Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2а-108/2017 ~ М-77/2017 от 27.02.2017

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 марта 2017 года                                                       г. Октябрьск Самарской области

          Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Баринова М.А., при секретаре Филатовой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседание материалы административного дела по заявлению Администрации г.о.Октябрьск об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г.о.Октябрьск обратилась в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав, что Решением Октябрьского городского суда от 22 июня 2015 года Администрацию городского округа Октябрьск Самарской области обязали предоставить ФИО9 с составом семьи 2 человека жилое помещение по месту жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам. В ходе исполнения требований Исполнительного листа № от 14.10.2015 года по исполнительному производству от 21.10.2015 постановлением от 31.01.2017 года был установлен исполнительский сбор в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей. 14 февраля 2017 года Администрацией городского округа Октябрьск Самарской области было получено постановление о взыскании исполнительского сбора на основании исполнительного документа Исполнительного листа № от 14.10.2015 года.

Представитель Администрации г.о.Октябрьск Шальнова Е.В., действующая по доверенности, заявленные требования поддержала и показала, что основания для взыскания исполнительского сбора отсутствуют, поскольку Администрацией г.о.Октябрьск приняты все необходимые меры, направленные на исполнение решения суда. В действиях Администрации г.о.Октябрьск отсутствуют виновные действия, связанные с неисполнением решения суда, просит суд освободить от уплаты исполнительского сбора.

Судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов г.Октябрьск УФССП по Самарской области Павлова А.С. каких-либо возражений относительно заявления Администрации г.о.Октябрьск не высказала.

Проверив материалы дела, обсудив доводы заявителя, суд считает заявление Администрации г.о.Октябрьск подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

В судебном заседании установлено, что Решением Октябрьского городского суда от 22 июня 2015 года Администрацию городского округа Октябрьск Самарской области обязали предоставить ФИО9 с составом семьи 2 человека жилое помещение по месту жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

21.10.2015 г. на основании исполнительного листа , выданного 14.10.2015 г. Октябрьским городским судом Самарской области, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП города Октябрьск УФССП России по Самарской области возбуждено исполнительное производство .

Должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В установленный законом срок решение суда не исполнено.

31 января 2017 года судебным приставом-исполнителем ОСП города Октябрьск УФССП России по Самарской области вынесено постановление о взыскании с Администрации г.о.Октябрьск исполнительского сбора в размере 50000 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

В обосновании отсутствии вины Администрации г.о.Октябрьск в неисполнении исполнительного документа и освобождения от взыскания исполнительского сбора заявитель представил следующие доказательства.

Согласно Решения Октябрьского городского суда от 22.06.2015 года на Администрацию городского округа Октябрьск Самарской области была возложена обязанность предоставить ФИО9 с составом семьи 2 человека жилое помещение по месту жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, который в соответствии с Постановлением и.о. Главы г.о. Октябрьск от 10.09.2013 года признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» как гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера.

Факт участия ФИО9. как участника подпрограммы ««Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2017 год, категория граждан это граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера, подтверждается сводным списком Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 утвержден график выпуска и распределения в 2017 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее -подпрограмма). Согласно данному графику, Самарской области предусмотрено выделение:

2 009,3 тыс. рублей для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Вопрос о выделении государственного жилищного сертификата ФИО9 будет решаться в Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области 9 марта 2017 года, что подтверждается письмом Главам городских округов и муниципальных районов Самарской области.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что обеспечение жильём граждан, выехавших из районов Крайнего Севера устанавливается федеральным законодательством и относятся к расходным обязательствам Российской Федерации.

Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилыми помещениями, зависит от утверждённого графика на основании Распоряжения Правительства РФ.

Денежные средства в сумме 2009,3 тыс. рублей, запланированные в 2017 году выделить Самарской области для обеспечение жильём граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, в том числе ФИО9 до настоящего времени в бюджет городского округа Октябрьск не перечислены.

При данных обстоятельствах суда пришёл к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия должника - Администрации городского округа Октябрьск в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

О П Р Е Д Е Л И Л:

Заявление Администрации городского округа Октябрьск Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Администрацию городского округа Октябрьск Самарской области от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г. Октябрьск УФССП по Самарской области о взыскании исполнительского сбора от 31.01.2017 г. в размере 50 000 рублей по исполнительному производству , возбужденному в отношении Администрации городского округа Октябрьск Самарской области.

На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения настоящего определения.

Председательствующий: судья                                                   Баринов М.А.

2а-108/2017 ~ М-77/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г.о. Октябрьск
Ответчики
Отдел судебных приставов г. Октябрьска
Другие
Управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области
Суд
Октябрьский городской суд Самарской области
Судья
Баринов М. А.
Дело на странице суда
oktiabrsky--sam.sudrf.ru
27.02.2017Регистрация административного искового заявления
27.02.2017Передача материалов судье
28.02.2017Решение вопроса о принятии к производству
28.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2017Судебное заседание
06.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2017Дело оформлено
22.03.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее