Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2972/2023 ~ М-2881/2023 от 20.11.2023

Дело №2-2972/2023

УИД 73RS0013-01-2023-004287-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2023 года                      г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кудряшевой Н.В., при секретаре Харьковой О.С., с участием прокурора Заббаровой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего Надейкина А.ёма Б. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии Федерального медико-биологического агентства» о понуждении обеспечить медицинским изделием, возмещении расходов на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

           Прокурор г.Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с указанным иском в интересах несовершеннолетнего Надейкина А.Б., (ДАТА) года рождения, указав, что в связи с поступившим обращением матери несовершеннолетнего Надейкина А.Б.Пастбиной И.Е., проведена проверка соблюдения Министерством здравоохранения Ульяновской области, ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России законодательства о здравоохранении и обеспечении медицинскими изделиями, в ходе которой установлены основания для прокурорского вмешательства.

Надейкин А.Б. является ребенком – инвалидом, страдающим сахарным диабетом 1 типа, в связи с чем имеет право на обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями по рецептам врача.

Согласно Клиническим рекомендациям «Сахарный диабет 1 типа у детей» для контроля гликемии рекомендованы системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы. Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования включено в современные стандарты лечения сахарного диабета 1 типа у детей, которые не могут функционировать без расходных материалов к ним.

Вместе с тем, Надейкин А.Б. не обеспечен в (ДАТА) указанными медицинскими изделиями (системами длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы). Датчики «FreeStyleLibre» (ДАТА) приобретены матерью Надейкина А.Б. за собственные денежные средства в размере 10 720 руб. Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению Надейкина А.Б. бесплатными медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении его права.

Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России организовать обеспечение Надейкина А.Б., (ДАТА) г.р., медицинским изделием – системой длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области денежные средства в пользу Пастбиной И.Е. в размере 10 720 руб. 00 коп., затраченные на приобретение медицинского изделия (системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы: датчиков «FreeStyleLibre» для несовершеннолетнего сына Надейкина А.Б., (ДАТА) г.р.; компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ГУ «Ульяновская государственная аптека».

Помощник прокурора Заббарова Г.Р. в судебном заседании исковые требования уточнила, указав, что поддерживает иск к Министерству здравоохранения Ульяновской области в части взыскания денежных средств и компенсации морального вреда. Уточненные требования поддержала по доводам указанным в иске.

Законный представитель Пастбина И.Е., действующая в интересах Надейкина А.Б., в судебное заседание не явилась, заявлением просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому просил в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, направил в суд отзыв, в котором возражал против удовлетворения иска прокурора по доводам, изложенным в нем, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица ГУ «Ульяновская государственная аптека», не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело без участия представителя.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Так, согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от (ДАТА) №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от (ДАТА) №* утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет 1 типа (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10.9.

Как следует из материалов дела и установлено судом, несовершеннолетний Надейкин А.ём Б., (ДАТА) года рождения страдает сахарным диабетом 1 типа.

В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области от (ДАТА) №*-ЗО «Об обеспечении несовершеннолетних граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Ульяновской области и страдающих сахарным диабетом, отдельными видами медицинских изделий» граждане вне зависимости от наличия у них права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг обеспечиваются:

1) по медицинским показаниям - устройствами для введения инсулина (за исключением устройств для непрерывного введения инсулина (инсулиновых помп), расходных материалов и сервисных наборов к ним), а также ланцетами (прокалывателями), подлежащими применению в сочетании с устройствами для самостоятельного определения уровня глюкозы в крови;

2) по медицинским или по жизненным показаниям - комплектами системы чрезкожного мониторинга уровня глюкозы в крови и (или) датчиками (сенсорами) указанной системы.

Обеспечение граждан медицинскими изделиями, указанными в части 1 настоящей статьи, организует исполнительный орган Ульяновской области, осуществляющий государственное управление в сфере охраны здоровья (далее - уполномоченный орган), при этом обеспечение граждан этими медицинскими изделиями по медицинским показаниям организуется уполномоченным органом по назначениям врачей, а по жизненным показаниям - по решениям врачебных комиссий медицинских организаций государственной системы здравоохранения, находящихся на территории Ульяновской области (далее - врачебные комиссии).

Из материалов дела следует, что Надейкин А.Б. для контроля уровня сахара в крови использует систему непрерывного мониторирования глюкозы посредством использования системы FreeStyleLibre.

Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение Надейкина А.Б. системой длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы «FreeStyleLibre» не принимались.

Как видно из ответа ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России Надейкину А.Б. лечащим врачом (ДАТА) выписан рецепт серии №* №* на необходимое ему медицинское изделие – датчик для мониторирования уровня глюкозы в крови №* в соответствии с медицинскими показаниями (л.д.12).

Согласно ответу ГУ «Ульяновская государственная аптека» от (ДАТА) ввиду отсутствия изделия на момент обращения законного представителя Надейкина А.Б. в аптечный пункт №* ГУ «Ульяновская государственная аптека» в г.Димитровграде рецепт Надейкина А.Б. на изделие «Датчик для мониторинга глюкозы» был поставлен на отсроченное обслуживание.

В связи с нуждаемостью ребенка-инвалида в системе длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы мать ребенка – Пастюина И.Е. (ДАТА) приобрела за счет собственных средств датчик системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы «FreeStyleLibre» на общую сумму 10 7208 руб.

Факт приобретения указанных медицинских изделий и несения расходов на указанную сумму подтверждается письменными материалами дела (л.д. 13-14).

Федеральным законом от (ДАТА) № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в статье 6.2 установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от (ДАТА) № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Часть 3 статьи 80 Федерального закона от (ДАТА) № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В силу статьи 37 Федерального закона от (ДАТА) № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты и медицинские изделия должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных медицинских изделий, чем те, которые включены в стандарт.

Так, приказом Министерства здравоохранения РФ от (ДАТА) №*н утвержден стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения.

При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы «FreeStyleLibre» подлежат удовлетворению.

С Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Пастбиной И.Е. надлежит взыскать 10 720 руб.

Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и не поддается точному денежному подсчету, соответственно, является оценочной категорией, включающей в себя оценку совокупности всех обстоятельств, такая компенсация производится с целью смягчения эмоционально-психологического состояния инвалида, в связи с чем, должна отвечать признакам справедливости и разумности.

Бездействие ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Надейкина А.Б. медицинским изделием существенно нарушает личные неимущественные права истца, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, возраста, состояния здоровья, причиняет нравственные и физические страдания относительно непредоставления медицинского изделия, свидетельствует о социальной незащищенности ребенка Надейкина А.Б. и является основанием для компенсации морального вреда.

Учитывая приведенные обстоятельства, возраст истца, характер имеющегося у него заболевания, нуждаемость в медицинском изделии, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также принцип разумности и справедливости, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в сумме 6000 руб.

Данная денежная компенсация обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон, способствует смягчению эмоционально-психологического состояния истца, восстановлению нарушенного права.

Аргументы о сокращении бюджетных средств, выделенных региональному отделению на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отклоняются судебной коллегией. Эти вопросы характеризуют бюджетные отношения, регулируются нормами бюджетного законодательства, стороной которых истец не является.

В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в большем размере отказать.

Оснований для удовлетворения требований о понуждении Министерства здравоохранения Ульяновской области, организовать обеспечение Надейкина А.Б. медицинскими изделиями по медицинским показаниям в соответствии с назначением врача не имеется, поскольку суд не постанавливает решение на будущее время, доказательств того, что Надейкин А.Б. в настоящее время не обеспечивается медицинскими изделиями не представлено, в этой части иска к Министерству здравоохранения Ульяновской области следует отказать.

ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства России по настоящему делу является ненадлежащим ответчиком, доказательств нарушения прав истца со стороны данного ответчика не представлено, связи с чем, в удовлетворении иска к этому ответчику надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Димитровграда в интересах Надейкина А.ёма Б. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области (ОГРН №*) в пользу Пастбиной И. Е. (паспорт №* выдан (ДАТА) МО УФМС России по Ульяновской области в г. Димитровграде), действующей в интересах Надейкина Артёма Борисовича, компенсацию средств, затраченных на приобретение медицинского изделия по рецепту от (ДАТА) в сумме 10 720 руб., компенсацию морального вреда Надейкину Артёму Борисовичу в размере 6 000 руб.

В удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области о понуждении к обеспечению медицинскими изделиями, взыскании компенсации морального вреда в большем размере отказать.

В удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда в интересах Надейкина Артёма Борисовича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства о понуждении к обеспечению медицинскими изделиями отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – (ДАТА).

Председательствующий судья                                     Н.В. Кудряшева

2-2972/2023 ~ М-2881/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор г. Димитровграда
Ответчики
ФГБУ «ФНКЦРиО» ФМБА
Министерству здравоохранения Ульяновской области
Другие
ГУ «Ульяновская государственная аптека»
Пастбина И.Е.
Суд
Димитровградский городской суд Ульяновской области
Судья
Кудряшева Н. В.
Дело на сайте суда
dimitrovgradskiy--uln.sudrf.ru
20.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2023Передача материалов судье
22.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее