Дело №2-1733/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Емельяново 29 марта 2018 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.
при секретаре Недбайловой М.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Величко В.А. к Алиеву Ф.М. оглы о признании недействительными результаты межевания земельного участка, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Величко В.А. обратилась в суд с иском к Алиеву Ф.М. оглы, в котором просит признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130201:201:1018, расположенного по адресу: <адрес>1а, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах указанного земельного участка.
Требования мотивирует тем, что Величко В.А. с ДД.ММ.ГГГГ года является собственником земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>2, площадью 2131 кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ году смежный земельный участок с кадастровым номером № приобрела ФИО5, которая произвела раздел участка на два – с кадастровым номером №, который оформила в свою собственность и №, собственником которого является ответчик Алиев Ф.М. оглы. При этом границы земельного участка ответчика установлены таким образом, что нарушаются права истицы, часть земельного участка ответчика расположена так, что практически перекрывает доступ к земельному участку истицы со стороны <адрес>, в связи с чем становится невозможным использование участка в соответствии с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, затруднен доступ сельскохозяйственной техники к участку. Формирование земельного участка ответчика в существующей конфигурации не соответствует сложившимся границам землепользования смежных земельных участков. Кроме того, истица не была уведомлена о формировании земельного участка ответчика, границы земельного участка не были с ней согласованы в установленном порядке.
В судебное заседание истец Величко В.А. и ее представитель Орловский А.М. (действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) не явились, были извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебное заседание не явился ответчик Алиев Ф.М., был извещен, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
В судебном заседании представитель ответчика Попов А.Ю. (действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), третье лицо ФИО5 возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № реестровая ошибка допущена не была.
В судебное заседание не явился кадастровый инженер ФИО7, была извещена.
Представитель третьего лица - Федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата по <адрес>» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ заявление рассмотрено в отсутствие третьего лица.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, эксперта, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ, действующий на момент формирования земельных участков) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии с ч.10 ст. 4 Федерального закона N 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Согласно ст. 16 Федерального закона N 221-ФЗ постановка на учет осуществляются на основании предъявляемых в орган государственного кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Состав документов установлен статьей 22 указанного Закона.
Части 3, 3.1 ст. 24 указанного Федерального закона предусматривают случаи аннулирования сведений и исключения внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях) (п. 1).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (п. 4).
Из анализа указанных правовых норм следует, что кадастровый учет в отношении земельных участков по существу представляет из себя фиксацию сведений об уникальных характеристиках земельных участков.
Ошибки, допущенные при формировании сведений об уникальных характеристиках земельного участка, устраняются в порядке ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
В силу ч. 7 ст. 38 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, владеющими смежными земельными участками, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Межевание объектов землеустройства, в соответствии со ст. 1 и 17 Федерального закона "О землеустройстве", представляет собой работы по установлению границ земельных участков с закреплением их межевыми знаками и описанию их местоположения, изготовление карты (плана) объекта землеустройства, которая должна отображать границы объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей.
Как видно из материалов дела, Величко В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>2, площадью 2131 кв.м.
В 2015 году смежный земельный участок с кадастровым номером № приобрела ФИО5, которая произвела раздел участка на два – с кадастровым номером №, который оформила в свою собственность и №, собственником которого является ответчик Алиев Ф.М. оглы.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истица указывала на то, что границы земельного участка ответчика установлены таким образом, что нарушают права истицы. Часть земельного участка ответчика перекрывает доступ к земельному участку истицы со стороны <адрес>, в связи с чем становится невозможным использование участка в соответствии с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, затруднен доступ сельскохозяйственной техники к участку. Кроме того, формирование земельного участка ответчика в существующей конфигурации не соответствует сложившимся границам землепользования смежных земельных участков.
Согласно проведенной по делу ООО «Кадастровый Центр «Альтернатива» землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м. установлены и соответствуют сведениям содержащимся в ЕГРН. При этом пересечение фактических границ исследуемых земельных участков с кадастровыми номерами № отсутствуют. Кроме того, при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № отсутствует реестровая ошибка.
Между тем, допрошенная в судебном заседании в качестве эксперта ФИО8 пояснила, что земельный участок с кадастровым номером № был образован из исходного земельного участка с кадастровым номером №. При этом разделение участка не допускает изменение характерных точек границ данного земельного участка. Собственник земельного участка с кадастровым номером № ФИО5 разделив земельный участок с кадастровым номером № на два земельных участка с кадастровыми номерами № и № изменила местоположение южной границы земельного участка с кадастровым номером №, что привело к изломанности границ и изменению границ земельного участка с кадастровым номером №. Кроме того, уточняя границы земельного участка ФИО5 не приняла во внимание факт расположения вдоль <адрес> опор ЛЭП 10 кВ, что привело к ограничениям и обременениям в использовании земельного участка, а также привело к ухудшению доступа истца к земельному участку с кадастровым номером № с южной стороны <адрес> эксперт указывала на то, что изначально границы земельного участка с кадастровым номером № имели прямоугольную форму и примыкали ближе к земельному участку с кадастровым номером №. В результате того, что паводковые воды размывали земельный участок с кадастровым номером №, ФИО5 при разделении данного земельного участка на два, изменила конфигурацию земельного участка с кадастровым номером №, исключив дренажное сооружение установленное для талых вод, не согласовав с Величко В.А. границы вновь образованного земельного участка с кадастровым номером №, который впоследствии был продан Алиеву Ф.М.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка (ч. 2 ст. 39).
К заинтересованным лицам согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" относятся лица, обладающие смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, заслушав эксперта, суд приходит к выводу о том, что в результате разделения земельного участка с кадастровым номером № на два земельных участка с кадастровыми номерами № и №, было изменено местоположение южной границы земельного участка с кадастровым номером №, что привело к изломанности границ и изменению границ земельного участка с кадастровым номером №. При этом данные изменения не были согласованы со смежным землепользователем Величко В.А., являющейся собственником земельного участка с кадастровым номером №, что привело к нарушению ее прав, выразившихся в ухудшении доступа (прохода и проезда) к данному земельному участку.
Таким образом, судом приняты во внимание доводы истца о несоблюдении процедуры межевания, что является достаточным основанием для признания недействительными и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка ответчика Алиеву Ф.М. с кадастровым номером №. При этом суд полагает, что поскольку кадастровый учет носит информационный характер и правоустанавливающего значения в отношении прав на недвижимое имущество не имеет, следовательно, указанным решением суда права ответчика не нарушены.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Величко В.А. удовлетворить.
Исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>1 «А».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева
Копия верна:
Судья Емельяновского районного суда: