Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1605/2020 ~ М-2284/2020 от 17.09.2020

№ 2а-1605/2020 УИД 70RS0002-01-2020-005567-36 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи: Лысых Е.Н.,

при секретаре: Локтаевой А.А.,

помощника судьи Аникиной О.В.,

истца Севостяьнова В.А.,

представителя истца Рогожиной Н.Д.,

представителя административного ответчика Герасимова В.В.,

представителя заинтересованного лица Монголиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Севостьянова В.А. к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Томска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

установил:

Севостьянов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Томска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В обоснование заявленного иска указал, что обратился с заявлением о предварительном согласовании для предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с Законом Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области», так как в его фактическом владении и пользовании находится отдельно стоящий жилой дом, созданный до 31 декабря 2001 года.

Департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска ему было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу <адрес обезличен>, о чём направлено сообщение от 14.08.2020 № 02-19/7895.

Основанием для отказа послужило то, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне от группы предприятий производственно-коммунальных объектов (санитарно-защитная зона промплощадки ООО «Монтажспецстрой», ООО «Производственно-коммерческий центр «Север», ООО «Перевозчик Регион 70», ООО «Моторное масло и смазки»), что является нарушением раздела СанПин 2.2.1/2.1.1.1.1200-03.

Считает отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу <адрес обезличен>.г. не обоснованным, нарушающим положения Закона Томской области от 11.11.2015 № 169-ОЗ «О порядке бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для целей, не связанных со строительством».

В частности, отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в своём сообщении руководствуется п. 1 ст. 11 Закона Томской области от 11.11.2015 № 169-ОЗ и п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, тем самым отказав фактически в предоставлении земельного участка, о чем истец ответчика не просил.

В сообщении об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка нет обоснования, предусмотренного Земельным Кодексом РФ Законом Томской области № 169-ОЗ и Законом Томской области №100-ОЗ.

Кроме того, указанные в отказе санитарно-защитные зоны не существуют на карте зонирования Города Томска, как надлежаще оформленные в соответствии с нормами СанПин 2.2.1/2.1.1200-03. ООО Монтажспецстрой» деятельность не осуществляет, а ООО «Перевозчик Регион 70» является ликвидированной организацией.

Ссылаясь на Закон Томской области от 11.11.2015 № 169-ОЗ и п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, просил суд: признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 14 августа 2020 года № 02-19/7895 об отказе Севостьянову В.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу <адрес обезличен>.

Явившись в судебное заседание, истец Севостьянов В.А. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного истца Рогожина Н.Д., действующая на основании ордера № 20/52 от 16.09.2020 г., в судебном заседании доводы ситца поддержала, дополнительно указав, что организации, образующие санитарно-защитную зону, являются не действующими. Земельный участок входит в зону Ж-2 жилой застройки. Оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка фактически не было.

Представитель административного ответчика Герасимов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель заинтересованного лица администрации города Томска Монголина А.Ю., действующая на основании доверенности, полагала заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск.

Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Томской области Лобыня О.В.представила в суд письменный отзыв на административное исковое заявление.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям ч. ч. 2, 3 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на административном истец лежит обязанность представить доказательства того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд. Административный ответчик обязан доказывать законность оспариваемых решений, действий, бездействия (соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения).

В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В силу п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

По смыслу закона гражданин имеет право на получение земельного участка в собственность, если отсутствуют установленные п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ запреты, земельный участок предназначен для испрашиваемых целей и свободен от прав других лиц.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ определен принцип единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов. На основании ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением участков, которые не могут находиться в частной собственности. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан участков, находящихся в муниципальной собственности за исключением изъятия участков из оборота, установленного запрета на приватизацию участков. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 9.1 ст. 3 названного Федерального закона в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Постановлением Законодательной Думы Томской области от 29.10.2015 № 2917 принят Закон Томской области от 11.11.2015 № 169-ОЗ «О порядке бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для целей, не связанных со строительством», который устанавливает порядок бесплатного предоставления гражданам земельных участков в собственность для целей, не связанных со строительством.

Севостьянов В.А. обратился с заявлением в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска с заявлением о предварительном согласовании для предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с Законом Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области», так как в его фактическом владении и пользовании находится отдельно стоящий жилой дом, созданный до 31 декабря 2001 года.

14.08.2020 г. Департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу <адрес обезличен>, о чём направлено сообщение № 02-19/7895.

Основанием для отказа указано, что испрашиваемый истцом земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне от группы предприятий производственно-коммунальных объектов (санитарно-защитная зона промплощадки ООО «Монтажспецстрой», ООО «Производственно-коммерческий центр «Север», ООО «Перевозчик Регион 70», ООО «Моторное масло и смазки»), что является нарушением раздела СанПин 2.2.1/2.1.1.1.1200-03.

Судом установлено, что жилой дом создан в 1935 году, а испрашиваемый земельный участок использовался под индивидуальным жилым домом с приусадебным участком до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР» и используется до настоящего времени. Данное обстоятельство не оспаривалось лицами, участвующими в деле. До настоящего времени данный объект недвижимости не изъят.

В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке сельских поселений. В сфере градостроительства применяется в том числе постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Согласно пункту 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.

В соответствии с пунктом 3 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно положений части 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Испрашиваемый административным истцом земельный участок имеет кадастровый номер <номер обезличен>, площадь 900 кв.м., расположен в территориальной зоне Ж-2 – зона застройки малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами, имеет ограничения ввиду расположения в приаэродромной зоне аэропорта Томск (30 км.), санитарно-защитной зоне от группы предприятий производственно-коммунальных объектов (ООО «Монтажспецстрой», ООО «ПКЦ «Север», ООО «Моторные масла и смазки»).

Исходя из представленных истцом выписок из ЕРГЮЛ, ООО «Монтажспецстрой» признано несостоятельным (банкротом) 22.02.2018 г., ООО «Перевозчик Регион 70» прекратило деятельность ввиду реорганизации в форме присоединения.

Из сведений, предоставленных ответчиком и содержащихся в кадастровом плане территории г. Томска, пересечение границ указанного земельного участка с границами смежных земельных участков, ранее поставленных на государственный кадастровый учет, не выявлено. Однако, земельный участок полностью находится в санитарно-защитной зоне.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, достоверно подтверждающие указанные обстоятельства.

С принятием Федерального закона от 19.07.2011 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», Федерального закона от 18.07.2011г. №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» были внесены изменения, в соответствии с которыми органы санитарного надзора лишены обязательных функций по проведению оценки на соответствие объектов санитарному законодательству, как на стадии отвода земельного участка, так и на стадии проектирования и ввода в эксплуатацию построенного объекта.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Вместе с тем, согласно п. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 455-ФЗ):

1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;

2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;

3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;

4) решением суда.

Как указано в представленном отзыве на иск заинтересованного лица – Управления Роспотребнадзора по Тоской области - ООО «Перевозчик Регион 70», ООО «Моторные масла и смазки», ООО «Производственно-коммерческий центр «Север», ООО «Монтажспецстрой», образующие санитарно-защитную зону, с заявлениями об её установлении в адрес Управления Роспотребнадзора по Томской области не обращались, такие решения не выносились, сведения в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области не передавались.

В адрес данных предприятий Управлением Роспотребнадзора по Томской области направлены письма, о необходимости проведения мероприятий по установлению размера санитарно-защитных зон в срок до 01.10.2021 г.

Административным ответчиком в нарушение требований т. 62 КАС РФ не представлено сведений о том, каким именно нормативно-правовым актом установлена санитарно-защитная зона, на которую он ссылается в своем отказе от 14 августа 2020 года, вокруг какого объекта либо производства, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, установлена зона, с учетом того, что часть организаций прекратили свою деятельность, не указан класс опасности объекта, размер санитарно-защитной зоны.

Граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, волеизъявление истца применительно к праву приобретения земельного участка не может быть поставлено в зависимости от действия третьих лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ департамента в предварительном согласовании предоставления не основан на законе, является формальным, необоснованным; сведения, изложенные в оспариваемом решении, не подтверждаются какими-либо допустимыми доказательствами, в связи с чем решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 14 августа 2020 года № 02-19/7895 об отказе Севостьянову В.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу <адрес обезличен> надлежит признать незаконным.

Таким образом, суд, признавая решение Департамента незаконным, полагает необходимым возложить на Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска обязанность повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу <адрес обезличен>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

Административное исковое заявление Севостьянова В.А. к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Томска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 14 августа 2020 года № 02-19/7895 об отказе Севостьянову В.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу <адрес обезличен>.

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу <адрес обезличен>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Н. Лысых

2а-1605/2020 ~ М-2284/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Севостьянов Владимир Александрович
Ответчики
Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска
Другие
Администрация г. Томска
Рогожина Надежда Дмитриевна
Управление Федеральной сулжбы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области
Суд
Ленинский районный суд г. Томска
Судья
Лысых Е. Н.
Дело на сайте суда
leninsky--tms.sudrf.ru
17.09.2020Регистрация административного искового заявления
17.09.2020Передача материалов судье
22.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2020Подготовка дела (собеседование)
06.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2020Судебное заседание
30.10.2020Судебное заседание
13.11.2020Подготовка дела (собеседование)
13.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2020Судебное заседание
09.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2020Дело оформлено
23.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее