РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
19 октября 2017 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-4083/17 по заявлению Бликова Е. В. об оспаривании решения Администрации г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-4083/17 по заявлению Бликова Е. В. об оспаривании решения Администрации г.о. Самара,
установил:
Бликов Е.В. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Администрации г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что является собственником земельного участка площадью 1242,7 м2 по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером №, и находящегося на нем жилого дома площадью 52,20 м2 1948 г. постройки. В целях разработки проектной документации реконструкции жилого дома и получения разрешения на его реконструкцию он обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1745 был утвержден градостроительный план земельного участка, согласно которому земельный участок расположен в составе 2 территориальных зон: зоны центра рекреационных территорий (Р-1) и зоны парков, бульваров, набережных (Р-2). Виды разрешенного использования территориальных зон Р-1 и Р-2 не предусматривают использование земельных участков под индивидуальные жилые дома с приусадебными участками. Он обратился в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара с заявлением о рассмотрении вопроса о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес>, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № в части, касающейся изменения зонирования земельного участка с территориальных зон Р-1 и Р-2 на зону Ж-1. На заседании Комиссии по застройке и землепользованию ДД.ММ.ГГГГ было принято решение рекомендовать Главе г.о. Самара отклонить его предложение, отказав в рассмотрении на публичных слушаниях вопроса об изменении зонирования земельного участка, в связи с его несоответствием Генеральному плану г.о. Самара. Глава г.о. Самара согласился с позицией Комиссии по застройке и землепользованию. Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден перечень отклоненных предложений. Считает отклонение незаконным. На момент утверждения Правил застройки и землепользования в <адрес> земельный участок уже существовал как единый объект недвижимости. Вид разрешенного использования земельного участка - занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, с ДД.ММ.ГГГГ не изменялся. Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №. Несмотря на то, что земельный участок расположен в границах различных территориальных зон, он был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №. Виды разрешенного использования территориальных зон Р-1 и Р-2 не предусматривают использование земельных участков под индивидуальные жилые дома с приусадебными участками, в связи с чем он не имеет возможности получить разрешение на реконструкцию принадлежащего ему жилого <адрес>. постройки. Просит признать незаконным постановление Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № в части, содержащей отклонение его предложения о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес>, в отношении изменения зонирования земельного участка с кадастровым номером № с зон Р-1 и Р-2 на зону Ж-1, обязать Главу г.о. Самара принять его предложение Бликова Е.В. о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес>, в отношении изменения зонирования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0208001:642 с зон Р-1 и Р-2 на зону Ж-1.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Богорадникова О.А. заявленные требования поддержала.
Ответчики Глава г.о. Самара и Администрация г.о. Самара в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте разбирательства дела извещён, представил письменные отзывы (л.д. 36-42, 46-52).
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес> Нилова О.В. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 67-78).
Заинтересованное лицо Дума г.о. Самара представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте разбирательства дела извещена, представила письменный отзыв (л.д. 63-64), в котором просила рассмотреть дело без участия своего представителя.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 243±12 м2 по адресу: <адрес>, Барбошина поляна, <адрес>, б/н (л.д. 8). В качестве разрешенного использования земельного участка в едином государственном реестре недвижимости указано: «Занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком». Земельный участок приобретен истцом ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-р/01.
Как следует из градостроительного плана земельного участка (л.д. 10), утверждённого распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1745 (л.д. 9), Правилами застройки и землепользования в <адрес>, утверждёнными постановлением Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ №, территория земельного участка отнесена к 2 территориальным зонам: зоне центра рекреационных территорий (Р-1) и зоне парков, бульваров, набережных (Р-2).
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки определен ст.31-33 ГрК РФ.
В соответствии с пп.2 п.2 ст.33 ГрК РФ, основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в частности, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Такие предложения. согласно пп.5 п.3 ст.33 ГрК РФ, могут вноситься физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Согласно п.6 ст.31 ГрК РФ главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Названная комиссия, в силу п.4 ст.33 ГрК РФ, в течение 30 дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (п.5 ст.33 ГрК РФ).
В случае принятия главой местной администрации решения о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки проект разрабатывается упомянутой выше комиссией.
В соответствии с п.9-12, 15, 16 ст.31, п.1 ст.33 ГрК РФ, уполномоченный орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта изменений в правила землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов РФ, схемам территориального планирования РФ. По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект изменений в правила землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия вышеуказанным требованиям и документам в комиссию на доработку.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта изменений в правила землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через 10 дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту изменений в правила землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
После завершения публичных слушаний по проекту изменений в правила землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект изменений в правила землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту изменений в правила землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение 10 дней после представления ему проекта изменений в правила землепользования и застройки и указанных выше обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта изменений в правила землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Согласно ст.32, п.1 ст.33 ГрК РФ, изменения в правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта изменений в правила землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить изменения в правила землепользования и застройки или направить проект изменений в правила землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
Состав комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара утвержден постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара с письменными заявлениями о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес> в части изменения зонирования принадлежащего ему земельных участков с территориальных зон Р-1 и Р-2 на территориальную зону Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) для использования под садоводство (л.д. 79-81).
Согласно протоколу заседания комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 82-9Не2), предложение истца было рассмотрено на этом заседании, принято решение рекомендовать Главе г.о. Самара отклонить предложение в связи с его несоответствием Генеральному плану г.о. Самара (п.15 подвопроса «<адрес>» четвёртого вопроса повестки дня).
Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 102-109) предложение истца о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес> было отклонено по причине его несоответствия Генеральному плану г.о. Самара.
Решение об отклонении предложений о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес> очевидным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорено им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В силу приведенных выше положений п.5 ст.33 ГрК РФ ответчик был компетентен принять оспариваемое истцом решение об отклонении предложений о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес>.
Специальной процедуры принятия решения об отклонении предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки закон не устанавливает.
Законом не предусмотрено оснований, по которым глава местной администрации вправе отклонить предложения заинтересованных заявителей о внесении изменений в правила землепользования и застройки. Заключение комиссии по застройке и землепользованию носит рекомендательный характер, глава местной администрации не связан её мнением. Следовательно, при принятии решения о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила глава местной администрации обладает дискреционными полномочиями, т.е. определенной свободой усмотрения. Вместе с тем, закон обязывает главу местной администрации в случае отклонения поступивших предложений мотивировать своё решение – указывать причину отклонения. Следовательно, решение об отклонении предложений должно быть обоснованным, а также удовлетворять общеправовым принципам (законности, недискриминационности, правовой определенности, ненарушения прав и свобод человека как высшей конституционной ценности и др.).
Согласно пп.3 п.1 ст.18 ГрК РФ, генеральный план городского округа является документом территориального планирования. В силу п.3 ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Следовательно, Глава г.о. Самара не вправе принимать управленческие решения, противоречащие требованиям Генерального плана г.о. Самара.
В соответствии с пп.4 п.3 ст.23 ГрК РФ генеральный план городского округа содержит карту функциональных зон городского округа.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара, утвержденным решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, принадлежащий истцу земельный участок находится частично в функциональной зоне существующих садоводческих и дачных кооперативов, а частично – в функциональной зоне планируемых территорий структуры общегородской системы обслуживания (л.д. 115).
Установленные ст.30 Правил застройки и землепользования в <адрес> градостроительные регламенты для территориальной зоны Ж-1, к которой истец просил отнести принадлежащий ему земельный участок, предусматривают такие основные (не требующие предварительного согласования) виды разрешенного использования земельных участков, как размещение индивидуального жилого дома, пригодного для постоянного проживания, высотой не выше 3 надземных этажей, жилого дома блокированной застройки, разведение декоративных и плодовых деревьев, выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур, размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений. Очевидно, что такое использование не соответствует определённому Генеральным планом г.о. Самара функциональному назначению соответствующей территории – размещение структуры общегородской системы обслуживания. Следовательно, довод ответчика о несоответствии предлагавшихся истцом изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес> плану г.о. Самара нашёл своё подтверждение в ходе разбирательства дела. Решение о подготовке проекта изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес> на основе предложений истца противоречило бы требованиям Генерального плана г.о. Самара и не могло было быть принято ответчиком в силу п.3 ст.9 ГрК РФ.
Кроме того, в силу пп.2 п.1 ст.34 ГрК РФ границы территориальных зон в правилах землепользования и застройки устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Таким образом, решение ответчика об отклонении предложений истца является законным, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Для изменения территориальной зоны, к которой относятся земельные участки истца, на зону Ж-1 необходимо предварительное внесение изменений в Генеральный план г.о. Самара.
Доводы истца о нарушении земельного законодательства отнесением отдельных частей его земельного участка к различным территориальным зонам не указывают на незаконность оспариваемого решения ответчика. Несоответствие закону действующих Правил застройки и землепользования в <адрес> в какой-либо части должно быть устраняемо посредством судебного нормоконтроля. Истец не лишён права оспорить Правила застройки и землепользования в <адрес> в части зонирования принадлежащего ему земельного участка в порядке, установленном гл.21 КАС РФ.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь