Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2016 года г.Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р., при секретаре ФИО16, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующего от своего имени и от имени и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО7, ФИО2, ФИО6 к ФИО9 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ФИО9 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения об исключении из числа участников подпрограммы и восстановлении в прежней очереди,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5, действующий от своего имени и от имени и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО7, ФИО2, ФИО6 обратились в Кировский районный суд г.Уфы к ФИО9 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ФИО9 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с исковыми требованиями о признании незаконным решения ФИО9 Кировского района ГО г.Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении их из числа участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, о восстановлении семьи в составе четырех человек: ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 в прежней очереди в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В обоснование исковых требований истцы указали, что поводом для исключения из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2011-2015 годы Истцов, послужило приобретение братом истца – ФИО14, однокомнатной квартиры общей площадью 40,6 кв.м., расположенной по адресу: г.Уфа, <адрес>. В результате суммирования общей площади двухкомнатной квартиры, площадью 53,8 кв.м., расположенной по адресу: г.Уфа, <адрес>, кВ.26 и общей площади вышеуказанной однокомнатной квартиры – 40,6 кв.м. (53,8+40,6)=94,4 кв.м. поделив на количество лиц, зарегистрированных в двухкомнатной квартиры – 94,4/7=13,48 кв.м. – норма обеспеченности на одного человека. Считают незаконным решение ФИО9 Кировского района ГО г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ №, так как приобретение братом истца ФИО14 однокомнатной квартиры не изменило жилищных условий молодой семьи – ФИО1, брат истца и его семья не являются членами семьи молодой семьи истца, ведут отдельное хозяйство, имеют разные бюджеты, питаются отдельно.
В судебном заседании истец ФИО5, действующий от своего имени и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО7, ФИО2, представитель истца ФИО17, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд иск удовлетворить.
Истец ФИО6 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, в заявлении исковые требования поддержала, просила удовлетворить,
Представитель ответчиков ФИО9 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ФИО9 Кировского района город Уфа Республики Башкортостан ФИО18 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО10, ФИО11 в судебное заседание не явились, представлены заявления о рассмотрении иска без их участия, против удовлетворения исковых требований не возражают.
Суд, в порядке ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерации провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, семья истца в составе четырех человек – ФИО5, ФИО6 (супруга истца), ФИО7 и ФИО8 (несовершеннолетние дети истца) были включены в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2003-2010 годы.
ФИО9 Кировского района город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. семья истца в составе четырех человек – ФИО5, ФИО6 (супруга истца), ФИО7 и ФИО8 (несовершеннолетние дети истца) были включены в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
ДД.ММ.ГГГГ истцами было получено уведомление о том, что в связи с изменением жилищных условий (пп.б п.1.8.1 Порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.) ФИО9 Кировского района ГО г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № семья истцов была исключена из числа участников Подпрограммы.
Основанием для исключения истцов из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы послужило приобретение братом истца – ФИО14, однокомнатной квартиры общей площадью 40,6 кв.м., расположенной по адресу: г.Уфа, <адрес>., в результате суммирования общей площади двухкомнатной квартиры, площадью 53,8 кв.м., расположенной по адресу: г.Уфа, <адрес> общей площади вышеуказанной однокомнатной квартиры – 40,6 кв.м. (53,8+40,6)=94,4 кв.м., поделив на количество лиц, зарегистрированных в двухкомнатной квартиры – 94,4/7=13,48 кв.м. – норма обеспеченности на одного человека.
Разрешая исковые требования, суд приходит к выводу о незаконности принятого ФИО9 Кировского района ГО г.Уфы решения от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении истцов из числа участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, на основании следующего.
В соответствии с п.1.6. Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 131 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы" Участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья (состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного или более детей), соответствующая следующим условиям:
(в ред. Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 419)
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье на день принятия органом исполнительной власти Республики Башкортостан решения о включении молодой семьи - участника Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
(в ред. Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 230)
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 1.7 Порядка;
(в ред. Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 419)
в) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п.1.8.1. вышеуказанного Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ Молодая семья, признанная в установленном порядке участником Подпрограммы, исключается из числа участников Подпрограммы в следующих случаях:
а) подача личного заявления об исключении из числа участников Подпрограммы;
б) изменение жилищных условий, в результате которых отпали основания для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
в) выявление в представляемых гражданами документах не соответствующих действительности сведений о молодой семье как нуждающейся в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для признания ее нуждающейся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
г) превышение возраста 35 лет одним из супругов либо молодым родителем в неполной семье до момента утверждения списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
(п. 1.8.1 введен Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 144)
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались».
В материалы дела со стороны Истца представлены следующее документы: выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.: № об отсутствии у ФИО6 на праве собственности недвижимого имущества, № об отсутствии у ФИО2 на праве собственности недвижимого имущества, № о том, что ФИО7 принадлежит на праве собственности 1/5 доля в праве долевой собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г.Уфа, <адрес>; № от о том, что ФИО5 на праве собственности 1/5 доля в праве долевой собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г.Уфа, <адрес>, кВ.26.
В соответствии со справкой о регистрации в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: г.Уфа, <адрес> зарегистрированы и проживают: ФИО10 – отец Истца, ФИО11 – брат Истца, ФИО12 – племянница Истца, ФИО5, его супруга – ФИО6, их несовершеннолетние дети – ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – дочь Истца и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – сын Истца.
Согласно представленной справки о регистрации в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: г.Уфа, <адрес>, зарегистрированных и проживающих лиц нет.
Оценив представленные доказательства, суд считает обоснованным довод Истцов о том, что площадь приобретенной братом Истца однокомнатной квартиры не может быть включена в расчет при определении нормы обеспеченности на одного человека, а также при определении нуждаемости в обеспечении жильем, исходя из следующего.
В соответствии с п.3. ст. 1 Закона Республики Башкортостан «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан» члены семьи малоимущего гражданина - проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи малоимущего гражданина, если они вселены в занимаемое им жилое помещение в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Иные лица признаются членами семьи малоимущего гражданина в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи».
Законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений при наличии определенных оснований, которые являются условиями постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ установлено, что гражданами, признающимися нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно представленного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: г.Уфа, <адрес>, кВ.26 была предоставлена отцу Истца –ФИО10, который вселил в данное жилое помещение в качестве членов своей семьи – мать Истца ФИО13, брата Истца – ФИО14, истца – ФИО1, как своих сыновей. В последующем ФИО11 и ФИО5 женились, тем самым образовав свои отдельные семьи.
Соответственно, членами семьи Истца являются супруга – ФИО6, дети ФИО7, ФИО8.
Членами семьи ФИО14 являются его супруга и дочь – ФИО12.
Каждая из этих семей ведет отдельное хозяйство, имеет отдельный бюджет, доказательств обратного суду не представлено.
В ходе судебного заседания Истец подтвердил, что с братом они проживают в двухкомнатной квартире отдельными семьями, питаются отдельно, бюджет ведут раздельный. Каждая жилая комната (зал 16,9 кв.м. и спальня 12.50 кв.м.) закрывается ключом, у каждой семьи свой ключ. Истцы проживают в комнате площадью 12.50 кв.м., брат со своей семьей проживает в комнате 16,9 кв.м.
Также суд соглашается с доводом Истцов, что члены семьи ФИО14 не признаются и не могут признаваться членами семьи Истца, поскольку участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015» являются молодые семьи, включающие в себя – двух взрослых родителей и их детей.
Судом учитывается, что исходя из представленной справки о регистрации лиц, проживающих в однокомнатной квартире, расположенной по <адрес>, кВ.76, ни один из членов семьи ФИО1 – он сам, его супруга и его дети в указанное жилое помещение не вселялись.
Как установлено в судебном заседании, семья ФИО1 в составе четырех человек – супруги и его двух несовершеннолетних детей, продолжают проживать и пользоваться двухкомнатной квартирой, расположенной по адресу: г.Уфа, <адрес>, кВ.26.
Следовательно, члены молодой семьи ФИО1 не приобрели жилищных прав пользования однокомнатной квартирой ФИО14, в связи с чем, и не произошло улучшения их жилищных условия в результате увеличения площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи ФИО1, что соответствует правовой позиции, изложенной в определениях ВС РФ по делу №-КГ13-134 от ДД.ММ.ГГГГ, №-В11-59 от ДД.ММ.ГГГГ, №-В12-4 от ДД.ММ.ГГГГ.
Иных допустимых доказательств, которые могли бы свидетельствовать об обеспеченности семьи ФИО1 жилой площадью свыше учетной нормы, материалы дела не содержат, в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиками суду не представлены.
Довод ответчиков о том, что ФИО1, ФИО6 перестали соответствовать требованиям, установленным пунктом 3 Порядка формирования органами местного самоуправления списка молодых семей, в частности, подпункту "а", судом отклоняется в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В пункте 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.
Таким образом, участником Программы могла быть семья, если возраст каждого из супругов не превышает 35 лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение супругов возраста 36 лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме и в соответствии с пунктом 18 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Аналогичные положения закреплены в Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 131.
Закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38, 40, 114 Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты - ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.
Таким образом, несоблюдение этого условия, то есть достижение супругом либо одиноким родителем возраста 36 лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме и в соответствии с п. 18 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
На момент разрешения спора судом семья истца не перестала соответствовать требованиям, установленным пунктом 3 Порядка формирования органами местного самоуправления списка молодых семей, в частности, подпункту "а", поскольку возраст ФИО1, ФИО6 не превышает 35 лет.
Суд, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░7, ░░░2, ░░░6 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░9 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ 2011-2015 ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░1, ░░░6, ░░░2, ░░░7;
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░1, ░░░3, ░░░2, ░░░4 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ 2011-2015 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.