» нарушают конституционные права и интересы граждан, общественных организаций, государственных органов и юридических лиц, на получение достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления на установленных принципах доступности и открытости.
Таким образом, исковые требования прокурора Шарлыкского района Оренбургской области к администрации МО «Новоархангельский сельсовет» о признании незаконным бездействия, обязании разместить в сети «Интернет» информацию о деятельности администрации сельсовета, и принятии правового акта регламентирующего порядок утверждения и обеспечения доступа к информации, и порядка ее размещения, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области к администрации муниципального образования «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, обязании разместить в сети «Интернет» информацию о деятельности администрации МО «Новоархангельский сельсовет», и принятии правового акта регламентирующего порядок утверждения и обеспечения доступа к информации, и порядка ее размещения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Новоархангельский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по размещению в сети «Интернет» информации о деятельности муниципального образования «Новоархангельский сельский совет» в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Янкевич Е.Н.