РЕШЕНИЕ № 2 –659/2017
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 15 февраля 2017 года
Ленинский районный суд г. Тамбова
В составе председательствующего судьи Н.В.Емельяновой,
С участием помощника прокурора Ленинского района г. Тамбова Гансиора А.И.
при секретаре Клемешовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Тамбова к Рожкову А.В. о заключении договора мены и к нему и Рожковой О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 о выселении с предоставление другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Рожков А.В. является собственником квартиры ***, расположенной в ***.
Решением Исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся *** признан аварийным.
В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 г. №443 указанный дом включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 и до 01 сентября 2017 г. расселение жильцов дома намечено на 3-4 квартал 2016 года.
12.01.2017 г. администрация г. Тамбова обратилась в суд с иском к Рожкову А.В. о заключении договора мены, а также к нему и Рожковой О.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО1 о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований администрация указала, что во исполнение требований областной программы и Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», жилищным комитетом администрации г. Тамбова проводилась работа по переселению граждан зарегистрированных в ***. В целях ускорения решения жилищной проблемы и в интересах граждан, администрацией г. Тамбова приобретены квартиры с целью расселения граждан.
17.08.2015 г. Рожкову А.В. направлено уведомление о принятии решения о переселении до 01.10.2015 г.
26.08.2015г. в адрес жилищного комитета администрации г.Тамбова поступило обращение Рожкова А.В. о согласии на предоставление в рамках программы переселения из аварийного жилья другого жилого помещения взамен принадлежащего Рожкову А.В.
Администрацией г. Тамбова приобретена квартира с использованием бюджетных средств по адресу: ***, общей площадью 40,7 кв.м., однако Рожков А.В. от переселения в указанную квартиру отказывается.
Считает, что поскольку Рожков А.В. как собственник жилого помещения, выразил свою позицию в отношении способа переселения, требования ст. 32 ЖК РФ администрацией г. Тамбова соблюдены.
Просит считать заключенным договора мены квартиры *** общей площадью 25,9 кв.м. *** общей площадью 40,7 кв.м. в ***, принадлежащей городскому округу-г. Тамбов без доплаты с Рожковым А.В. с одной стороны и администрацией г. Тамбова с другой стороны, с передачей в собственность Рожкову А.В. квартиры *** общей площадью 40,7 кв.м. в ***, в собственность муниципального образования городской округ г. Тамбов квартиры *** общей площадью 25,9 кв.м. в ***.
Выселить Рожкова А.В., Рожкову О.В., ФИО1, ФИО1 из *** с предоставлением другого жилого помещения- ***.
В судебном заседании представитель администрации г. Тамбова по доверенности Степанов О.А. исковые требования поддержал по основаниям и в объеме, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Рожков А.В. в судебное заседание не явился, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании 06.02.2017г. ответчик пояснил суду, что несмотря на то, что дом *** признан аварийным, сносу он не подлежит, поскольку является объектом культурного наследия. Его квартира находится в хорошем техническом состоянии, расположена в благоустроенном районе города. Дом, в который им предлагает переселиться администрация расположен в поле, рядом нет ни школы, ни сада, в связи с чем считает, что предлагаемое жилое помещение не является равноценным. В настоящее время он отказывается от заключения договора мены и переезда для проживания в предоставляемую квартиру.
Ответчик Рожкова О.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что они вместе с семьей – муж, она и двое несовершеннолетних детей проживают в квартире, собственником которой является ее супруг. Несмотря на то, что ***, находится в доме, признанном аварийном, никакой угрозы их жизни проживание в этой квартире не несет. Квартира находится в хорошем техническом состоянии, дом расположен в благоустроенном районе города. Квартира, которую предлагает администрация расположена в поле, рядом нет ни школы, ни сада. В настоящее время они не возражают, чтобы способом обеспечения их жильем было предоставление квартиры взамен занимаемой, но получать в собственность *** они отказываются.
По инициативе суда в качестве третьего лица было привлечено Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области представитель 3-его лица по доверенности ФИО8 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что *** является объектом культурного наследия в связи с чем сносу не подлежит. Указанный дом должен быть восстановлена путем проведения капитального ремонта. При несогласии граждан, проживающих в таком доме на переезд, им может быть предоставлено другое жилое помещение на время проведения ремонта с возможностью последующего вселения с принадлежащие им квартиры.
Представитель органа опеки и попечительства комитета по охране здоровья населения и социальному развитию администрации г.Тамбова в судебное заседание не явился, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, просит вынести решение в интересах несовершеннолетних.
Выслушав участников процесса, прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, изучив материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в силу следующих обстоятельств.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006года, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок работы которой урегулирован данной нормой.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела Рожков А.В. является собственником квартиры *** общей площадью 25,9 кв.м., расположенной в ***, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л/д 16) и свидетельством о государственной регистрации права ( л/д 20)
Кроме собственника в указанном жилом помещения проживают члены его семьи: жена Рожкова О.В. и несовершеннолетние дети ФИО1 *** г.рождения, ФИО1 *** г.рождения, что подтверждается выпиской из домовой книги и копией лицевого счета (л/д 12,13).
Решением исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от 09.10.1975 г. №1568 «О мерах по переселению граждан из аварийных домов», *** признан аварийным.
В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 г. №443 указанный дом включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 и до 01 сентября 2017 г. расселение жильцов дома намечено на 3-4 квартал 2016 года.
В рамках реализации мероприятий указанной программы, администрацией г. Тамбова приобретена и оформлена в муниципальную собственность квартира *** площадью 40,7 кв.м. в ***, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л/д 15).
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение изымается у собственника путем его выкупа; решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.
Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, членов его семьи осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства".
Если аварийный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 2 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства", имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения жилищных прав.
Часть 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений ЖК РФ, в том числе его ст. 32.
В случае не включения дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании частей 6, 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
По смыслу указанной правовой нормы обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения допускается как путём заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и путём заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачётом его стоимости в выкупную цену.
В то же время, включение аварийного дома в адресную программу является самостоятельным основанием либо для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда, либо его выкупа.
Как указывалось выше, судом установлено, что *** включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 и до 1 сентября 2017 года, утвержденную постановлением администрации области от 29.04.2013 г. №443.
В соответствии с разделом 5 указанной программы гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих на праве собственности, выразившим согласие на получение выкупной цены за изымаемые у них жилые помещения, производится выплата выкупной цены или в соответствии с частями1-9 статьи32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственниками жилых помещений предоставляются жилые помещения с зачётом стоимости изымаемых жилых помещений в выкупную цену путём заключения договоров мены или купли-продажи.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно подпункту "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ", требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст.32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого Рожков А.В. с органом муниципального образования не заключал, а следовательно, доводы истца о возникновении у Рожкова А.В. обязанности по заключению договора мены не основаны на нормах законодательства.
Поскольку и в судебном заседании Рожков А.В. отказался от переселения в предложенную квартиру, указанное обстоятельство исключает возможность его выселения из занимаемого жилого помещения и принудительного наделения его правом собственности на другое жилое помещение.
Ввиду отсутствия оснований для удовлетворения требований администрации г. Тамбова о возложении на Рожкова А.В. обязанностей по заключению договора мены, суд считает неподлежащими удовлетворению и требования истца относительно выселения Рожковых в другое жилое помещение.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые администрации г. Тамбова к Рожкову А.В. о заключении договора мены и к нему и Рожковой О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 о выселении с предоставлением другого жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Н.В.Емельянова
Решение в окончательной форме принято 21.02.2017 г.
Судья: Н.В.Емельянова