Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.о. Самара «01» июня 2012 года
Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Булыгина Р.В., при секретаре Коноваловой Я.А., с участием представителей истца – Карлова И.А., Подкорытовой Н.В., представителя ответчика – Гусевой И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казаева А. И. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании аукциона недействительным, взыскании суммы задатка, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Казаев А.И. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании аукциона недействительным, взыскании суммы задатка, указав, что ДД.ММ.ГГГГ приказом руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара № нежилое помещение, площадью 281,9 кв.м., 1 этаж: комнаты №№, расположенное по адресу: <адрес>, было выставлено на продажу. 12.12.2011г. истцом подана заявка на участие в аукционе 16.12.2011г. в отношении этого нежилого помещения. 12.12.2011г. истцом также перечислен задаток в сумме 77 600 рублей, что подтверждается копией платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ 16.12.2011г. составлен протокол заседания комиссии по подведению итогов аукциона от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому истец признан победителем аукциона. Однако, после подведения итогов аукциона, посетив отдел приватизации Департамента управления имуществом г.о. Самара для заключения договора купли-продажи, выяснилось, что по техническому паспорту площадь нежилого помещения, выставленного на аукцион, меньше заявленной и составляет 157,7 кв.м., вместо 281,9 кв.м. Таки образом, истец был введен в заблуждение относительно истинной площади нежилого помещения, исходя из чего, он принимал решение о повышении цены в ходе аукциона, и в результате чего, истец лишился права рассчитывать на приобретение нежилого помещения, площадью 281,9 кв.м.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать недействительным аукцион, проведенный 16.12.2011г. Департаментом управления имуществом г.о. Самара, на право покупки нежилого помещения, площадью 281,9 кв.м., 1 этаж: комнаты №№, расположенное по адресу: <адрес>, взыскать с Департамента управления имуществом г.о. Самара денежные средства в размере <данные изъяты>
Впоследствии истцом требования уточнены, дополнив требованием о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме <данные изъяты> расходов на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты>, расходов по получению технического паспорта БТИ в сумме <данные изъяты>, расходы по оформлению доверенности в сумме <данные изъяты> государственную пошлину в сумме <данные изъяты>, и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>
В судебном заседании представители истца требования полностью поддержали с учетом уточнений по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приказом Департамента от 12.10.2011г. № «Об условиях приватизации нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>» принято решение о приватизации объекта муниципальной собственности площадью 281,9 кв.м., 1 этаж: комнаты №№, расположенного по адресу: <адрес>, путем продажи на аукционе.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» продажа государственного или муниципального имущества на аукционе является одним из способов приватизации.
В соответствии с п. 1 статьей 18 Федерального закона № 178-ФЗ на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества.
Порядок проведения аукциона по продаже государственного или муниципального имущества регулируется положениями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона № 178-ФЗ и Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002г. №.
Указанный объект недвижимого имущества принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ Самара, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АВ № от 25.09.2007г.
Приказом Департамента от 12.10.2011г. № установлена начальная цена объекта в сумме <данные изъяты>
Пунктом 6 статьи 18 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрено, что для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены продаваемого объекта муниципальной собственности.
12.12.2011г. истец перечислил задаток в размере <данные изъяты> на расчетный счет Департамента, что подтверждается платежным поручением № от 12.12.2011г.
Протоколом № от 16.12.2011г. заседания комиссии по подведению итогов аукциона 16.12.2011г. установлено, что Казаев А.И. признан победителем аукциона по продаже нежилого помещения, площадью 281,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (1 этаж: комнаты №№), приобретшим указанный объект по цене <данные изъяты>.
В соответствии с пунктом 6 Положения, информационное сообщение о проведении аукциона представляет собой публичную оферту для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса РФ, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме.
В силу пункта 15 Положения, протокол об итогах аукциона, подписанный аукционистом и уполномоченным представителем продавца, является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества.Согласно пункту 19 Положения по результатам аукциона продавец и победитель аукциона (покупатель) не ранее 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов аукциона заключают в соответствии с законодательством Российской Федерации договор купли-продажи имущества.
