Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2884/2020 ~ М-2638/2020 от 07.08.2020

                            63RS0039-01-2020-003296-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2020 г.                          г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Хоменко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2884/2020 по иску прокурора Промышленного района г. Самары в интересах Винокурова М. А. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара об обязании совершить действия,

установил:

Прокурор Промышленного района г. Самары обратился в Ленинский районный суд г. Самары в интересах Винокурова М.А. с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара об обязании совершить действия. В обоснование иска указывает, что Винокуров М.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Жилого помещения в собственности он не имеет. Он включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. До настоящего времени органами местного самоуправления г.о. Самара жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения Винокурову М.А. не предоставлено. Просит обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара и Администрацию г.о. Самара предоставить Винокурову М.А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 м2.

В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г.Самары поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель истца Винокурова М.А. Балашова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.

В судебное заседание ответчики и третьи лица не явились, извещены надлежаще.

Администрация г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара, Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области просили рассмотреть дело без участия своих представителей, представили отзывы на заявленные требования, в которых просят отказать в удовлетворении иска.

Учитывая, что лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания судом извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, заслушав явившихся лиц, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п.8 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу п.п.1, 2 ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно п.5 ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.

Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п.9 ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка - сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.

Положениями ст.ст.6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 года №77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Из материалов дела следует, что Винокуров М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Одинокая мать Винокурова Г.А. решением Промышленного районного суда г.Самары от 04.05.2010г. лишен родительских прав.

Решением Ленинского районного суда г.Самары от 25.08.2016 г. за Винокуровым М.А. признано право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, с даты подачи заявления 04.03.2016 г.

Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда истцу не предоставлено, что подтверждается отсутствием доказательств, указывающих на обратное.     Согласно представленным материалам в настоящее время Винокуров М.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно сведений, полученных из Управления Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Винокуров М.А. строений и жилья на территории города Самарской области не имеет.

Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что истец просит предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, по договору найма, с учетом приведенных выше норм права, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.

Как следует из ч.2 ст.1 Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.22 Устава городского округа Самара Самарской области (в редакции решения Думы г.о.Самара от 30.01.2020) в структуру органов местного самоуправления г.о.Самара входят: Дума г.о.Самара - представительный орган г.о.Самара; Глава городского округа Самара - высшее выборное должностное лицо городского округа Самара, избираемое Думой городского округа Самара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляющее Администрацию городского округа Самара; Администрация г.о.Самара – исполнительно-распорядительный орган г.о.Самара; Контрольно-счетная палата городского округа Самара - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля; Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент градостроительства г.о.Самара.

В соответствии с Уставом г.о.Самара Самарской области органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.

При разрешении вопроса о предоставлении жилья из средств бюджета Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции Администрация г.о.Самара и Департамент управления имуществом г.о.Самара. При таких обстоятельствах, суд считает, ответчики в данном случае являются надлежащими ответчиками по указанному делу. Органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления.

Доводы стороны ответчика, что при предоставлении истцу жилого помещения будут нарушены права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает несостоятельными. Ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляются в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

По своей сути формирование субъектом РФ указанных списков означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, наличие таких списков может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы ответчиков о недостаточности средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку в данном случае возникновение обязанности по обеспечению жилым помещением Винокурова М.А. относящегося к лицам, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, обусловлено достижением им совершеннолетия.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Промышленного района г. Самары в интересах Винокурова М. А. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара об обязании совершить действия удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Винокурову М. А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м общей площади жилого помещения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25.09.2020 года.

Судья                            В.Ю. Болочагин

2-2884/2020 ~ М-2638/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Винокуров М.А.
Прокурор Промышленного района г. Самара
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Администрация г.о. Самара
Другие
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
07.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2020Передача материалов судье
14.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2020Судебное заседание
21.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.10.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.11.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее