Дело № 2а-1-613/2022
УИД73RS0024-02-2022-000813-91
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 октября 2022 года р.п. Ишеевка Ульяновского района
Ульяновской области
Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Трифоновой А.И., при секретаре судебного заседания Маскиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Ульяновскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Тихоновой Софье Александровне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области обратилась в суд с административным иском к ОСП по Ульяновскому району УФССП России по Ульяновской области об уменьшении размера исполнительского сбора.
В обоснование административного иска указала, что прокурором Ульяновского района Ульяновской области в интересах Емельяновой И.В. был заявлен иск об обязании во внеочередном порядке предоставить жилое помещение. Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13.10.2021 исковые требования (с учетом уточнений) были удовлетворены. 13.05.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ульяновскому району УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, 12.08.2022 - постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. 00 коп. В связи с нехваткой денежных средств в бюджете МО «Ульяновский район» средства из года в год утверждаются в не полном объеме от годовой потребности. Так, на 2022 год на социально-значимые расходы (зарплата, коммунальные услуги) первоначально в бюджете предусмотрено 230,0 млн руб., из них по заработной плате – на 8,9 месяцев года, по оплате коммунальных услуг - на11,6 месяцев; на другие статьи расходов (услуги связи, ГСМ на подвоз детей, питание, текущее содержание учреждений) заложено 93,8 млн руб.при потребности в 183,7 млн руб. недостаток средств составил 89,9 млн руб. По состоянию на 25.07.2022 в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды РФ закрыты лицевые счета по 28 учреждениям. Сумма задолженности составляет 89,9 млн руб. Исходя из изложенного принимать новые бюджетные обязательства не представляется возможным. Сумма штрафа в размере 50 000 руб. является для должника значительной.
На основании изложенного, ссылаясь на ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области просит уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ульяновскому району УФССП России по Ульяновской области по исполнительному производству №-ИП, до минимального размера.
В судебное заседание представитель административного истца МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области не явился. В исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области.
Судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП по Ульяновскому району УФССП России по Ульяновской области Тихонова С.А., УФССП России по Ульяновской области, которые, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились.
ОСП по Ульяновскому району УФССП России по Ульяновской области как структурное подразделение УФССП России по Ульяновской области от участия в деле в качестве ответчика освобождено.
Заинтересованные лица прокурор Ульяновского района Ульяновской области, Емельянова И.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Емельянова Д.Ю., Емельяновой М.Ю., Емельяновой Д.Ю., Емельяновой Н.Ю., а также Емельянов Н.Ю., Емельянов И.Ю. в судебное заседание не явились, письменных возражений относительно административных исковых требований не представили. О дне и времени судебного заседания извещены.
Исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Как следует из ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30).
Из частей 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ следует, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 указанной статьи).
В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 9 ст. 112 указанного Федерального закона уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13.10.2021 удовлетворены исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области. На МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области возложена обязанность во внеочередном порядке предоставить нанимателю жилого помещения № <адрес> в <адрес> ФИО3 и членам ее семьи, а именно, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р., по договору социального найма другое жилое помещение, равнозначное, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требования, в виде квартиры с количеством комнат не менее 2-х и общей площадью не менее 45,05 кв.м, в пределах с. Тетюшское Ульяновского района Ульяновской области. Решение вступило в законную силу 15.02.2022.
12.05.2022 исполнительный лист, выданный на основании указанного решения суда, был предъявлен взыскателем к исполнению.
13.05.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ульяновскому району УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство №-ИП с предметом исполнения: «обязать Администрацию МО «Ульяновский район» во внеочередном порядке предоставить нанимателю жилого помещения № <адрес> в <адрес> ФИО3 и членам ее семьи по договору социального найма другое жилое помещение, равнозначное, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требования, в виде квартиры с количеством комнат не менее 2-х и общей площадью не менее 45,05 кв.м, в пределах <адрес>».
Установлен срок для добровольного исполнения требований – 5 дней со дня получения копии постановления либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена должником ДД.ММ.ГГГГ, в течение 5 дней требования исполнительного документа МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области исполнены не были.
12.08.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ульяновскому району УФССП России по Ульяновской области Тихоновой С.А. вынесено постановление о взыскании с должника МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб. 00 коп.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, неисполнение решения суда в установленный срок вызвано трудностями объективного характера, и должником МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области принимаются меры, направленные на исполнение судебного акта.
Так, <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу постановлением администрации МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с областной программой «Переселение граждан, проживающих на территории <адрес>, из многоквартирных домов, признанных аварийными после ДД.ММ.ГГГГ, в 2018-2030 годах», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, мероприятия по переселению граждан из аварийного дома по у. Школьная, № в <адрес> запланированы на 2023-2024 гг. В указанном <адрес> квартир, расселению подлежат 52 человека. Стоимость переселения составляет 17,4 млн руб.
Согласно справке МУ «Управление финансов МО «<адрес>» бюджет МО «<адрес>» <адрес> является дефицитным. Средства на социально-значимые расходы утверждаются в бюджете муниципального образования в не полном объеме от годовой потребности. Просроченная кредиторская задолженность на ДД.ММ.ГГГГ составляет 148224,4 тыс. руб.
Установлено, что МУ «Администрация МО «<адрес>» неоднократно обращалась в Министерство строительства и архитектуры <адрес>, а также к <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу выделения дополнительных денежных средств из областного бюджета для переноса сроков расселения указанного выше дома на более ранний период.
Согласно сообщению заместителя председателя <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «Об областном бюджете <адрес> на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов» муниципальному образованию «Тетюшское сельское поселение» на мероприятии по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрены средства в размере 50,95 млн руб., из которых в 2023 году – 17,76 млн руб., в 2024 году – 34,20 млн руб. Администрация может приступить к проведению аукционов на покупку жилых помещений в рамках программы в декабре 2022 года с оплатой заключенных муниципальных контрактов январе-феврале 2023 года.
Из материалов исполнительного производства также следует, что МУ «Администрация МО «<адрес>» предлагало ФИО3 заключение договора найма жилого помещения в р.<адрес>, от которого взыскатель отказалась, поскольку проживает с детьми в <адрес>, где дети посещают школу, детский сад и дополнительные занятия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В силу изложенного размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Оценив изложенные выше обстоятельства, характеризующие степень вины должника в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа, в том числе характер возложенной судом обязанности, объем действий, необходимых для исполнения судебного решения, предпринимаемые должником меры к погашению задолженности, суд приходит к выводу об уважительности причин нарушения сроков исполнения исполнительного документа и считает необходимым административные исковые требования удовлетворить.
При таких обстоятельствах исполнительский сбор, взысканный постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ульяновскому району УФССП России по Ульяновской области от 12.08.2022 по исполнительному производству №-ИП в размере 50 000 руб. 00 коп., подлежит уменьшению на предусмотренную законом величину (?), то есть до 37 500 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №22495/22/73037-░░ ░░ 37 500 ░░░. 00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 24 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.