Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2090/2017 ~ М-948/2017 от 14.03.2017

    Дело № 2-2090/2017

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    29 июня 2017 года                                                                                           г.Красноярск

    Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

    председательствующего судьи Шевцовой О.В.

с участием представителя истца Кудайбердиевой Ж.А. – Климова А.В., действующего на основании доверенности от 17 апреля 2017 года,

представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района в г. Красноярске Абашиной Е.М., действующей на основании доверенности от 20 июня 2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кудайбердиева Ж.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в выдаче материнского сертификата и признании права на краевой материнский капитал,

    УСТАНОВИЛ:

    Истец Кудайбердиева Ж.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска о признании решения Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска об отказе в оказании дополнительных мер поддержки семей незаконным, признании за ней права на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей в Красноярском крае, возложении обязанности на Управление социальной защиты населения Администрации Ленинского района г. Красноярска выдать сертификат на краевой материнский (семейный) капитал.

Требования мотивировала тем, что после рождения ребенка Э.У.А., ДД.ММ.ГГГГ, 27 октября 2016 года она обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска посредством направления документов через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал. 28 ноября 2016 года Управлением социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска в выдаче сертификата ей было отказано, со ссылкой на то, что у Кудайбердиевой Ж.А. отсутствовала регистрация по месту жительства на территории Красноярского края, в том числе и на дату рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки. Считает данное решение Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска от 28 ноября 2016 года незаконным, поскольку на момент рождения ребенка истец имела регистрацию по месту пребывания по адресу<адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги и копией свидетельства о регистрации по месту пребывания, просит признать данное решение незаконным и возложить на ответчика обязанность выдать ей сертификат на краевой (семейный) капитал, а также взыскать расходы по оплате юридических услуг за представительство в суде в размере 10 000 руб. 00 коп.

Истец Кудайбердиева Ж.А., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, доверила представление своих интересов в суде Климову А.В.

Представитель истца Кудайбердиевой Ж.А. – Климов А.В., действующий на основании доверенности от 17 апреля 2017 года, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.

    Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска Абашина Е.М., действующая на основании доверенности от 20 июня 2017 года, в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что решение Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска от 28 ноября 2016 года об отказе Кудайбердиевой Ж.А. в выдаче сертификата на краевой (семейный) капитал, поскольку истец не имела регистрации на территории Красноярского края, в том числе и на дату рождения ребенка, законно, соответствует требованиям законодательства, установление факта проживания истца на территории Ленинского района г. Красноярска на конкретную дату в компетенцию Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска не входило, в связи с чем просила истцу в иске отказать.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социальной политики Красноярского края П.Г.Е., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, до судебного заседания представила отзыв на исковое заявление истца, в котором указала, что решение Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска об отказе в выдаче сертификата является законным и обоснованным, подтвердить место жительства (юридический факт) можно документами о регистрации по месту жительства (отметка в паспорте), а также путем его установления судом в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, при этом указав, Министерство социальной политики Красноярского края не возражает относительно установления факта постоянного или преимущественного проживания Кудайбердиевой Ж.А. на территории Красноярского края на момент рождения третьего ребенка.

    Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 09 июня 2011 года N 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае» право на получение сертификата на краевой материнский (семейный) капитал возникает у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Красноярского края и родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 01 июля 2011 года.

    Согласно ст. 1 настоящего Закона, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Красноярского края.

    Согласно ст. 5 Закона Красноярского края от 09 июня 2011 года N 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае», лица, указанные в п. 3 - 5 статьи 3 настоящего Закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 3 настоящего Закона, вправе обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства (далее - уполномоченный орган) либо в краевое государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - КГБУ «МФЦ») с заявлением о выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры поддержки путем подачи заявления со всеми необходимыми документами.

     Пунктом 25 Приказа от 02 декабря 2014 года № 82-Н «Об утверждении административного регламента предоставления органами местного самоуправления по переданным полномочиям государственной услуги по выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал», предусмотрен перечень документов, которые необходимо предоставить лицам, претендующим на предоставление материнского (семейного) капитала, в том числе, документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации.

    В соответствии с п. «г» ч. 5 ст. 5 Закона Красноярского края от 09 июня 2011 года №12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае» основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Красноярского края, в том числе на дату рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры поддержки.

    Место жительства граждан Российской Федерации устанавливается по данным органов регистрационного учета.

    В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин преимущественно проживает.

    Согласно ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Местом жительства является жилой дом, квартира, служебное помещение, …, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ (Определение от 05 октября 2000 года № 199-ФЗ), место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органам.

Как следует из материалов дела, Кудайбердиева Ж.А является матерью несовершеннолетних А.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А.К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Э.У.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждено свидетельствами о рождении.

    27 октября 2016 года Кудайбердиева Ж.А., в связи с рождением третьего ребенка Э.У.А., ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска посредством направления документов через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал.

    Решением Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска от 28 ноября 2016 года Кудайбердиевой Ж.А. было отказано в выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием подтвержденного регистрацией места жительства на территории Красноярского края на дату рождения третьего ребенка.

    Согласно копии свидетельства о регистрации по месту пребывания от 07 марта 2014 года Кудайбердиева Ж.А. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно копии паспорта истец с 07 августа 2014 года по настоящее время зарегистрирована постоянно по тому же адресу : <адрес> фактически по нему проживает.

    В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

    Согласно ст. 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

В силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Положения Закона Красноярского края от 09 июня 2011 года № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей в Красноярском крае» распространяются на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Красноярского края.

    В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

    Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что постоянная регистрация не входит в понятие «место жительства», не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

    Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02 февраля 1998 года N 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о возможности признании за истцом права на краевой материнский (семейный) капитал, поскольку отсутствие у Кудайбердиевой Ж.А. регистрации на территории г. Красноярска Красноярского края, в том числе на дату рождения ребенка само по себе, не является основанием для ограничения реализации ее права на получение дополнительной меры государственной поддержки семьи, в связи с чем исковые требования Кудайбердиевой Ж.А. о признании права на получение сертификата на краевой материнский (семейный) капитал в связи с рождением у нее ДД.ММ.ГГГГ сына Э.У.А. и возложении на Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска обязанности выдать Кудайбердиевой Ж.А. сертификат на краевой материнский (семейный) капитал подлежат удовлетворению в полном объеме.

    При рассмотрении исковых требований истца о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска в выдаче Кудайбердиевой Ж.А. сертификата на краевой материнский (семейный) капитал суд пришел к следующему.

    Согласно п. «г» ч. 4 ст. 5 названного Закона Красноярского края основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие места жительства на территории Красноярского края, в том числе на дату рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры поддержки.

    В силу положений п. п. 3, 4 Правил подачи заявления о выдаче сертификата, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 28 июня 2011 года № 383-п «О порядке выдачи сертификата на краевой материнский (семейный) капитал» выдача сертификата осуществляется исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Красноярского края (далее – уполномоченный орган) по месту жительства заявителя на основании заявления о выдаче сертификата (далее – заявление), по форме согласно приложению к настоящим Правилам, которое может быть подано заявителем в любое время после возникновения права на дополнительные меры поддержки.

    К заявлению прилагаются следующие документы:

    - копия паспорта гражданина Российской Федерации;

    - копии свидетельств о рождении (паспортов) детей.

    Таким образом, в силу указанных положений Закона Кудайбердиевой Ж.А. при обращение в Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска должна была подтвердить соответствующим документом факт проживания на территории Красноярского края на момент рождения третьего ребенка.

    Сопоставление данных о фактическом проживании заявителя в отсутствие документов, предусмотренных названным Законом, не входит в компетенцию Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска.

    При таких обстоятельствах, оснований для признания отказа Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска в выдаче Кудайбердиевой Ж.А. сертификата на краевой материнский (семейный) капитал незаконным не имеется, в связи с чем суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении данных исковых требований.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из материалов дела, истцом заявлены требования о возмещении судебных расходов за представительство в суде в размере 10 000 руб. 00 коп., доказательством, подтверждающим несение истцом данных расходов является расписка представителя Кудайбердиевой Ж.А. – Климова А.В., согласно которой 04 октября 2016 года Климиов А.В. получил от Кудайбердиевой Ж.А. денежные средства в счет оплаты по договору оказания юридических услуг от 04 октября 2016 года.

    В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года «О некоторых вопросов применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела, по смыслу статей 98, 100 ГПК РФ, статей 111, 112 КАС РФ, статьи 110 АПК РФ, судебные издержки возмещаются при разрешении судами материально – правовых споров. Поскольку рассмотрение дел, предусмотренных главами 28-30, 32-34, 36, 38 ГПК РФ, главой 27 АПК РФ, направлено на установление юридических фактов, определение правового статуса привлеченных к участию в деле лиц или правового режима объектов права, а не на разрешение дел, относятся на лиц, участвующих в деле, которые их понесли, и не подлежат распределению по правилам главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ, главы 9 АПК РФ.

    Учитывая, что оснований для признания незаконными действий ответчика не установлено и в удовлетворении данных исковых требований судом отказано, судебные расходы понесенные истцом по оплате юридических услуг за представительство в суде в размере 10 000 руб. 00 коп., в ходе которого судом установлен юридический факт – факт проживания Кудайбердиевой Ж.А. на территории Красноярского края, дающий истцу право на меру дополнительной социальной поддержки при рождении третьего ребенка, надлежащим способом защиты нарушенного права в данном случае является именно установление юридического факта, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов по оплате юридических услуг за представительство в суде в размере 10 000 руб. 00 коп. не имеется.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Исковые требования Кудайбердиева Ж.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска о признании права на краевой материнский капитал удовлетворить частично.

Признать за Кудайбердиева Ж.А. право на получение сертификата на краевой материнский (семейный) капитал в связи с рождением у нее ДД.ММ.ГГГГ сына Э.У.А..

Обязать Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска выдать Кудайбердиева Ж.А., сертификат на краевой материнский (семейный) капитал.

В удовлетворении требований о признании незаконным решения Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска от 28 ноября 2016 года об отказе Кудайбердиевой Ж.А. в выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал, взыскании судебных расходов по оплате юридических услуг за представительство в суде в размере 10 000 руб. 00 коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2017 года.

Судья                                                                                                               О.В. Шевцова

2-2090/2017 ~ М-948/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кудайбердиева Жаркынай Абдыкааровна
Ответчики
Управление социальной защиты населения Администрации Ленинского района г. Красноярска
Другие
Климов Артем Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярска
Судья
Шевцова Олеся Вадимовна
Дело на странице суда
lenins--krk.sudrf.ru
14.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2017Передача материалов судье
20.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.04.2017Предварительное судебное заседание
05.05.2017Предварительное судебное заседание
18.05.2017Предварительное судебное заседание
15.06.2017Судебное заседание
29.06.2017Судебное заседание
04.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2017Дело оформлено
24.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее