Гражданское дело № 585\2011 г.
Решение
Именем Российской Федерации
4 июля 2011 года город Смоленск
Смоленский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Стукалова Д.В.,
при секретаре Морозове А.Ю.,
с участием прокурора - помощника военного прокурора Смоленского гарнизона майора юстиции Амировой П.Н.,
заявителя Никитина В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № майора запаса Никитина Владислава Геннадьевича об оспаривании действий командира указанной воинской части и руководителя ФБУ «Управление финансового обеспечения <данные изъяты>, связанных с размером выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы и исключением из списков личного состава части,
установил:
Никитин обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходил военную службу по контракту в распоряжении командира войсковой части №. Приказом командира указанной воинской части от 28 февраля 2011 года № 15 марта 2011 года он был исключен из списков личного состава части. До 1 января 2011 года надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы ему была назначена и выплачивалась в размере 115 % от должностного оклада, а с 1 января 2011 года до исключения из списков личного состава части она выплачена ему в размере 50%.
Полагая свои права нарушенными, увеличив в судебном заседании свои требования, Никитин просит суд:
- обязать командира войсковой части № отменить изданный им 28 февраля 2011 года приказ № в части исключения его из списков личного состава части;
- обязать командира войсковой части № восстановить его в списках личного состава части до обеспечения причитающимися видами довольствия;
- обязать командира войсковой части № отменить приказ от 11 января 2011 года и издать приказ о выплате ему надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы за период с 1 января 2011 года до момента исключения из списков личного состава части в размере 115%, а руководителя ФБУ «Управление финансового обеспечения <данные изъяты> произвести перерасчет указанной выплаты.
- возместить понесенные им судебные расходы в размере 220 рублей, состоящие из оплаты государственной пошлины за подачу заявления в суд.
В судебном заседании Никитин свои требования поддержал и пояснил, что при получении окончательного расчета при увольнении с военной службы в марте 2011 года, ему стало известно, что надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 1 января 2011 года ему выплачена в меньшем размере. Изменение размера оспариваемой надбавки Никитин связывает с прохождением им военной службы в распоряжении. Но поскольку условия его службы и местность в 2011 году не изменились, то оснований для уменьшения ему в 2011 году размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы у командира войсковой части № не имелось, а, следовательно, изданный указанным должностным лицом приказ от 11 января 2011 года № незаконен. Считает действия командира войсковой части № в уменьшении оспариваемой надбавки до 50% от оклада по воинской должности незаконным, противоречащим ст. ст 12, 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ущемляющим и нарушающим его права.
Поскольку, по мнению заявителя, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в 2011 году должна была ему выплачиваться в размере 115%, то на момент исключения из списков личного состава части денежное довольствие ему выплачено не в полном объеме, в связи с чем приказ об исключении его из списков личного состава части подлежит отмене, а он восстановлению в списках личного состава части до восстановления его нарушенного права.
Командир войсковой части № и руководитель ФБУ «Управление финансового обеспечения <данные изъяты>, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыли, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
При этом представитель командира войсковой части № Романов В.В. направил в суд возражения, в которых указал, что требования Никитина он не признает, и заявил о пропуске заявителем установленного ст. 256 ГПК РФ срока обращения в суд.
Выслушав объяснения заявителя, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, исследовав письменные материалы дела, военный суд находит установленным следующее.
Так, согласно статье 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска трехмесячного срока выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как пояснил в судебном заседании заявитель приказ от 11 января 2011 года № об установлении ему в 2011 году надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 50% ему не доводился, а о выплате указанной надбавки в меньшем размере ему стало известно в марте 2011 года, когда денежное довольствие за период с 1 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года ему было выплачено на основании решения Воронежского гарнизонного военного суда от 14 февраля 2011 года.
Кроме того, заявитель пояснил, что об оспариваемых приказах он узнал 15 марта 2011 года при исключении из списков личного состава части.
Представителем заинтересованного лица данные обстоятельства не опровергнуты, в связи с чем, суд полагает, что срок для обжалования вышеуказанных приказов командира войсковой части не пропущен, т.к. с заявлением в военный суд он обратился 14 июня 2011 года.
По смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», материальные и иные виды обеспечения военнослужащим устанавливаются с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения военной службы.
Выплата денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гарантирована статьей 12 указанного Федерального закона, в которой определено, что денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации, до 120 % от оклада по воинской должности.
Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания и прохождения военной службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот и гарантий в денежную форму.
Исходя из статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, а также абзаца 2 п. 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» целью увеличения рассматриваемой надбавки явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме. Увеличение указанной надбавки составило 50%.
Таким образом, отменяя для всех категорий военнослужащих льготу в натуральной форме, в том числе находящимся в распоряжении командира, законодатель предусмотрел их компенсацию в виде выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в увеличенном размере.
Определение конкретного размера и порядка выплаты надбавки Законом отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, что согласуется с необходимостью учета условий и режима военной службы, в том числе фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц отдельно взятым военнослужащим при выплате ему денежного довольствия.
В соответствии со статьей 108 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года № (далее Порядка), ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы. В том числе для офицеров, проходящих военную службу в столицах областей, надбавка устанавливается до 115% от оклада по воинской должности, а в других городах и населенных пунктах - до 95%.
Пункт 109 Порядка определяет, что конкретные размеры надбавки устанавливаются приказом командира воинской части не более чем на один год. По решению соответствующих командиров (начальников) размер надбавки военнослужащим может быть изменен ранее периода, на который она установлена, при изменении условий военной службы.
По окончании периода, на который была установлена надбавка, командиром воинской части принимается решение о продлении выплаты надбавки или изменении ее размера, о чем издается приказ по воинской части.
В судебном заседании установлено, что Никитин В.Г, был освобожден от занимаемой должности 1 октября 2009 года, проходил службу в распоряжении командира войсковой части № постоянно проживает в поселке <адрес> и согласно представленному заявителем приказа командира войсковой части № от 5 февраля 2010 года № местом его службы в период нахождения в распоряжении является <адрес>.
Из пояснений Никитина следует, что в период с октября 2010 года по день исключения из списков личного состава части он два раза в неделю прибывал на построение в войсковую часть №, дислоцированную в поселке <адрес>, и после этого убывал домой, а поскольку с 1 января 2011 года условия его военной службы не изменились, то и оснований для снижения надбавки за сложность напряженность и специальный режим военной службы до 50% у заинтересованного лица не имелось.
Из исследованных выписок из приказов следует, что заявителю командиром воинской части № размер оспариваемой надбавки был установлен
приказом от 24 февраля 2010 года № на 2010 год в размере 115 %,
приказом от 11 января 2011 года № на 2011 год в размере 50%.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что командир части самостоятельно определяет вклад каждого военнослужащего по поддержанию боевой и мобилизационной готовности вверенной ему части и ему предоставлено право единолично принимать окончательное решение о размере надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы и определять период, на который такая надбавка устанавливается, и, кроме того, Порядком предусмотрена возможность изменения ее размера по окончании периода, на который она установлена, суд находит приказ командир войсковой части № от 11 января 2011 года № в части установления заявителю оспариваемой надбавки в размере 50% законным и обоснованным.
Иное, по мнению суда, уравнивало бы в социальных гарантиях заявителя и других военнослужащих этой части, которые, в отличие от Никитина, исполняют свои должностные обязанности или иные обязанности, которые возложены на них командиром.
Кроме того, суд учитывает, что местом военной службы для Никитина в период прохождения военной службы не на воинской должности являлся не <адрес>, а <адрес>, а поэтому его требование о выплате надбавки в размере 115% от должностного оклада, исходя из административно-территориального деления, не основано на законе, поскольку в соответствии с пунктом 108 Порядка размер оспариваемой надбавки для старших офицеров, проходящих военную службу в прочих населенных пунктах, не являющихся городами федерального значения и столицами республик, краев, областей, предусмотрен до 95%.
Согласно статье 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с её окончанием. Окончанием военной службы согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Статьей 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы, при этом правовая защита военнослужащих является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации, а реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров (начальников).
В соответствии с пунктом 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть
полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Согласно выписке из приказа командира № от 28 февраля 2011 года № подтверждается, что Никитин, приказом командира войсковой части № от 19 января 2011 года № уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (по подпункту «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе) и 15 марта 2011 года - исключен из списков личного состава части.
Как пояснил в судебном заседании Никитин В.Г. на момент исключения из списков личного состава части всеми видами довольствия, за исключением перерасчета оспариваемой надбавки, он был обеспечен.
Поскольку незаконность обжалуемого приказа об исключении из списков личного состава части и требование о его отмене заявитель связывает исключительно с размером выплаченной ему в 2011 году надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военный службы, приказ о выплате которой суд находит законным и обоснованным, то суд полагает, что командиром войсковой части № каких-либо нарушений действующего законодательства при исключении из списков личного состава части заявителя не допущено, а изданный указанным должностным лицом приказ от 28 февраля 2011 года № является законным, в связи с чем, заявление Никитина удовлетворению не подлежит.
Ввиду отказа в удовлетворении заявления, судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за подачу заявления в суд, возмещению Никитину не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 и 258 ГПК РФ военный суд,
решил:
Никитину Владиславу Геннадьевичу в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский окружной военный суд через Смоленский гарнизонный военный суд в десятидневный срок.
Председательствующий по делу