Дело № 2-1155/2021
УИД: 59RS0005-01-2020-009884-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 января 2021 года
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Кондратьевой И.С.,
при секретаре Сухаревой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента имущественных отношений администрации города Пермь о признании права собственности за муниципальным образованием город Пермь,
установил:
Департамент имущественных отношений администрации города Пермь обратился в суд с заявлением о признании права собственности за муниципальным образованием город Пермь.
Исковые требования мотивированы тем, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на основании заявления муниципального образования город Пермь поставлено на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объект – данные отсутствуют, назначение объекта: иное сооружение (дорога «от участка № с кадастровым номером (№) до проспекта Октябрят, 143 с кадастровым номером (№) (км 0+000-км 0+870)», протяженность объекта: 870 м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер: №, дата принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ, номер записи о принятии на учет как бесхозяйный объект недвижимости: №. Правообладатели по вышеуказанному объекту не определены, правоустанавливающие документы отсутствуют. По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, единого органа ведущего учет и регистрацию недвижимого имущества на территории Пермского края, заявлений на регистрацию права собственности на вышеуказанный объект не поступало, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. Со времени постановки имущества на учет как бесхозяйного прошло более года, в связи с чем муниципальное образование город Пермь вправе требовать признания права собственности за муниципальным образованием город Пермь. В соответствии с п. 3.3.4 Положения о департаменте имущественных отношений администрации <адрес>, утвержденного решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, департамент реализует полномочия администрации города по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество. Признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество необходимо для рационального распоряжения указанным имуществом в интересах муниципального образования город Пермь с целью решения вопросов местного значения.
Просят признать право собственности за муниципальным образованием город Пермь на объект с кадастровым номером №.
В судебное заседание заявитель - Департамент имущественных отношений администрации <адрес>, своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заинтересованные лица Департамент транспорта администрации г. Перми, Департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми в судебное заседание своего представителя не направили, извещены надлежащим образом. Департамент транспорта администрации г. Перми направил письменный отзыв, в котором просили рассматривать дело без участия представителя, возражения против удовлетворения требований не заявили.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Департамента имущественных отношений администрации <адрес> подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением Росррестра по Пермскому краю на основании заявления муниципального образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ постановлено на учет как бесхозяйное имущество - данные отсутствуют, назначение объекта: иное сооружение (дорога «от участка № с кадастровым номером (№) до проспекта Октябрят, 143 с кадастровым номером (№) (км 0+000-км 0+870)», протяженность объекта: 870 м., адрес объекта: Российская Федерация, <адрес>, кадастровый номер: №, номер записи о принятии на учет как бесхозяйный объект недвижимости: №.
Правообладатель по указанным объектам не определен, правоустанавливающие документы отсутствуют.
Данные обстоятельства подтверждены техническим паспортом, выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 8-58).
В соответствии с п. 1 и п. 3 со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учеторганом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, к числу которых относится спорная автомобильная дорога, отнесено Федеральным законом от 08 ноября 2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за счет средств местного бюджета.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ признание права является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.
-Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Таким образом, и учитывая, что заявленная автомобильная дорога не относятся к автодорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автодорогам, право собственности муниципального образования на спорное имущество (автомобильная дорога) возникло в силу закона - Закона об автомобильных дорогах (п. 8 ст. 6).
Согласно требованиям ст. 1 Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
На основании ч. 2 ст. 292 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 г. № 931 установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В силу п. 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п. 5 Порядка).
На основании п.3.3.4 Положения о департаменте имущественных отношений администрации <адрес>, утвержденного решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГг. № департамент реализует полномочия администрации города по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.
Из материалов дела следует, что о факте отсутствия собственника у спорного имущества муниципальному образования город Пермь в лице администрации <адрес> и её функциональных органов стало известно в 2019 году. При установлении данного обстоятельства, учитывая положения вышеуказанных правовых норм, орган местного самоуправления обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта указанного имущества. ДД.ММ.ГГГГ указанное спорное имущество (дорога) принято на учет как бесхозяйственный объект недвижимости, номер записи о принятии на учет как бесхозяйный объект недвижимости: №.
Поскольку собственника установить не удалось, а со времени постановки имущества на учет как бесхозяйного имущества прошло более года и к другим лицам по приобретательной давности спорное имущество не перешло, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Признание муниципальной собственностью необходимо для рационального распоряжения указанным имуществом в интересах муниципального образования город Пермь с целью решения вопросов местного значения, то есть имеет юридическое значение для заявителя, спор о праве не установлен.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Признать право собственности за муниципальным образованием город Пермь на объект - данные отсутствуют, назначение объекта: иное сооружение (дорога «от участка № с кадастровым номером (№) до проспекта Октябрят, 143 с кадастровым номером (№) (км 0+000-км 0+870)», протяженность объекта: 870 м., адрес объекта: Российская Федерация, Пермский №, кадастровый номер: №, дата принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ, номер записи о принятии на учет как бесхозяйный объект недвижимости: №.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