Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1001/2023 (2а-6425/2022;) ~ М-6044/2022 от 19.12.2022

63RS0039-01-2022-007593-61

2а-1001/2023 (2а-6425/2022)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 февраля 2023 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И. при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1001/2023 по административному исковому заявлению Горелкиной Эльвиры Сергеевны в интересах Горелкиной С. А. к Департаменту образования Администрации г.о. Самары о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

установил:

Горелкина Э.С., действующая в интересах несовершеннолетней Горелкиной С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара об оспаривании бездействия, выразившегося в непредоставлении места в дошкольном образовательном учреждении.

В обоснование заявления указано, что 31.08.2022 административный истец обратилась в Департамент образования Администрации г.о.Самара с заявлением о постановке несовершеннолетнего ребенка Горелкиной С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении. Приоритетным дошкольным образовательным учреждением указала дошкольное отделение МБОУ Школа № 26 (г. Самара, ул. 5-я просека, д. 91а). 02.09.2022 в целях реализации права ребенка на образование истец обратилась в Департамент с письменным заявлением о предоставлении места в выбранном дошкольном образовательном учреждении. 20.09.2022 Департаментом направлен ответ об отказе в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении без указания законных причин. Департамент лишь сообщил о необходимости ожидания в очереди, о распределении мест электронной системой и об отсутствии свободных мест в выбранном учреждении. Также было предложено рассмотреть дошкольные образовательные учреждения, которые не подходят и не были выбраны истцом в качестве желаемых, так как находятся в территориальной удаленности от места проживания и физически недоступны для ежедневного посещения.

Ссылаясь на то, что мер к устройству ребенка в дошкольном учреждении Администрацией г.о. Самара не предпринято, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания ребенка не предложены, административный истец просит признать незаконным и дискриминационным бездействие Администрации г.о.Самара в решении вопроса устройства несовершеннолетнего ребенка Горелкиной С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания; обязать Администрацию г.о.Самара реализовать право несовершеннолетнего ребенка Горелкиной С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст. 43 Конституции РФ, путем создания и предоставления в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда места в группе полного дня в МБОУ Школа № 26.

Протокольным определением суда от 18.01.2023 с согласия административного истца произведена замена административного ответчика Администрации г.о. Самара на Департамент образования Администрации г.о.Самара.

В судебном заседании административный истец Горелкина Э.С. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Департамента образования Администрации г.о.Самара по доверенности Коробова О.В. не явилась, ранее в судебном заседании просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указывая, что бездействия Департаментом не допущено, истцу предлагались другие доступные дошкольные образовательные учреждения, в которых сохраняются в достаточном количестве свободные места.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Статьей 5 Закона об образовании установлено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

В соответствии со статьей 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).Согласно Положению «О Департаменте образования Администрации городского округа Самара», утвержденному Решением Думы городского округа Самара от 26 марта 2009 г. N 707, Департамент образования Администрации городского округа Самара (далее - Департамент) является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере образования (п.1.1). Основными задачами Департамента является в том числе создание и обеспечение условий для реализации прав граждан на общедоступное, бесплатное и качественное образование (п.2.2). В целях выполнения возложенных задач Департамент организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных учреждениях городского округа Самара в сфере образования (п.3.1).

Таким образом, к ведению Департамента образования Администрации г.о.Самара относится обеспечение местами в муниципальных дошкольных учреждениях для получения бесплатного дошкольного образования.

Из материалов дела следует, что Горелкина С.А. является матерью несовершеннолетней Горелкиной С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

31.08.2022 в МАУ г.о. Самара «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг» Горелкина Э.С. зарегистрировала заявление о предоставлении места в МДОУ с желаемой датой зачисления 01.09.2022. Приоритетным дошкольным образовательным учреждением указала дошкольное отделение МБОУ Школа № 26.

02.09.2022 Горелкина С.А. направила в Департамент образования Администрации г.о.Самара заявление о предоставлении места в выбранном дошкольном образовательном учреждении.

20.09.2022 Департаментом представлен письменный ответ, в котором изложена информация о порядке распределения свободных мест в МДОУ г.о. Самара, сообщено об отсутствии вакантных мест в выбранном ДОУ, указана актуальная очередность – номер 15. Предложено с целью увеличения шансов на зачисление ребенка в МДОУ рассмотреть возможность постановки ребенка на учет в другие детские сады (до пяти) в порядке убывания предпочтения для детей возрастной категории ребенка, расположенные непосредственно вблизи от места проживания или работы. Предоставлена информация о МДОУ, осуществляющих прием детей в возрасте от 5 до 6 лет на 2022-2023 учебный год.

Указанный ответ послужил основанием для обращения истца с жалобами в прокуратуру г.Самары, к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области, в Администрацию Президента РФ и в суд.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Департаментом образования Администрации г.о.Самара допущено незаконное бездействие, выразившееся в непредоставлении несовершеннолетней Горелкиной С.А. места в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания.

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).

Таким образом, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях уполномоченный орган предлагает свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка, а также принимает меры с целью обеспечить ребенку возможность получения дошкольного образования в иных формах с сохранением учета ребенка в списке очередников.

Материалами дела подтверждено, что у несовершеннолетней Горелкиной С.А. имеются все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган).

В связи с этим у Департамента образования Администрации г.о.Самара возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных административным истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании.

Однако мер к устройству ребенка в другом дошкольном образовательном учреждении Департаментом образования предпринято не было, свободные места в других организациях в доступной близости от места проживания ребенка не предлагались. Предложенное истцу МДОУ № 153 по адресу: г.Самара, ул. Солнечная, 51, расположено на расстоянии 2,7 км от места проживания ребенка, что нельзя признать отвечающим требованиям территориальной доступности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия Департамента, выразившегося в непредоставлении Горелкиной С.А. места в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания.

Доводы Департамента о наличии достаточного количества свободных мест в других дошкольных образовательных учреждениях города не свидетельствуют об отсутствии бездействия в части обеспечения права на доступное дошкольное образование ребенка административного истца. Сам факт отсутствия вакантных мест в дошкольном образовательном учреждении в пешеходной доступности от места проживания ребенка указывает на недостаточность принимаемых мер по созданию необходимого количества новых мест, в том числе путем строительства новых или переустройства существующих дошкольных образовательных учреждений.

Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, суд считает необходимым возложить на Департамент обязанность заново рассмотреть вопрос о предоставлении несовершеннолетней Горелкиной С.А. места в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания, поскольку в силу закрепленного принципа разделения властей суд не вправе подменять органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит разрешение спорного вопроса. Кроме того, рассмотрение вопроса о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении требует дополнительной проверки наличия свободных мест во всех соответствующих образовательных учреждениях г.о. Самара, отвечающих требованию доступности, с учетом места жительства ребенка, а в случае отсутствия таких мест, направления административному истцу конкретных предложений по получению дошкольного образования в одной из вариативных форм.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Горелкиной Эльвиры Сергеевны в интересах несовершеннолетней Горелкиной Серафимы Андреевны удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Департамента образования Администрации г.о. Самара, выразившееся в непредоставлении Горелкиной С. А. места в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания.

Обязать Департамент образования Администрации г.о. Самара рассмотреть вопрос о предоставлении Горелкиной С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 27.02.2023.

2а-1001/2023 (2а-6425/2022;) ~ М-6044/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Горелкина Э.С.
Ответчики
Департамент образования администрации г.о. Самары
администрация г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
19.12.2022Регистрация административного искового заявления
19.12.2022Передача материалов судье
22.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2023Судебное заседание
25.01.2023Судебное заседание
09.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее