Дело № 2а-2898/2019
УИД: 63RS0044-01-2019-003776-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2019 года г. Самара
Судья Железнодорожного районного суда г. Самара Дудова Е.И.,
при секретаре Шарапове М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2898/2019 по иску Нуриевой Натальи Александровны, <данные изъяты> к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании незаконными бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Нуриева Н.А., <данные изъяты> обратилась в суд с указанным административным иском к административному ответчику Департаменту управления имуществом г.о.Самара, в обосновании иска указала, что они проживают по договору социального найма и зарегистрированы в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, который был признан аварийным. Кроме них в данной квартире зарегистрированы еще 10 человек. В настоящее время истцы проживают по договору безвозмездного пользования жилым помещением от 20.09.2016 г. по адресу: <адрес>, поскольку в вышеуказанном жилом доме проживать невозможно. В адрес административного ответчика истцом было направлено заявление о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, по г.о. Самара, а также приложены все необходимые документы. Письмом от 28.06.2019 требования истца о постановке на учет не были удовлетворены необоснованно и незаконно. До настоящего времени административный ответчик бездействует. Согласно ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок. В соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На протяжении трех лет они проживают по адресу: <адрес>, иные лица, зарегистрированные по адресу: <адрес>, проживают в других квартирах. Таким образом, считает, что права административного истца, предусмотренные ст. 51 и 52 ЖК РФ, были незаконно нарушены.
На основании изложенного, административный истец просила суд признать незаконными бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившиеся в непостановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма по г.о. Самара.
В судебном заседании административный истец Нуриева Н.А., <данные изъяты>., а также представитель административного истца – адвокат Ковалева О.Г. административное исковое заявление поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Копылова Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований административного истца, поддержала возражение на исковое заявление, просила в удовлетворении административного иска отказать. Указала, что бездействия Департамента отсутствуют. Административному истцу ответчиком не было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку административным истцом было подано заявление в простой письменной форме, как обычное заявление, что не соответствовало Регламенту, в связи с чем заявителю было разъяснено право на обращение с заявлением в установленном порядке.
Выслушав административного истца и ее представителя, представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец просит признать незаконными бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самара выразившиеся в непостановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма по г.о. Самара, ссылаясь на письмо административного ответчика от 28.06.2019 года.
Установлено, что данный ответ Департамента управления имуществом г.о. Самара был направлен по почте 29.06.2019, а был получен согласно объяснениям Нуриевой Н.А. 04.07.2019 года. Административное исковое заявление направлено Нуриевой Н.А. в суд согласно почтовому направлению 30.09.2019 года, то есть в установленный срок.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что срок для подачи административного иска истцом не пропущен.
Из материалов дела следует, что 03.06.2019 года Нуриева Н.А. обратилась с письменным заявлением на имя руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара, в котором просила поставить на очередь как нуждающихся в жилье <данные изъяты> данное заявление зарегистрировано за входящим номером № от 03.06.2019 года (л.д. 35).
На обращение административного истца по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Департамент управления имуществом городского округа Самара направил ответ от 28.06.2019 года №15-07-25/22718, в котором заявителю сообщалось со ссылкой на часть 1 статьи 8 Закона Самарской области от 05.07.2005 № 139-ГД «О жилище» и п. 2.6. административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденного распоряжением Департамента от 07.06.2013 № 421, о том, что заявление о предоставлении муниципальной услуги заполняется заявителем по форме согласно приложению № 2 к указанному регламенту и приложению № 1 к Закону №139-ГД. Также сообщалось, какие документы необходимо прилагать к заявлению. Кроме того, заявителю разъяснено, что за дополнительной информацией, а также для оказания помощи в сборе документов, необходимых для рассмотрения вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, заявитель вправе обратиться в управление по жилищным вопросам Департамента по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская, д. 17, каб. 203, с указанием приемных дней и часов (л.д. 33-34).
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В силу ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Перечень документов, на основании которых граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма установлен в ч.1 ст. 8 Закона Самарской области от 05.07.2005 № 139-ГД «О жилище».
Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 07.06.2013 N 421 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма".
В соответствии п. 2.6. административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма» (утв. распоряжением Департамента от 07.06.2013 № 421) заявление о предоставлении муниципальной услуги заполняется заявителем по форме согласно приложению № 2 к указанному регламенту (л.д. 80-85) и приложению № 1 к Закону Самарской области от 05.07.2005 № 139-ГД «О жилище».
Согласно п.2.6. Регламента документы подлежат представлению при подаче заявления и постановке на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
В соответствии с Регламентом заявление о предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма» подается заявителем лично, либо в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, в соответствии с требованиями законодательства, либо посредством почтового отправления, в свою очередь подпись заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
В соответствии с п. 3.3.1 Регламента, юридическим фактом, являющимся основанием для начала административной процедуры, является подача заявителем заявления по форме согласно приложению N 2 о признании его и членов его семьи малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно п. 3.3.2. Регламента ответственными за выполнение административной процедуры являются специалисты Департамента, уполномоченные на прием заявлений от граждан.
Таким образом, заявление о предоставлении муниципальной услуги должно соответствовать нормам действующего законодательства и подается для рассмотрения сотрудникам Департамента, уполномоченным на прием указанных заявлений.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что Нуриевой Н.А. подано письменное заявление 03.06.2019 года с приложенными документами в свободной форме в канцелярию Департамента (л.д. 35-45).
Между тем, указанное заявление административного истца не соответствовало форме, указанной в приложении № 2 Регламента.
В соответствии с п. 2.1, 2.2. Регламента, в стандарте предоставления муниципальной услуги указано, что муниципальной услугой является: "Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма". Органом местного самоуправления городского округа Самара, предоставляющего данную муниципальную услугу, является Департамент управления имуществом городского округа Самара в лице управления по жилищным вопросам Департамента, муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара "Центр администрирования управления муниципальной собственностью".
С учетом изложенного, заявление Нуриевой Н.А. с просьбой поставить ее и ее ребенка на очередь как нуждающихся в жилье, поданное 03.06.2019 года в свободной форме (л.д. 35), правомерно было рассмотрено Департаментом управления имуществом городского округа Самара как обращение в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В связи с изложенным, обращение Нуриевой Н.А. от 03.06.2019, было рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и в установленный данным законом 30-дневный срок с момента регистрации был подготовлен и направлен 29.06.2019 года (л.д. 14, 33) ответ заявителю. Данным ответом Департамента от 28.06.2019 года административному истцу разъяснен порядок получения муниципальной услуги "Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма".
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Суд приходит к выводу о том, что нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца Нуриевой Н.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Нуриева К.Б., не установлено, в связи с чем основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившиеся в непостановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма по г.о. Самара, отсутствуют.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Нуриевой Натальи Александровны, <данные изъяты> к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании незаконными бездействия - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2019 года.
Судья Дудова Е.И.