Дело № 12-305/2018
РЕШЕНИЕ
город Волжский Волгоградской области 31 мая 2018 года
Судья Волжского городского суда Волгоградской области Винецкая Наталья Георгиевна, рассмотрев протест заместителя прокурора города Волжского Волгоградской области Вольской М.Е. на постановление территориальной административной комиссии городского округа – город Волжский Волгоградской области № 2-18/3480 от 10 апреля 2018 года о назначении индивидуальному предпринимателю Никитину С.А. административного наказания по части 1 статье 8.1 Закона Волгоградской области № 1693-ОД от 11 июня 2008 года «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением территориальной административной комиссии городского округа – город Волжский Волгоградской области № 2-18/3480 от 10 апреля 2018 года индивидуальный предприниматель Никитин С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.1 Закона Волгоградской области № 1693-ОД от 11 июня 2008 года «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
Заместитель прокурора города Волжского Волгоградской области Вольская М.Е., считая, что данное постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, принесла на него протест, в котором просит восстановить срок на подачу протеста, постановление коллегиального органа № 2-18/3480 от 10 апреля 2018 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия в действиях ИП Никитина С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.1 Закона Волгоградской области № 1693-ОД от 11 июня 2008 года «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности», ссылаясь на то, что запрет на реализацию алкогольной продукции в нестационарном торговом объекте установлен абз. 9 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в связи с чем привлечение ИП Никитина С.А. к административной ответственности по закону субъекта РФ невозможно.
В ходе судебного разбирательства прокурор Волжской городской прокуратуры Жиганов С.В. доводы протеста и ходатайства о восстановлении срока на его подачу поддержал в полном объеме.
ИП Никитин С.А. на рассмотрение протеста прокурора не явился по неизвестной причине, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, от получения заказного письма с судебным извещением уклонился, ходатайств об отложении рассмотрения протеста и доказательств уважительности причин неявки в суд не представил. Исходя из изложенного, судья приходит к выводу о том, что судом были предприняты все необходимые условия, дающие лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность для реализации права на защиту на стадии рассмотрения протеста на постановление по делу об административном правонарушении. Обязанность суда в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ известить лицо, привлекаемое к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения протеста и предоставить ему возможность участвовать в судебном заседании была исполнена в полной мере, тогда как ИП Никитин С.А. своим правом на участие в рассмотрении протеста не воспользовался. При указанных обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть протест в отсутствие ИП Никитина С.А. в соответствии со ст. 25.1 ч. 2 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что о вынесении постановления № 2-18/3480 от 10 апреля 2018 года прокуратуре города Волжского стало известно 04 мая 2018 года в ходе рассмотрения обращения М.Г.В., копия постановления № 2-18/3480 от 10 апреля 2018 года поступила в прокуратуру города Волжского 04 мая 2018 года, протест на оспариваемое постановление принесен 15 мая 2018 года. Исходя из изложенного, в целях соблюдения прав, привлекаемого к административной ответственности лица, считаю возможным восстановить заместителю прокурора города Волжского процессуальный срок на принесение протеста на оспариваемое постановление № 2-18/3480 от 10 апреля 2018 года.
Изучив доводы протеста, выслушав прокурора, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления и прекращения производства по делу.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 8.1 Закона Волгоградской области № 1693-ОД от 11 июня 2008 года «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности» (с изменениями и дополнениями) предусмотрена административная ответственность за установку и (или) эксплуатацию нестационарных объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, киосков, павильонов с нарушением установленного муниципальными нормативными правовыми актами порядка.
Решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 26 декабря 2014 года № 128-ВГД принято Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области, в соответствии с пунктом 2.4 которого деятельность в нестационарных торговых объектах должна соответствовать требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что Никитин С.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя <дата> за основным регистрационным номером <номер>, что подтверждается копией свидетельства о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до <дата> (л.д. 11), и осуществляет предпринимательскую деятельность в нестационарном торговом объекте – павильоне площадью <...> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области от <дата>, заключенного комитетом земельных ресурсов администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области с ИП Никитиным С.А. (л.д. 8-9, 10).
В указанном нестационарном торговом объекте ИП Никитин С.А. 28 марта 2018 года в 11 часов 10 минут осуществлял реализацию алкогольной продукции (пива), что было выявлено ведущим специалистом ОПР контрольного управления администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Пепеловой И.А. в ходе непосредственного обнаружения, зафиксировано с применением фотосъемки, и явилось основанием для составления в отношении ИП Никитина С.А. протокола об административном правонарушении серии <номер> от 28 марта 2018 года по части 1 статьи 8.1 Закона Волгоградской области № 1693-ОД от 11 июня 2008 года «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности» (л.д. 7, 13-14), в котором указано допущенное ИП Никитиным С.А. нарушение ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и пункта 2.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области от 26 декабря 2014 года № 128-ВГД.
По результатам рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении территориальная административная комиссия городского округа – город Волжский Волгоградской области 10 апреля 2018 года вынесла постановление № 2-18/3480 о назначении ИП Никитину С.А. административного наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.1 Закона Волгоградской области № 1693-ОД от 11 июня 2008 года «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности», выразившегося в несоответствии деятельности в нестационарном торговом объекте требованиям действующего законодательства, в связи с реализацией 28 марта 2018 года в 11 часов 10 минут алкогольной продукции (пива) в нестационарном торговом объекте по адресу: <адрес> напротив жилого дома в нарушение установленного муниципальным правовым актом порядка – п. 2.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области принятого Решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 26 декабря 2014 года № 128-ВГД.
Однако, с выводами коллегиального органа о наличии в действиях ИП Никитина С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.1 Закона Волгоградской области № 1693-ОД от 11 июня 2008 года «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности», согласиться нельзя по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 8.1 Закона Волгоградской области № 1693-ОД от 11 июня 2008 года «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности» и пункт 2.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области принятого Решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 26 декабря 2014 года № 128-ВГД, нарушение которых вменено ИП Никитину С.А. являются бланкетными нормами, отсылающими к другим нормам законодательства, регламентирующим деятельность в нестационарных торговых объектах. Коллегиальным органом это обстоятельство во внимание не принято, в оспариваемом постановлении не указано какие именно правовые нормы были нарушены ИП Никитиным С.А., что не свидетельствует о надлежащем, полном и всестороннем рассмотрении дела.
При описании события и конкретных обстоятельств административного правонарушения в постановлении указано на реализацию ИП Никитиным С.А. алкогольной продукции (пива) в нестационарном торговом объекте, расположенном по адресу: <адрес>, 28 марта 2018 года в 11 часов 10 минут.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении коллегиальный орган также не учел следующее.
Полномочия субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления предусмотрено статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.
По смыслу приведенных норм права, в случае, если административная ответственность установлена законодательными актами Российской Федерации, привлечение лица за аналогичные виновные действия по закону субъекта Российской Федерации невозможно.
Территориальной административной комиссией городского округа – город Волжский Волгоградской области оставлено без внимания то обстоятельство, что часть общественных отношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции урегулирована федеральными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение таких актов обеспечивается административной ответственностью, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе: запрещена розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона (абзац 24 пункта 1 статьи 26).
Розничная продажа алкогольной продукции в нестационарном торговом объекте не допускается, что закреплено в абзаце 9 части 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Согласно пункту 3 статьи 26 указанного Федерального закона юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования этого федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность за допущенные нарушения в области оборота спиртосодержащей продукции регламентирована нормами статей 14.16 (нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), 14.17 (нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), 14.17.1 (незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами), 14.17.2 (незаконное перемещение физическими лицами алкогольной продукции) и 14.18 (использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, общественные отношения, связанные с розничной продажей алкогольной продукции, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также ее потребления.
Учитывая, что административная ответственность за нарушение требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции установлена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях ИП Никитина С.А. отсутствует состав вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.1 Закона Волгоградской области № 1693-ОД от 11 июня 2008 года «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При установленных по делу обстоятельствах, постановление территориальной административной комиссии городского округа – город Волжский Волгоградской области № 2-18/3480 от 10 апреля 2018 года является незаконным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Восстановить заместителю прокурора города Волжского Волгоградской области Вольской М.Е. процессуальный срок для принесения протеста на постановление территориальной административной комиссии городского округа – город Волжский Волгоградской области № 2-18/3480 от 10 апреля 2018 года.
Протест заместителя прокурора города Волжского Волгоградской области Вольской М.Е. на постановление территориальной административной комиссии городского округа – город Волжский Волгоградской области № 2-18/3480 от 10 апреля 2018 года удовлетворить.
Постановление территориальной административной комиссии городского округа – город Волжский Волгоградской области № 2-18/3480 от 10 апреля 2018 года о признании индивидуального предпринимателя Никитина С.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.1 Закона Волгоградской области № 1693-ОД от 11 июня 2008 года «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности», и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях индивидуального предпринимателя Никитина С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.1 Закона Волгоградской области № 1693-ОД от 11 июня 2008 года «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности».
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.Г. Винецкая