Письмом Департамента от 21.12.2011г. истцу направлены 3 экземпляра договора купли-продажи объекта нежилого фонда, являющегося муниципальной собственностью, и разъяснен срок заключения договора купли-продажи имущества - в течение 5 рабочих дней со дня проведения аукциона.
Судом установлено, что Казаевым А.И. направленный договор купли-продажи в установленный срок подписан не был, просит вернуть сумму задатка. Протокол разногласий к названному договору истец ответчику не представлял.
Вместе с тем, законодательством, регулирующим порядок и условия проведения процедуры приватизации муниципального имущества и особенности проведения аукциона, предусмотрен закрытый перечень случаев возврата уплаченного задатка (статья 448 Гражданского кодекса РФ, статья 18 Федерального закона № 178-ФЗ):
в случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки;
претендентам, не допущенным к участию в аукционе, а также иным участникам аукциона, за исключением победителя;
при признании торгов несостоявшимися.
Таким образом, иных случаев возврата задатка, в том числе при отказе победителя аукциона от подписания договора купли-продажи объекта муниципальной собственности, не предусмотрено, в связи с чем возврат уплаченного истцом задатка в размере <данные изъяты> противоречит гражданскому законодательству.
Кроме того, между Казаевым А.И. и Департаментом управления имуществом г.о. Самара был заключен договор о задатке от 14.12.2011г., согласно которому задаток должен быть возвращен истцу в случае, если он не станет победителем аукциона, а также в случае отзыва истцом зарегистрированной заявки до признания истца участником аукциона
В силу пункта 4 указанного договора в случае, если претендент на участие в аукционе становится покупателем имущества, задаток, внесенный на расчетный счет продавца, засчитывается в счет оплаты.
С учетом изложенного, подписав договор о задатке, истец был ознакомлен о наличии права требования возврата внесенного в целях участия в аукционе задатка в размере <данные изъяты> только в установленных законодательством и договором случаях, что подтверждается личной подписью истца на договоре о задатке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Под правилами, установленными законом, понимаются императивные нормы, касающиеся проведения торгов, которые установлены в Гражданском кодексе РФ и других законах.
Таким образом, под нарушением правил проведения торгов следует понимать несоблюдение организатором торгов правил об организации и проведении публичных торгов как одного из способов заключения договора.
Вместе с тем, судом не установлено нарушений процедуры проведения торгов Департаментом.
Истец указывает на то, что после аукциона в отделе приватизации Департамента управления имуществом г.о. Самара, куда он обратился для заключения договора купли-продажи, ему стало известно о том, что по техническому паспорту площадь нежилого помещения составляет 157,7 кв.м., вместо 281,9 кв.м.
В то время, как согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.09.2007г. площадь нежилого помещения 1 этажа комнаты №№ указана 281,90 кв.м. На продажу путем аукциона был выставлен объект именно с данной площадью, о чем и указано в официальном опубликовании информации об условиях приватизации данного объекта.
В соответствии с пунктом 12 статьи 18 Федерального закона № 178-ФЗ при уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается, и он утрачивает право на заключение указанного договора.
В связи с тем, что истец в установленном законом порядке признан победителем аукциона по продаже объекта нежилого фонда, его отказ от подписания договора купли-продажи свидетельствует о неисполнении предусмотренной обязанности покупки объекта недвижимости, последствием которой и является невозможность требовать возврата задатка.
Таким образом, отсутствие оснований для возврата внесенного задатка в данном случае выступает защитой ущемленного права продавца, связанного с не реализацией объекта муниципальной собственности на аукционе. Истец не лишен был возможности представить протокол возражений к направленному ему договору либо разрешить спор, возникающий из заключенного договора в рамках досудебной либо судебной процедуры.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что торги проведены в соответствии с законом, право собственности г.о. Самара на названное нежилое помещение подтверждено свидетельством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, помещение на торги выставлялось в точном соответствии с этим свидетельством, истцом договор купли-продажи в установленный срок не подписан, о размерах площади продаваемого помещения истцу было известно, суд полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме, как и требования о взыскании судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194—199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В иске Казаеву А. И. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании аукциона недействительным, взыскании суммы задатка, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 05.06.2012 г.
Судья Р.В. Булыгин