Судья Дементьева Н.Р. Дело №33-5445/2016
Учет 27
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
07 апреля 2016 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И.,
судей Моисеевой Н.Н. и Садыковой Э.И.,
при секретаре судебного заседания Фатхутдиновой Р.Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны (межрайонное) на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от <дата>, которым постановлено:
Исковое заявление Султановой ФИО10 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) включить Султановой ФИО11 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы с <дата> по <дата> в качестве медсестры по массажу в лечебно-оздоровительном комплексе центра охраны труда в филиале открытого акционерного общества «Генерирующая компания» Нижнекамская ГЭС.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) назначить Султановой ФИО12 досрочную страховую пенсию с <дата>.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя истицы, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Султанова Л.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование требований истица указала, что решением ответчика .... от <дата> ей отказано в назначении данной пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не включен период работы с <дата> по <дата> в качестве медсестры по массажу в лечебно-оздоровительном комплексе центра охраны труда в филиале открытого акционерного общества «Генерирующая компания» Нижнекамская ГЭС. Не согласившись с данным отказом, истица просила суд обязать ответчика включить оспариваемый период в специальный страховой стаж и назначить досрочную страховую пенсию с момента возникновения права на нее – с <дата>.
В судебном заседании представитель истицы иск поддержала.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Указано, что филиал ОАО «Генерирующая компания «Нижнекамская ГЭС» учреждением здравоохранения не является, а допустимых доказательств создания на данном предприятии здравпункта или медпункта не имеется. Кроме того, индивидуальные сведения застрахованного в системе пенсионного фонда на Султанову Л.Г. работодателем сданы в пенсионный орган без льготного кода.
В суде апелляционной инстанции представитель истицы просила решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился.
Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из материалов дела усматривается, что <дата> Султанова Л.Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением пенсионного органа от <дата> ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии за отсутствием требуемого стажа 30 лет. При этом ответчиком в специальный стаж не включен период работы с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры по массажу в лечебно-оздоровительном комплексе охраны труда ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамская ГЭС.
Разрешая заявленный спор и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в стаж работы указанного периода, поскольку Султанова Л.Г. осуществляла деятельность в учреждениях здравоохранения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении исковых требований Султановой Л.Г. и назначении досрочной страховой пенсии, при этом судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, что истица осуществляла лечебную деятельность в центре медицинской профилактики.
Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Пунктом 8 раздела "Наименование учреждений" указанного Списка к учреждениям здравоохранения, работа в которых в должности медицинской сестры по массажу предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе центры медицинской профилактики.
Как усматривается из материалов дела, уставом Открытого акционерного общества «Генерирующая компания» закреплено, что целью деятельности общества является производство, преобразование, отпуск электрической и тепловой энергии потребителям, реализация электрической энергии на оптовом рынке с обеспечением надежного и прибыльного функционирования.
Согласно Положению о филиале Открытого акционерного общества «Генерирующая компания» «Нижнекамская гидроэлектростанция» целью создания филиала является выработка и снабжение потребителей промышленности, сельского хозяйства и населения электрической энергией в согласованных объемах на основании нормативов и договоров; оказание услуг для повышения эффективности и рентабельности работы общества путем удовлетворения спроса потребителей своей продукции. Для достижения указанных целей Филиал осуществляет медицинское обслуживание, в том числе санаторное лечение. Также Филиал может в порядке, определяемом Обществом, заниматься другими видами деятельности, не противоречащими законодательству, а по видам деятельности, подлежащим лицензированию, после получения соответствующей лицензии.
Таким образом, из учредительных документов Открытого акционерного общества «Генерирующая компания» и филиала Открытого акционерного общества «Генерирующая компания» «Нижнекамская гидроэлектростанция» видно, что это предприятие не относится к центрам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, предусмотренным пунктом 8 Списка должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, допускает включение в специальный стаж работу в медицинских службах, являющихся структурными подразделениями организаций, не поименованных в Списке, а также независимо от их ведомственной принадлежности.
Как видно из материалов дела, с 11 января 2010 года по настоящее время истица работает медицинской сестрой по массажу в лечебно-оздоровительном комплексе центра охраны труда филиала ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамская Гидроэлектростанция.
Согласно представленным суду апелляционной инстанции Положениям о лечебно-оздоровительном комплексе центра охраны труда (ЛОК) от 04 июля 2011 года и 01 июля 2014 года, лечебно-оздоровительный комплекс центра охраны труда выделен как самостоятельное структурное подразделение филиала ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамская ГЭС, при этом в ведении ЛОК в том числе находятся: здравпункт (процедурный кабинет, перевязочный кабинет, кабинет фельдшера), кабинет врача, кабинет массажа, кабинет водолечения, грязевой зал (парафин, глина), кабинет физиолечения.
Из материалов дела также усматривается, что у ОАО «Генерирующая компания» имеется лицензия на медицинскую деятельность.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанный лечебно-оздоровительный комплекс центра охраны труда является медицинской службой предприятия, выделенной как самостоятельное структурное подразделение филиала ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамская ГЭС.
Таким образом, истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в медицинской службе, являющейся структурным подразделением организации.
При таких обстоятельствах иск Султановой Л.Г. судом первой инстанции обоснованно удовлетворен.
Доводы в апелляционной жалобе ответчика о том, что филиал ОАО «Генерирующая компания «Нижнекамская ГЭС» учреждением здравоохранения не является, а допустимых доказательств создания на данном предприятии здравпункта или медпункта не имеется, несостоятельны, так как опровергаются вышеуказанными письменными материалами дела.
Ссылка в апелляционной жалобе на тот факт, что индивидуальные сведения застрахованного в системе пенсионного фонда лица Султановой Л.Г. работодателем в пенсионный орган сданы без льготного кода, не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда, поскольку неисполнение работодателем обязанности по предоставлению индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы застрахованного лица в органы Пенсионного фонда в порядке и сроки, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не может быть вменено в вину истцу и служить основанием к отказу в назначении трудовой пенсии по старости, обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ лежит на работодателе.
При таких данных судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от <дата> по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи