Судья Алёхина О.Г. Дело № 33-16283/2021
50RS0045-01-2020-005072-33
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мизюлина Е.В.,
судей Петруниной М.В., Тришевой Ю.С.,
при помощнике судьи Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2021 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 05 февраля 2021 года по гражданскому делу
по иску Карпушко Ю. А. к Министерству социального развития Московской области об обязании выдать удостоверение многодетной семьи,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
Карпушко Ю.А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области об обязании выдать удостоверение многодетной матери.
Исковые требования мотивировала тем, что является матерью троих несовершеннолетних детей, зарегистрирована и фактически проживает на территории г.о. <данные изъяты>. Обратившись к ответчику с заявлением о признании ее семьи многодетной и выдаче удостоверения. 01.10.2020 г. истец получила отказ, поскольку ее семья не имеет постоянной регистрации на территории Московской области.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. На Министерство социальной развития <данные изъяты> возложена обязанность выдать Карпушко Ю.А. удостоверение многодетной семьи. С Министерства социального развития <данные изъяты> в пользу Карпушко Ю.А. взысканы расходы на оплату услуг представителя 15 000 руб.
Не согласившись с решением суда, представитель Министерства социального развития Московской области в апелляционном порядке просит его отменить.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Как установлено судом, истец является матерью троих несовершеннолетних детей: Рындиной Маргариты <данные изъяты> г.р., Рындиной Киры <данные изъяты> г.р., Карпушко Арины <данные изъяты> г.р.
Истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении удостоверения многодетной семьи.
Решением ответчика <данные изъяты> отказано в предоставлении удостоверения многодетной семьи по причине того, что отсутствует постоянная регистрация на территории <данные изъяты>.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования об обязании ответчика выдать истцу удостоверение многодетной семьи, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела представлены доказательства фактического проживания всех членов семьи в <данные изъяты>, в связи с чем, Карпушко Ю.А. являясь многодетной матерью, и в силу положений <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <данные изъяты>» имеет право на получение удостоверения «Многодетной семьи» по месту своего проживания в <данные изъяты>.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5.05.1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».
Согласно ст. 2 указанного Закона Московской области № 1/2006-ОЗ 12.01.2006 года, меры социальной поддержки семьи и детей предоставляются органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.
В ст. 1 закона указывается, что действие закона распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в Московской области.
Многодетная семья, согласно п. 2 Закона Московской области № 1/2006-ОЗ 12.01.2006 года – это лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
П. 4 ст. 21 Закона Московской области № 1/2006-ОЗ 12.01.2006 года меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 года №1029/45 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи.
Согласно п. 3 указанного Порядка для получения удостоверения родитель (законный представитель) представляет в подразделение по месту своего жительства заявление с приложением следующих документов: копия паспорта заявителя (супруга, супруги) или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника); копии свидетельств о рождении детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (с предъявлением подлинников); документ, подтверждающий место жительства заявителя (супруга, супруги) и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (с предъявлением подлинника); фотография заявителя (супруга, супруги) размером 3 x 4 см.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что удостоверение не выдается в случаях: отсутствия у семьи статуса многодетной; представления неполного комплекта документов, указанных в пункте 3 Порядка.
Таким образом, при определении статуса многодетной семьи, проживающей на территории Московской области, юридически значимым установление совместного проживания членов семьи, зарегистрированной на территории Московской, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении родителей и воспитываемых ими.
Как следует из материалов дела, истец обратилась к ответчику с заявлением, решением ответчика 01.10.2020 года отказано в предоставлении удостоверения многодетной семьи по той причине, что отсутствует постоянная регистрация на территории <данные изъяты> истицы и членов её семьи.
В квартире по адресу: <данные изъяты>, д. Брехово, мкрн. Школьный, <данные изъяты> зарегистрированы по месту пребывания Карпушко Ю.А., а также ее несовершеннолетние дети Рындина М.А., <данные изъяты> г.р., Карпушко А.Н., <данные изъяты> г.р., Рындина К.А., <данные изъяты> г.р., что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания.
Выпиской из домовой книги по адресу: <данные изъяты>, г.о. Солнечногорск, д. Брехово, мкрн. Школьный, <данные изъяты> подтверждается, что регистрация по данному адресу установлена на срок до <данные изъяты> истцу, Рындиной Маргарите, Карпушко Арине.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что семья Карпушко фактически проживает на территории <данные изъяты> в вышеуказанном населенном пункте.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ» под метом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений ст. 2 и 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ» (в редакции от 03.04.2017 года) следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
С учетом представленных в материалы дела доказательств, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Карпушко Ю.А., являясь многодетной матерью, проживая с членами своей семьи в <данные изъяты>, имеет право на получение мер социальной поддержки в силу положений Закона Московской области от 12.01.2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» в виде предоставления удостоверения многодетной семьи.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению, по спорным правоотношениям, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, в связи с чем, не являются основанием для отмены законного и обоснованного решения суда в обжалованной ответчиком части, в соответствии со ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 05 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи